Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 14 сентября
Не скрывают своего острого разочарования менеджеры норвежско-итальяно-казахского консорциума без образования юридического лица "Акер Кварнер/ЕРСАЙ" решением тендерной комиссии "Аджип ККО". Комиссия присудила победу в тендере на части подряда по подключению и вводу в эксплуатацию объектов в рамках разработки месторождения Кашаган в казахстанском секторе шельфа Каспия некой итальянской компании "Дитцман".
С 2007 года подрядом полностью руководил консорциум без образования юридического лица "Акер Кварнер/ЕРСАЙ". Сам консорциум как бы образован из трех частей. Основную роль в ней играет норвежская промышленная группа "Акер Кварнер". Что касается "Ерсай", то полное название компании "Ерсай Каспиан Контрактор", где 43% принадлежит подразделению итальянского концерна ЭНИ-Сайпем, а остальная часть группе "Ланкастер" в роли публичного владельца проходит экс-глава НК "Казахойл", экс-вице-министр Нурлан Каппаров.
Данный подряд включает в себя прием и сборку прибывающего на остров D и прибрежье оборудования, сохранение его до периода эксплуатации. Весь же спектр работ, который теперь будет разделен между несколькими подрядчикам, включает монтаж, сборку и логистическую поддержку морских операций. Причиной же своего поражения менеджеры видят в том, что на повторном тендере "Акер Кварнер/ЕРСАЙ" представил объективные цены выполняемых работ и проиграл.
Впрочем, менеджеры проигравших не завидуют победителю и обещают, что они сами вскоре начнут понимать, во что "вляпались". Менеджеры консорциума предполагают, что уже через полгода "Дитцман" начнет ставить вопрос о повышении стоимости подряда. Никто не будет работать на крупных нефтяных проектах на низкой рентабельности.
Привезенное на остров оборудование пока, в основном, просто cкладируется и без тщательного обслуживания постепенно будет условно, так сказать, ржаветь на острове. "Дитцман" - достаточно известная в мире компания, но в Атырау о ней почти ничего не знают. Основные подряды в Казахстане у нее на Карачаганаке. Зачем вдруг понадобилось "Аджип ККО" вновь проводить тендеры на уже ранее распределенные подряды? Ответ оказался прост. Во-первых, тендеры формально проводились по прежним срокам добычи ранней добычи первой кашаганской нефти, а во-вторых, в роли оператора теперь другая компания НКОК.
Также учитывались и требования "Шелл" и "КазМунайГаз" по удешевлению проекта. Но вся проблема в том, что как ни стараются, удешевить проект все равно не удается. Парадокс, по мнению менеджеров "Акер Кварнер/ЕРСАЙ", именно в том, что требования удешевить в ходе реализации проекта и делает проект, в конечном итоге, все дороже и дороже. Чем дешевле, тем дольше затянется начало реальной коммерческой добычи, и соответственно, время идет и проект становится дороже.
И если даже, первую партию нефти удастся отправить на продажу в 2013 году, то это будет сущая формальность. Реальный срок - 2015, а начало систематического экспорта нефти еще позже 2017. Все, так или иначе, связывается с той же борьбой за полный контроль над Кашаганским проектом между акционерами. По-видимому, в руководстве "Самрук" и НК "КазМунайГаз" начинают осознавать, что проглотили из пиара больший кусок доли в Кашаганском проекте, чем могут финансировать. А отступать по политическим мотивам нельзя. Не продавать же обратно половину своей доли.
А "Шелл" подзуживает КМГ против ЭНИ. Но итальянцы заняли самую мудрую позицию. Они выполняют все требования на козырек, спокойно воспринимают всю обрушившуюся на них критику за неудачи, но, тем не менее, как ни странно самим, становятся незаменимыми и продолжают удерживать главные рычаги в планировании и распределении подрядов в Северо-Каспийском проекте. |