Нурлан БАЙБАЗАРОВ, управляющий директор АО "Банк развития Казахстана"
Решение проблем обеспеченности инфраструктурой является основой притока внутренних и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Как показывает мировой опыт, реализация проектов по созданию и модернизации инфраструктуры страны являются одним из наиболее эффективных инструментов поддержания экономической активности и обеспечения занятости в кризисные периоды.
Как следствие, приоритетным направлением инвестиционной деятельности банка в рамках реализации антикризисной программы правительства и пятилетнего плана форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана является финансирование масштабных проектов в отраслях энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, призванных создать базу роста экономики в посткризисный период.
В нынешних условиях отсутствия "длинных" и недорогих источников фондирования Банк развития Казахстана наряду со средствами государственного бюджета служит одним из немногих источников финансирования капиталоемких и долгосрочных инфраструктурных проектов. Кроме того, участие банка развития в качестве софинансирующей стороны в инфраструктурном проекте повышает его привлекательность для частного капитала.
На сегодняшний день значительная доля инвестиционной активности банка приходится на отрасли инфраструктуры. Наибольший удельный вес среди одобренных к финансированию инвестиционных проектов (37%) занимают проекты в области транспорта, связи и электроэнергетики. На различных стадиях реализации в банке находятся такие стратегические инфраструктурные проекты, как проект расширения Актауского морского международного торгового порта в северном направлении, строительства линии электропередачи Север-Юг Казахстана мощностью 500 КВт, строительства Мойнакской ГЭС в Алматинской области, строительства газотурбинной электростанции в г. Уральске, проекты по созданию ряда современных транспортно-логистических центров в крупных транспортных узлах Казахстана.
Наряду с использованием традиционных кредитных инструментов Банк развития Казахстана способствует развитию альтернативных инструментов финансирования инфраструктурных проектов (проектное финансирование, выпуск инфраструктурных облигаций и др.). Так, в 2007 году банк инвестировал порядка 1 млрд. тенге в именные купонные инфраструктурные облигации первого выпуска АО "Батыс транзит" в целях реализации стратегического проекта по строительству линии электропередачи, соединяющей Северный Казахстан с Актюбинской областью для обеспечения энергетической безопасности Западного Казахстана. АО "Батыс транзит" является одним из первых примеров государственно-частного партнерства в осуществлении проекта национального значения, строительства межрегиональной линии электропередачи.
Базой фондирования проектов служат внешние заимствования банка, среди которых следует отметить заключенное в августе 2009 года кредитное соглашение с Экпортно-импортным банком Китая на сумму $ 5 млрд. В целях обеспечения базы фондирования прорывных проектов, Банку оказывается поддержка государства и акционера путем выделения возвратных бюджетных ресурсов.
В предстоящий период банк развития намерен увеличить объемы финансирования инфраструктурных проектов, используя весь перечень законодательно разрешенных кредитных инструментов. Успешная реализация финансируемых банком инфраструктурных проектов служит основой для создания новых и развития существующих производств в несырьевых отраслях промышленности, способствует укреплению экономической безопасности страны и росту инвестиционной активности в экономике. |