NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (август 2019)
Вам какой президент больше нравится?








Поиск  
Суббота 21.09.2019 22:23 ast
19:23 msk

Расширенное заседание "Об итогах социально-экономического развития города Алматы за 9 месяцев 2009 года"
А.Есимов: Поступление налогов в государственный бюджет составило 441,3 млрд. тенге. Хотя здесь и наблюдается некоторое снижение объемов в абсолютном выражении, Алматы выполнил прогноз на 109% и остается главным донором бюджета страны. Удельный вес нашего города составляет 26,4%
30.10.2009 / экономика

Пресс-служба акима города Алматы, 29 октября

В Алматы под председательством акима города Ахметжана Есимова, прошло расширенное заседание "Об итогах социально-экономического развития города Алматы за 9 месяцев 2009 года".
В заседании актива приняли участие заместители акима города, акимы районов и их заместители, депутаты городского Маслихата, руководители территориальных и городских структурных подразделений, первые руководители учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы, представители малого и среднего бизнеса, банковских структур и др.
Одной из наиболее актуальных тем для Алматы сегодня является предпринимательство и промышленность, учитывая, что мегаполис по-прежнему остается финансовым, деловым центром страны и основным донором республиканской казны.
Резкое снижение объемов банковского кредитования и отсутствие собственных средств предприятий привело к заметному сокращению объемов производства. Однако, как отметил аким города Ахметжан Есимов, благодаря поддержке государства ситуация в данном секторе стабилизируется.
В городе Алматы реализуются антикризисные мероприятия в рамках двух ключевых документов: городская "Антикризисная программа" на сумму 103 млрд. тенге и "Дорожная карта" на сумму 25 млрд. тенге.
"За рубежом эффективность деятельности исполнительной власти в условиях кризиса оценивается, прежде всего, по уровню занятости населения и борьбе с безработицей. Благодаря поддержке Президента эту задачу нам удалось решить. Последовательное исполнение позволило обеспечить работой 45 тысяч человек", - отметил Ахметжан Есимов.
Сегодня горожане трудятся на объектах транспортной инфраструктуры, энергетики, социальной сферы и объектах предстоящей Азиады. Повсеместно проводятся работы по благоустройству города. В конце января т.г. все государственные коммунальные предприятия провели акцию "Госзаказ – 2009". Общая сумма госзакупок составила 20,7 млрд. тенге. По инициативе акимата города Алматы 17 национальных компаний, входящих в систему ФНБ "Самрук-Казына", провели среди предприятий мегаполиса ярмарку в рамках госзакупок и увеличения казахстанского содержания. По их данным с алматинскими товаропроизводителями подписано договоров на сумму 276 млрд. тенге.
Кроме того, для поддержки МСБ в рамках 3-го транша из 117 млрд. тенге на города Алматы выделено 46,5 млрд. тенге.
Ахметжан Есимов особо отметил высокую важность поддержки со стороны государства, оказываемой дольщикам и ипотечникам. На сегодняшний день активно реализуется несколько схем решения проблем дольщиков, в том числе при участии ФНБ "Самрук-Казына". В результате совместной работы в прошлом году решены проблемы 3105 дольщиков, в текущем году - 2451 дольщиков. В целом по итогам 2009 года, согласно утвержденного графика, будет сдано 29 жилых комплексов с участием 4756 дольщиков. Таким образом, к началу 2010 года в Алматы будут решены проблемы 7861 участника долевого строительства.
В сентябре т.г. наметились определенные положительные тенденции в изменении экономических показателей. В прошлом месяце размеры инвестирования экономики увеличились на 35%, отмечен рост объема строительных работ почти на 5%. Важным показателем экономического подъема является рост объемов производства и распределения электроэнергии, которые увеличились на 2 %. Наблюдается рост числа активных хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса почти на 10%.
Благодаря росту доходов увеличился розничный товарооборот в сентябре на 3 %, а объем оптовой торговли увеличился на 36 %, что является свидетельством роста экономической активности.
Уровень зарегистрированной безработицы в течение нескольких месяцев стабилизировался на отметке 0,8 % к экономически активному населению.
Инфляция составила 105,6 %, что на 3,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Поступление налогов в государственный бюджет составило 441,3 млрд. тенге, в том числе, в республиканский бюджет - 327,7 млрд. тенге и местный бюджет - 113,6 млрд. тенге. В целом город Алматы выполнил прогноз на 109%. Удельный вес города составляет 26,4% и вырос по сравнению с прошлым годом на 2%.
