Пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, 15 сентября
Счетный комитет рекомендует правительству рассмотреть экономическую целесообразность государственного субсидирования расходов железнодорожных пассажирских перевозок.
Счетный комитет отмечает низкую эффективность использования субсидий, выделяемых из республиканского бюджета на покрытие убытков железнодорожных пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям. Это связано с отсутствием адресности субсидирования, методики формирования размеров субсидий. Кроме того, не определен предельный уровень цен на билеты по выставляемым на конкурс сообщениям. Раздельный учет расходов по маршрутам пассажирских перевозок, субсидируемых из республиканского и местных бюджетов, не ведется.
При расчете размеров субсидий в расходы включены не относящиеся к субсидируемой деятельности перевозчика затраты в сумме 655,6 млн. тенге. Установлено, что эти средства расходовались на проведение культурно-просветительных, оздоровительных и других мероприятий, оплату штрафов, пени, неустоек, судебных издержек, выплату вознаграждений и погашение основного долга по банковским займам перевозчиков.
Отмечается затягивание процедуры согласования временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам, сборам) на регулируемые услуги магистральной железнодорожной сети. В результате понижающий коэффициент на услуги магистральной железнодорожной сети применяется несвоевременно, расходы перевозчиков растут. Так, в 2007-2008 годах фактические затраты перевозчиков увеличились на 2,8 млрд. тенге.
При заключении договоров на субсидируемые маршруты перевозчиками завышается количество вагонов. Как следствие, в 2007-2008 годах министерством излишне оплачено ТОО "Сункар 1" и ТОО "Темир Тулпар КZ" 423,7 млн. тенге.
Объем услуг локомотивной тяги за 2007-2008 годы в среднем в два раза превышает фактическое время работы локомотивов "в голове поезда" на сумму 5,2 млрд. тенге, которые выплачены АО "Локомотив".
Счетный комитет рекомендует правительству рассмотреть экономическую целесообразность государственного субсидирования расходов железнодорожных пассажирских перевозок. Министерству транспорта и коммуникаций рекомендовано разработать методику формирования размеров субсидий, выделяемых из республиканского бюджета на покрытие убытков железнодорожных пассажирских перевозок по социально значимым сообщениям, а также ввести учет доходов и расходов раздельно по каждому субсидируемому государством маршруту. Агентству по регулированию естественных монополий указано на необходимость сокращения сроки рассмотрения заявок на утверждение временного понижающего коэффициента.
В 2007-2008 годы на субсидирование железнодорожных пассажирских перевозок по социально значимым межобластным сообщениям из республиканского бюджета выделено 18 950,7 млн. тенге.
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценку реализации республиканского бюджета, использования грантов и активов государства, гарантированных государством займов, а также средств от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. |