Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, "Караван", 9 октября
Осенний скачок цен на бензин приносит группе граждан Казахстана десятки миллионов долларов прибыли ежегодно.
Ежегодно весной и особенно осенью цены на горючее в Казахстане "прыгают" примерно на 20-30 процентов. Ненадолго - на несколько недель, месяц. Ежегодно Агентство по защите конкуренции (АЗК) (варианты - Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), Минэнерго) получает задание расследовать причины повышения цен. Затем перед телекамерами и на страницах газет разыгрывается спектакль. Вспомним вместе!
2004 год, октябрь. АРЕМ признал факт сговора ШНОС (Шымкентский НПЗ) с аффилированными компаниями. ШНОС был оштрафован на 500 миллионов тенге. Антимонопольщики настаивали на штрафе в 12 миллиардов, но Верховный суд отказал…
2005 год, октябрь. Цены за литр АИ-92 достигли на заправках Алматы 65-68 тенге, на более престижных АЗС они выросли до 70 тенге. В ЮКО бензин за месяц подорожал в полтора раза…
2006 год, октябрь. В Минэнерго руководители трех крупнейших НПЗ республики и ряд других участников рынка ГСМ подписали меморандум о снижении цен на реализуемую продукцию. Сразу после подписания меморандума цены на топливо поднялись на 20-30 процентов…
2007 год, октябрь. После остановки на плановый ремонт Шымкентского НПЗ цены на бензин по всей республике выросли на 20-30 процентов. "Возможно, в результате экономической концентрации происходит необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями", - предположили представители комитета по защите конкуренции…
2008 год, октябрь. После летнего скачка цен на ГСМ 29 октября подписан Меморандум о партнерстве между госорганами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов. "Доминирующее положение на данном рынке занимают АО "ТД "КазМунайГаз", ТОО "ТД "ПетроКазахстан", АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз" и ТОО "Гелиос", сообщили в Агентстве по защите конкуренции, "вышеуказанные субъекты рынка находятся под пристальным вниманием агентства, им запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением"...
2009 год, октябрь. Из сообщения АЗК: "При анализе сложившейся ситуации было установлено, что субъектами-доминантами цены на ГСМ не повышались, дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке... По факту согласованных действий владельцев АЗС ЮКО агентство начинает процедуру расследования"….
И никто из чиновников и на этот раз не осмелится сказать правду. Спорим?!
Дефицит успешно состоялся?
Цены на бензин взлетели на заправках Кызылорды на прошлой неделе. Особенно сильно подорожало горючее на мелких АЗС: ходовой бензин АИ-92 взлетел сразу на 18-20 тенге. Там, где цена ниже, бензин отпускается по талонам, а где дороже - свободно.
А вот в Шымкенте, где расположен нефтеперерабатывающий завод, с 5 октября бензин и дизтопливо вновь появились в свободной продаже. Причем цены опустились до прежнего уровня. Так, бензин АИ-80 стоит 48 тенге 1 литр, АИ-92 - 65 тенге/литр. Ажиотажа среди автолюбителей нет - очереди на АЗС схлынули.
В Таразе клапан дефицита, перекрывший на прошлой неделе "кислород" автомобилистам, тоже немного приоткрылся. Как сообщили местные власти, в область стало поступать 460 тонн топлива в сутки. Это в три раза больше, чем в дни бензинового кризиса, но на сто тонн меньше потребности. "Демократичный" 92-й на части заправок отпускается только по талонам, в свободной продаже стоит 93-95 тенге и приобретается после достаточно долгого стояния в очередях.
В Алматы дефицит горючего стойко держится уже несколько недель. На днях заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) Борис ПАРСЕГОВ заявил, что начато предварительное расследование в отношении пяти крупных поставщиков ГСМ, продающих в южной столице бензин по талонам. А вчера, 8 октября, глава Минэкономики РК Сауат Мынбаев предложил снять запрет на экспорт дизтоплива - чтобы защитить внутренний рынок. |