NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 00:09 ast
22:09 msk

Вторая волна дефицита
Нехватка отечественных нефтепродуктов рано или поздно приведет к новому ценовому всплеску
29.10.2009 / экономика

Тимур ИСАЕВ, "МК" в Казахстане", 28 октября

Неожиданно, как водится, наступили зимние холода. Для автовладельцев начался сезон повышенного расхода топлива, а пора его удешевления так и не наступила. Правительство уповает, что до нового года ситуацию будет спасать запрет на вывоз бензина, который хотя бы не даст ценам вырасти.

Бензин в недостатке

Что касается решения проблемы по существу, то при антимонопольном агентстве создан экспертный совет по рынку нефтепродуктов. Предполагается, что он будет работать в тесном контакте с российскими антимопопольщиками: топливные рынки наших стран взаимозависимы. На этой неделе уже состоялось первое заседание совета. Надежды на светлое бензиновое будущее возлагаются и на новый законопроект о производстве и обороте нефтепродуктов, который должен убрать посредников. Но утечет еще много нефте - продуктов, пока экспертный совет и закон принесут свои плоды.

Между тем, решительные действия требуются уже сейчас, потому что все острее становится нехватка отечественных нефтепродуктов. И рано или поздно она приведет к новому ценовому всплеску. Если же его задушат административным ресурсом, то грянут его величество дефицит, еще более длинные очереди на бензоколонках и прочие "прелести". Особенно тяжелая ситуация с самым ходовым бензином А95/96. По имеющимся данным, его недопоставки в третьем квартале достигли 70 процентов. Эта брешь перекрывается импортным, в основном российским бензином, регулировать цены на который государство не может ни прямо, ни косвенно.

Заводы в избытке

Как заявил министр энергетики Сауат Мынбаев, строить новый нефтеперерабатывающий завод в Казахстане нецелесообразно. Такой проект гораздо дороже, чем модернизация уже действующих предприятий. А проводить модернизацию все равно придется, чтобы полностью перевести их на выпуск топлива по стандартам "Евро" и отказаться от производства АИ-80. Как полагает министр, к 2014 году этот бензин не будет потребляться вообще.

В то же время министерство индустрии и торговли предлагает включить в "индустриальную карту" проект строительства Каспийского НПЗ в Мангистауской области. Здесь много и нефти, и транспортных возможностей, ведь под боком морской порт. Правда, с потребителями напряженка, поскольку область - самая малочисленная в республике. Продавать же за границу равносильно тому, что поставлять в Тулу самовары. В соседних Туркменистане, Азербайджане и Узбекистане переизбыток своих мощностей, и цены на топливо там существенно ниже. Еще дешевле нефтепродукты в Иране, потому как там действует государственное регулирование цен. Так что, по мнению многих экспертов, овчинка выделки не стоит - Каспийский НПЗ оценивается минимум в два миллиарда долларов.

Единственный вариант в том, чтобы производить на мангистауском заводе не бензин, а топливо для кораблей, которые бороздят просторы Каспийского моря. Флот будет непрерывно расти за счет танкеров, грузовых судов для обслуживания тех же нефтяных месторождений. Тем не менее, сомнительно, что корабельного спроса хватит на целый НПЗ. Пока покрыта мраком неизвестности судьба идеи по возведению нефтеперегонного завода в Акмолинской области. Очевидно, что шансов у такого проекта еще меньше, чем у Каспийского НПЗ.

И остатки сладки

Строительство нового завода для государства - это еще и новая головная боль. Ведь его придется загружать сырой нефтью. В Казахстане это всегда повинность, потому что продавать за рубеж выгоднее. В прошлом году в республике было добыто 70 миллионов тонн нефти. На внутреннем рынке осталось чуть больше семи миллионов тонн. Иными словами, только каждая десятая тона добываемого "черного золота" перерабатывается в нашей стране, остальное идет на экспорт. Исключительно на вывоз работают два крупнейших нефтедобытчика: контролируемые американским и европейским инвесторами "Тенгизшевройл" и "Карачаганак Петролеум". Символическую долю в полпроцента оставляет у нас и китайский производитель "СНПС-Актобемунайгаз". Немного больше, шесть процентов, продает на внутреннем рынке другая китайская компания - "Петроказахстан".

Государство считает, что ничего страшного в этом нет, и оно всегда может увеличить "разнарядку". К тому же, Павлодарский НПЗ работает на российской нефти. Однако положение изменится, когда начнется реализация долгожданной программы модернизации отечественных НПЗ. После ее завершения - в 2015 году - они смогут перерабатывать 17-18 миллионов тонн нефти.

Обреченные на импорт

В соседней России, где нефтеперерабатывающих мощностей тоже вроде как в избытке, тем не менее, планируется сооружение новых НПЗ, причем весьма масштабных. А чтобы не испытывать трудностей с нефтью, их "сажают на трубу". Так, в Приморском крае, откуда протянется трубопровод в Китай, планируется соорудить гигантский завод, который будет перерабатывать 20 миллионов тонн нефти в год, то есть больше, чем весь Казахстан. А под Новороссийском, куда выходит нефтепровод КТК (транспортирующий, кстати, казахстанскую нефть), собираются построить НПЗ и нефтехимический завод.

У Казахстана пока есть единственная труба, которая ведет к конечному потребителю - в Китай. Теоретически можно построить НПЗ на границе, для снабжения густонаселенного восточно-казахстанского региона и соседнего Китая. Однако китайцам нужна сырая нефть, а не наш бензин.

Вторую экспортную трубу протянут к каспийскому порту Курык. Но и там строительство завода даже не обсуждается. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что в ближайшие годы доля импортного бензина будет лишь возрастать. А значит, возможности государства регулировать цены будут только ослабевать. Парадокс, но на самом деле для правительства дефицит топлива гораздо предпочтительнее, нежели его избыток. Дефицит можно перекрывать запретами на вывоз, импортом. И главное, на дефиците можно зарабатывать. А избыток бензина заставит искать рынки сбыта, что очень хлопотно и не очень выгодно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Расширенное заседание "Об итогах социально-экономического развития города Алматы за 9 месяцев 2009 года" 30.10.2009
Заключительное заявление миссии МВФ в Казахстане, октябрь 2009 г. 30.10.2009
В Атырау подписан контракт в 1 млрд. 40 млн. долларов на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов 30.10.2009
АО "SAT & Company" объявило о завершении сделки по вхождению в состав участников трех ферросплавных заводов в северо-восточном Китае 30.10.2009
О текущей ситуации на рынке ГСМ в ЮКО 30.10.2009
Глава минфина признает, что торги по МАОКАМ начались вяло из-за консервативной ставки вознаграждения по бумагам 30.10.2009
Приостановлены торги 30.10.2009
Компания KAZAKHMYS PLC объявила результаты производственной деятельности за девять месяцев 2009 года 30.10.2009
Объявлены претенденты по проекту реконструкции автодороги Алматы - Хоргос 30.10.2009
Открытие PoP-узла АО "Казахтелеком" в Гонконге 30.10.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz