Алексей ЖУКОВ, "Казахстанская правда", 30 сентября
Успешность пилотного проекта по созданию биллингового центра по сбору коммунальных платежей (ЦКП) констатируют в областном центре. Реализация его началась в феврале текущего года, и за семь месяцев сумма собранных платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 34,1 млн. тенге (более 30%).
Ноу-хау проекта заключается в том, что в отличие от других подобных центров, созданных в Алматы и Астане, ЦКП не только занимается выставлением счетов, а оказывает полный комплекс услуг, включая обработку информации, сбор платежей и взыскание задолженностей. При этом центр осуществляет специализированное юридическое сопровождение разбирательств со злостными неплательщиками и наделен полномочиями принимать достаточно жесткие меры по отношению к ним, начиная от отключения коммунальных услуг, заканчивая отъемом в судебном порядке квартир.
Одним из главных достижений и преимуществ центра стало выявление реального объема получателей коммунальных услуг за счет вскрытия многочисленных нарушений, в частности таких, как занижение действительного числа производственных объектов. Предприниматели, имея в собственности несколько объектов (офисы, автомойки, склады), оплачивали коммунальные лишь за один из них. Из-за таких недобросовестных потребителей жители города недополучали тепло и переплачивали за полученные услуги.
В результате проведенных мероприятий только за семь месяцев текущего года сумма начислений по коммунальным платежам по сравнению с показателями прошлого года увеличилась почти на 20 млн. тенге.
Помимо этого уже через четыре месяца работы центра сбор от ежемесячного начисления впервые превысил отметку 100%, что наглядно демонстрирует сокращение объемов и сроков задолженностей граждан.
- Это особенно актуально для Кокшетау, поскольку громадные долги населения за коммунальные услуги приводили к срыву поставок теплоэлектроэнергии, а предприятия, оказывающие услуги, неоднократно оказывались на грани банкротства, - отметил аким города Бахыт Сапаров.
Создание центра позволило поставщикам услуг оптимизировать собственные ресурсы, в первую очередь за счет сокращения большой армии так называемых контролеров. В конечном итоге деятельность ЦКП должна привести к сокращению расходов собственников на содержание жилья, в том числе за счет устранения приписок, переноса сверхнормативных потерь с добросовестных плательщиков на реальных потребителей, которые раньше "на халяву" получали услуги.
- Иждивенческая позиция людей, не торопившихся оплачивать счета или вообще пытавшихся скрыть факты потребления, должна полностью изжить себя, - подчеркнул Б. Сапаров.
Вместе с тем деятельность центра позволила обеспечить прозрачность процедуры сбора коммунальных платежей и пресечь практически никем не контролируемое движение наличных денег, которые зачастую шли "мимо кассы". Актуальные данные ЦКП оперативно поступают в распоряжение муниципальных властей, что позволяет акимату отслеживать работу поставщиков услуг и своевременно принимать меры реагирования.
В свою очередь, удобство новой системы отмечают и горожане, поскольку с ее введением появилась возможность оплатить все получаемые услуги в одном месте по принципу "одного окна". При этом отпала необходимость платить за каждую квитанцию.
В настоящее время также внедряется система безналичных платежей (банкоматы, инфокиоски, Интернет, терминалы), с помощью которых пользователи могут в он-лайновом режиме получить информацию о задолженностях за различные услуги. |