Аким также отметил, что город в состоянии в полном объеме выполнять все социальные обязательства и развивать городское хозяйство благодаря тому, что располагает бюджетом в 225,6 млрд. тенге, что на 8 млрд. тенге больше бюджета прошлого года. Общая сумма трансфертов из республиканского бюджета выросла на 20 млрд. тенге, их объем составляет около 112-ти млрд. тенге. Поступление налогов в государственный бюджет составило 441,3 млрд. тенге, в том числе, в Республиканский бюджет - 327,7 млрд. тенге и местный бюджет - 113,6 млрд. тенге. Хотя здесь и наблюдается некоторое снижение объемов в абсолютном выражении, Алматы выполнил прогноз на 109% и остается главным донором бюджета страны. Удельный вес нашего города составляет 26,4% и вырос по сравнению с прошлым годом на 2%
Отметив плодотворную работу актива города, аким обратил внимание и на резервы, которые имеются, но не используются. В частности, речь шла о налоговых поступлениях в бюджет. Ахметжан Есимов подчеркнул необходимость обеспечения полноты сборов налогов и платежей в рамках "Антикризисной программы" и "Дорожной карты".
Росту налоговых поступлений должна была способствовать перерегистрация на территорию города предприятий и организаций, выигравших тендер по государственным закупкам на бюджетные средства. Однако результат пока незначительный. Намечалось также внедрить дополнительные показатели эффективности реализации "Дорожной карты". Социальные индикаторы внедрены, однако плановые показатели по налоговым поступлениям так и не установлены. Реализация "Дорожной карты" продолжится и в 2010 году, поэтому механизм отслеживания уплаты налогов необходимо внедрить в кратчайшие сроки.
"Следует отметить, что имеются значительные расхождения показателей администраторов бюджетных программ с данными налогового департамента. Это вызывает сомнение в достоверности сведений и в целом - эффективности контроля уплаты налогов", - подчеркнул аким, поручив заместителям взять под строгий контроль ситуацию в указанной сфере.
В области рефинансирования ипотечных займов на сегодняшний день банками рефинансированы ипотечные кредиты 4038 заемщиков, фактически освоено 30,8 млрд.тенге, что составляет 26 % от всех средств, выделенных Фондом "Самрук-Казына" на данные цели. Аким города подчеркнул, что государство поддерживает ипотечников на определенных условиях, в частности, процентные ставки пересматриваются только для тех заемщиков, которые реально в этом нуждаются, но не для тех, кто имеет по несколько квартир.
Кроме того, аким поручил ускорить реализацию проекта по приватизации коммунального жилья. В частности, Ахметжан Есимов отметил, что полученные от этой акции средства (порядка 3 млрд. тенге) могли бы служить хорошим подспорьем местному бюджету.
Также положительным моментом стало недавнее решение Правительства о выделении средств из Фонда стрессовых активов в размере 30 млрд. тенге для решения проблем на рынке недвижимости, в том числе на завершение строительства жилых комплексов "Тау Самал", "Уш-тобе" и мегарайона "Сайран" через БТА и Казкоммерц банки.
В своем обращении к активу города Ахметжан Есимов подчеркнул роль банков, которые являются важной составляющей частью экономики города – финансового центра страны, однако их деятельность не ограничивается содействием в поддержке участников долевого строительства. Финансовый сектор занимает ключевую позицию в создании валового регионального продукта и наполнение бюджета.
"Банки являются активными участниками реализации антикризисных мер в решении вопросов кредитования малого и среднего бизнеса, предприятий обрабатывающей промышленности, ипотеки. Государством оказана значительная финансовая помощь непосредственно банковскому сектору, поддержана их ликвидность. Повышен государственный гарантированный уровень банковских вкладов физических лиц до 5 млн. тенге, что предотвратило массовый отток денег населения. И мы вправе ожидать от банков соответствующей отдачи. Но ситуация остается непростой. Одно дело кредитование предприятий, а другое – городская казна. Так, удельный вес налогов от финансового сектора сократилась с 21% до 14%. Это повышение качества обслуживания, оперативность процесса кредитования, непосредственное участие в реализации городских программ", - сказал Ахметжан Есимов.
Важными темами обсуждения на заседании актива города также стали антикризисные меры по обеспечению рабочими местами и своевременной выплаты заработной платы; о работе коммунальных государственных предприятий, в частности, слабый менеджмент и преобладание личных интересов руководящего состава предприятий. Проверками повсеместно выявляются такие нарушения, как: хищения денежных средств, присвоение вверенного имущества, приписки при получении зарплаты, закуп контрафактного оборудования, сдача помещений в аренду без оформления документов и мн.др.
"Сложившаяся система подведомственных акимату предприятий плохо структурирована и бесконтрольна. Нет четко прописанных функций и сфер деятельности предприятий. Госорганы практически самоустранились от их работы.
