Алматы. 17 сентября. КазТАГ - Акжол Садешов
Причиной роста цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) у компаний, которые не являются доминантами на рынке АЗС, является дефицит ГСМ на рынке. С таким заявлением выступили на пресс-конференции в четверг представители ряда АЗС.
Согласно их информации, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и компании, занимающиеся переработкой нефти, не реализуют топливо малым и средним предприятиям в связи с неэффективностью таких сделок, так как экспорт топлива приносит таким компаниям больше прибыли. В результате оптовые поставщики предлагают ГСМ на рынке по ценам выше, чем получают АЗС, принадлежащие крупным сетям. Это вынуждает мелких игроков на рынке поднимать цены розничные цены на своих АЗС.
"На АЗС компаний, не являющихся монополистами, цена на 5-7, а то и 10 тенге выше, чем у монополистов. Почему? Каждый желающий может позвонить в колл-центр и попросить объем (ГСМ - КазТАГ). Вашу заявку примут, но объем вам не дадут, в связи с его отсутствием. Тут же через какие-то другие компании вам предложат топливо, но уже по другой (более высокой - КазТАГ) цене", - сказал заместитель директора компании "VR Мунай" Руслан Мухамбеткалиев. В результате подобных действий многие компании вынуждены приостанавливать свою деятельность, отправлять людей в отпуска без содержания или увольнять, отметил он.
"До 7 сентября 2009 года в республике не действовал запрет на экспорт ГСМ и компании-экспортеры получали очень хорошие деньги, больше чем за товар, который они продавали на внутренний рынок. Есть неофициальная информация, что в связи с запретом на экспорт ГСМ эти оптовые компании просто хранят топливо, не выпуская его на внутренний рынок для АЗС", - сообщил Р. Мухамбеткалиев.
Участники пресс-конференции предлагают решить сложившуюся проблему через снижение отпускных цен на топливо на НПЗ, обеспечение равного доступа к объемам ГСМ на НПЗ, повышение экспортной пошлины на нефтепродукты, с тем, чтобы экспорт топлива стал экономически не эффективен |