Асем Кузенбаева, "Бизнес и власть", 11 сентября
Проблему дефицита бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке можно решить и без запрета на экспорт ГСМ, уверены эксперты. Только потребителей топлива такие альтернативы вряд ли устроят, считают регуляторы. Говоря о причинах образования дефицита ГСМ в стране, управляющий директор Торгового дома "КазМунайГаз" Марлен Бусурманов обращает внимание на особенности прошедшего года. "Если в начале прошлого года спрос на бензин резко понизился, то во второй половине 2008-го этот показатель значительно вырос. За вторую половину года были израсходованы практически все запасы первых 6 месяцев. С другой стороны, сократились объемы импорта российских нефтепродуктов из-за повышения экспортной таможенной пошлины в России. Мы стали покупать нефть по более высокой цене. Это, в свою очередь, привело к уменьшению количества нефтепродуктов, вырабатываемых отечественными заводами", – рассказал г-н Бусурманов. Однако, по данным компании "Газпром-нефть", объем импорта нефти в Казахстан с мая по август 2009 года остались такими же, как за аналогичный период прошлого года. Более того, российские поставщики заверили, что не планируют их сокращать. По словам г-на Бусурманова, нехватки дизельного топлива в настоящее время на рынке нет. Кроме того, продолжил собеседник, сельскохозяйственники для уборочных работ получают его по удешевленной цене. "Что касается бензина марки АИ-80, то сложившийся дефицит продлится буквально до октября", – считает г-н Бусурманов. Между тем зампредседателя Агентства по защите конкуренции (АЗК) Жанат Кожахметов заявил "&", что запрет на экспорт ГСМ – это оперативная мера, "принятая для того, чтобы помочь отечественным сельхозпроизводителям в период уборочной страды". "Решить проблему можно было другими способами", – однозначно высказался г-н Бусурманов. Для этого, по его мнению, необходимо цены на нефть внутри страны привести в соответствие с мировыми показателями. "Как это сделала Россия и многие европейские страны. Они тем самым насытили товаром свои внутренние рынки", – уточнил г-н Бусурманов. Далее, продолжает он, АЗК и Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) должны разрешить крупным отечественным поставщикам нефтепродуктов повысить оптовые и розничные цены. "Если мы приобретаем сырье по мировым расценкам, то и стоимость продукта переработки также должна повыситься", – пояснил собеседник. В АРЕМ не исключают, что эта просьба компаний-доминантов будет удовлетворена. Зампредседателя АРЕМ Жасер Джаркинбаев сообщил "&", что это станет возможным в том случае, если доминирующие игроки рынка предоставят объективные доводы насчет повышения цен. "Кроме того, мы рекомендуем таким компаниям пересмотреть административные расходы и сократить затраты непроизводственного характера", – заявил г-н Джаркинбаев. По мнению сенатора Куаныша Айтаханова, временного запрета на экспорт ГСМ недостаточно для стабилизации цен на внутреннем рынке. Г-н Айтаханов предлагает обязать всех недропользователей направлять на отечественные НПЗ по фиксированной стоимости до 3% добываемой ими нефти. Эти объемы должны передаваться в фонд формирования государственных ресурсов нефти и нефтепродуктов по закупочной цене, утверждаемой правительством республики. Через фонд нефть без посредников должна доводиться до заводов для дальнейшей реализации произведенных нефтепродуктов сельскохозяйственникам по эффективной цене. Г-н Бусурманов в свою очередь оспаривает распространенное мнение о том, что продавать нефтепродукты за пределами страны гораздо выгоднее, чем на внутреннем рынке. По его словам, такие продажи нельзя рассматривать только со стороны финансовой рентабельности. "Нефть – это такой продукт, который просто необходимо куда-то продавать. Невозможно загрузить сырье в производство, когда некуда выкачивать продукт", – пояснил он. По словам собеседника, когда на отечественном рынке значительно снизился потребительский спрос, отечественные компании действительно экспортировали нефтепродукты в Россию, на Украину, в Китай и в страны Западной Европы. "Однако таким образом они не получали прибыль, а просто минимизировали свои убытки. В течение прошлого года были периоды, когда экспорт приносил хорошие доходы, но также было время, когда эти операции являлись минусовыми. Поэтому в результате нивелирования рынка прибыльность была минимальной и не давала какого-либо эффекта", – пояснил г-н Бусурманов. |