Тимур ИСАЕВ, "МК" в Казахстане", 28 октября
Неожиданно, как водится, наступили зимние холода. Для автовладельцев начался сезон повышенного расхода топлива, а пора его удешевления так и не наступила. Правительство уповает, что до нового года ситуацию будет спасать запрет на вывоз бензина, который хотя бы не даст ценам вырасти.
Бензин в недостатке
Что касается решения проблемы по существу, то при антимонопольном агентстве создан экспертный совет по рынку нефтепродуктов. Предполагается, что он будет работать в тесном контакте с российскими антимопопольщиками: топливные рынки наших стран взаимозависимы. На этой неделе уже состоялось первое заседание совета. Надежды на светлое бензиновое будущее возлагаются и на новый законопроект о производстве и обороте нефтепродуктов, который должен убрать посредников. Но утечет еще много нефте - продуктов, пока экспертный совет и закон принесут свои плоды.
Между тем, решительные действия требуются уже сейчас, потому что все острее становится нехватка отечественных нефтепродуктов. И рано или поздно она приведет к новому ценовому всплеску. Если же его задушат административным ресурсом, то грянут его величество дефицит, еще более длинные очереди на бензоколонках и прочие "прелести". Особенно тяжелая ситуация с самым ходовым бензином А95/96. По имеющимся данным, его недопоставки в третьем квартале достигли 70 процентов. Эта брешь перекрывается импортным, в основном российским бензином, регулировать цены на который государство не может ни прямо, ни косвенно.
Заводы в избытке
Как заявил министр энергетики Сауат Мынбаев, строить новый нефтеперерабатывающий завод в Казахстане нецелесообразно. Такой проект гораздо дороже, чем модернизация уже действующих предприятий. А проводить модернизацию все равно придется, чтобы полностью перевести их на выпуск топлива по стандартам "Евро" и отказаться от производства АИ-80. Как полагает министр, к 2014 году этот бензин не будет потребляться вообще.
В то же время министерство индустрии и торговли предлагает включить в "индустриальную карту" проект строительства Каспийского НПЗ в Мангистауской области. Здесь много и нефти, и транспортных возможностей, ведь под боком морской порт. Правда, с потребителями напряженка, поскольку область - самая малочисленная в республике. Продавать же за границу равносильно тому, что поставлять в Тулу самовары. В соседних Туркменистане, Азербайджане и Узбекистане переизбыток своих мощностей, и цены на топливо там существенно ниже. Еще дешевле нефтепродукты в Иране, потому как там действует государственное регулирование цен. Так что, по мнению многих экспертов, овчинка выделки не стоит - Каспийский НПЗ оценивается минимум в два миллиарда долларов.
Единственный вариант в том, чтобы производить на мангистауском заводе не бензин, а топливо для кораблей, которые бороздят просторы Каспийского моря. Флот будет непрерывно расти за счет танкеров, грузовых судов для обслуживания тех же нефтяных месторождений. Тем не менее, сомнительно, что корабельного спроса хватит на целый НПЗ. Пока покрыта мраком неизвестности судьба идеи по возведению нефтеперегонного завода в Акмолинской области. Очевидно, что шансов у такого проекта еще меньше, чем у Каспийского НПЗ.
И остатки сладки
Строительство нового завода для государства - это еще и новая головная боль. Ведь его придется загружать сырой нефтью. В Казахстане это всегда повинность, потому что продавать за рубеж выгоднее. В прошлом году в республике было добыто 70 миллионов тонн нефти. На внутреннем рынке осталось чуть больше семи миллионов тонн. Иными словами, только каждая десятая тона добываемого "черного золота" перерабатывается в нашей стране, остальное идет на экспорт. Исключительно на вывоз работают два крупнейших нефтедобытчика: контролируемые американским и европейским инвесторами "Тенгизшевройл" и "Карачаганак Петролеум". Символическую долю в полпроцента оставляет у нас и китайский производитель "СНПС-Актобемунайгаз". Немного больше, шесть процентов, продает на внутреннем рынке другая китайская компания - "Петроказахстан".
Государство считает, что ничего страшного в этом нет, и оно всегда может увеличить "разнарядку". К тому же, Павлодарский НПЗ работает на российской нефти. Однако положение изменится, когда начнется реализация долгожданной программы модернизации отечественных НПЗ. После ее завершения - в 2015 году - они смогут перерабатывать 17-18 миллионов тонн нефти.
Обреченные на импорт
В соседней России, где нефтеперерабатывающих мощностей тоже вроде как в избытке, тем не менее, планируется сооружение новых НПЗ, причем весьма масштабных. А чтобы не испытывать трудностей с нефтью, их "сажают на трубу". Так, в Приморском крае, откуда протянется трубопровод в Китай, планируется соорудить гигантский завод, который будет перерабатывать 20 миллионов тонн нефти в год, то есть больше, чем весь Казахстан. А под Новороссийском, куда выходит нефтепровод КТК (транспортирующий, кстати, казахстанскую нефть), собираются построить НПЗ и нефтехимический завод.
У Казахстана пока есть единственная труба, которая ведет к конечному потребителю - в Китай. Теоретически можно построить НПЗ на границе, для снабжения густонаселенного восточно-казахстанского региона и соседнего Китая. Однако китайцам нужна сырая нефть, а не наш бензин.
Вторую экспортную трубу протянут к каспийскому порту Курык. Но и там строительство завода даже не обсуждается. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что в ближайшие годы доля импортного бензина будет лишь возрастать. А значит, возможности государства регулировать цены будут только ослабевать. Парадокс, но на самом деле для правительства дефицит топлива гораздо предпочтительнее, нежели его избыток. Дефицит можно перекрывать запретами на вывоз, импортом. И главное, на дефиците можно зарабатывать. А избыток бензина заставит искать рынки сбыта, что очень хлопотно и не очень выгодно. |