Асем Кузенбаева, Алена Немыкина, "Бизнес и власть", 9 октября
Агентство по защите конкуренции (АЗК) подозревает пять крупных поставщиков бензина в сговоре. Торговцы топливом отрицают свое причастие к ажиотажу на рынке ГСМ.
Как сообщил "&" замглавы АЗК Борис Парсегов, антимонопольный орган проводит предварительное расследование в отношении пяти продавцов ГСМ: "Гелиос", Sinooil, Royal Petrol, "СонарМунайОнимдери" и "КазМунайГаз Онимдери". По его словам, эти компании подозреваются в согласованных действиях по искусственному увеличению цен на автозаправках Алматы и созданию ажиотажа на рынке ГСМ.
АЗК считает, что компании-доминанты утаивают объемы бензина, не пуская топливо в реализацию на внутренний рынок. "Они ждут повышения цен, чтобы после этого выпустить продукцию на продажу", - уверен г-н Парсегов. Если суд согласится с доводами АЗК, недобросовестные компании будут оштрафованы на сумму в размере 10% от оборота, подчеркнул чиновник. Кроме того, суд может принять решение о полной конфискации монопольного дохода компаний. По данным АЗК, на заправках "Гелиос" в Алматы бензин АИ-92,93 стоит 72 тенге, у Royal Petrol и "Сонар" - 76-78 тенге, на мелких заправках - 92-93 тенге. При этом многие АЗС отпускают бензин только по талонам, что является дискриминацией потребителей. В результате на алматинских АЗС образовались огромные очереди. Автолюбители, у которых нет талонов, дают сверху кассирам заправок, лишь бы залить баки.
В АО "КазМунайГаз Онимдери" не согласны с инкриминируемыми обвинениями. "Наша компания в бензиновом сговоре не участвовала и участвовать не будет", - говорится в официальном ответе компании на запрос "&". В Казахстане всегда существовал дефицит высокооктанового бензина, поскольку отечественные НПЗ не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, утверждают в компании. Кроме того, 1 октября экспортная пошлина на нефть в России повысилась с $238,6 до $240,7 за тонну. Именно с этим связано сокращение объемов поставок российского бензина на казахстанский рынок, подчеркнули в "КазМунайГаз Онимдери".
Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, нужно продлить запрет на экспорт бензина, запретить нефтеперерабатывающим заводам вставать на ремонт в период дефицита топлива и установить контроль за отпуском бензина с НПЗ, говорит "&" руководитель Группы по макроэкономическим исследованиям Олжас Худайбергенов. Последняя мера подразумевает отказ от посредников между производителями топлива и заправками. Прежде всего, уточняет собеседник, посредников не должно быть в Павлодаре, Атырау и Шымкенте, где базируются три отечественных НПЗ. В других городах, считает он, допустимо наличие максимум одного посредника: завод продает бензин только одному посреднику от каждого региона по оптовой цене, а тот в свою очередь распределяет топливо в своем регионе по местным заправкам. Такая схема позволит контролировать маржу заправок и сразу выявлять недобросовестных игроков, полагает г-н Худайбергенов.
Поскольку дефицит ГСМ в стране - регулярное для осени явление, государству следует создать соответствующие резервы топлива и в нужный момент выпускать резерв на рынок для его стабилизации, говорит "&" аналитик Института экономических стратегий - Центральная Азия Бахыт Кайракбай. Он не исключает возможности участия компаний в сговоре по искусственному созданию дефицита на рынке ГСМ. У поставщиков бензина всегда есть соблазн подзаработать на дефиците нефтепродуктов, подчеркивает эксперт. С другой стороны, рассуждает он, у правительства есть все механизмы для контроля над ситуацией: все необходимые законы приняты, сформирован регулирующий орган. Возможно, проблема заключается в нежелании искоренить эту ситуацию на государственном уровне, предположил г-н Кайракбай. |