В итоге мы имеем огромную штатную численность и при этом низкий уровень финансово-бухгалтерской дисциплины, непрозрачную деятельность, большие убытки и полное отсутствие практики корпоративного управления. Как результат, большинство предприятий выживают за счет бюджетных ассигнований, не принося городу какой-либо пользы, чем вызывают справедливое возмущение горожан. На коммунальные предприятия возложены важные государственные функции, на их финансирование направляются значительные бюджетные средства. Их неэффективное использование и бесконтрольность в управление деятельностью предприятий мы не допустим", - подчеркнул аким.
В своем выступлении Ахметжан Есимов также акцентировал внимание актива города на вопросах развития здравоохранения, в частности, он отметил, что несмотря на возражения городских властей и многочисленных вопросов по механизму реформирования медицинской отрасли с 1 января 2010 года вводится система обслуживания больных вне зависимости от места прописки и проживания.
"Необходимо проанализировать ситуацию, подготовить расчеты по возможному развитию ситуации в сфере здравоохранения города и дать необходимые предложения. Алматинцы ни в коем случае не должны пострадать от данных реформ", - заявил Ахметжан Есимов.
В сфере развития транспортной инфраструктуры Алматы в 2009 году на строительство транспортных объектов направляется порядка 65 млрд. тенге государственных ресурсов. Будет отремонтировано 400 км. дорог и улиц. В сфере пассажирских перевозок за счет частных инвестиций произведено некоторое обновление негосударственных автопарков - закуплено 170 автобусов, соответствующих стандартам ЕВРО-2.
В настоящее время осуществляется модернизация тяговых подстанций коммунального предприятия "Алматыэлектротранс". Особенность данного проекта в том, что он финансируется за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития в сумме 10 млн. долларов. Завершается проектная стадия создания сети паркингов на основе государственно-частного партнерства с участием Международной финансовой корпорацией структурой Мирового банка. Кроме того, достигнута договоренность о частных инвестициях в размере порядка 7 млн. долларов США на строительство подземного паркинга в центральной части города. Это позволит уменьшить количество стихийных парковок, оптимизировать транспортное движение на центральных городских магистралях. По линии Европейского банка реконструкции и развития от правительств Сингапура и Австрии получены гранты в сумме 600 тыс. евро на технико-экономическое обоснование легкого рельсового транспорта.
Вместе с тем, аким отметил, что на работу общественного транспорта по-прежнему поступает масса жалоб и нареканий от жителей города.
"Для улучшения сервиса на общественном транспорте и увеличения пассажиропотока необходимо отказаться от старых подходов в сфере государственного регулирования, перенимать международный опыт, создавать реальную конкуренцию между перевозчиками", - подчеркнул Ахметжан Есимов.
Аким также, заострил внимание не необходимости ускорить реализацию проекта муниципального парка, создать максимально благоприятные условия для инвесторов и предпринимать все необходимые меры для повышения уровня культуры обслуживания пассажиров в общественном транспорте, с соблюдением графиков, работой валидаторов.
Также был поднят вопрос о развитии службы такси в мегаполисе, в связи с предстоящими Зимними Азиатскими играми.
Говоря о развитии жилищно-коммунального хозяйства аким особо отметил развитие энергокомплекса, на который в т.г. направлено около 30 млрд. тенге. В рамках "Стабилизационного плана" и "Дорожной карты" осуществляется капитальный ремонт порядка 50 объектов. Создано 5348 новых рабочих мест.
Особое внимание глава администрации города обратил на взаимоотношения между городом и предприятиями коммунального обслуживания, такие как: "Алматыгорсвет", "Зеленстрой", "ДЭУ автобаза", ТОО "СМЭУ Алматы", "Тартып" и др., которые на сегодняшний день являются частными.
"Цены на свои услуги они устанавливают по своему усмотрению. Ввиду того, что в городе они являются фактически монополистами в своей сфере, государство вынуждено пользоваться их услугами по их расценкам, которые постоянно растут. Никто не проводит анализ их финансово-хозяйственной деятельности, их затратную часть. Более того, каким образом актируются их работы – это требует отдельного разбирательства. Администраторами этих программ, в основном, выступают районные акиматы. Тучные года, когда всем было хорошо, прошли", - сказал Ахметжан Есимов.
Аким города отметил, что в целях оптимизации бюджетных расходов необходимо рассмотреть вопрос либо о возврате данных предприятий в государственную собственность, либо применения к ним положений антимонопольного законодательства. АРЕМу, АЗК, возможно с привлечением правоохранительных органов и средств массовой информации следует тщательно проверить так называемых скрытых монополистов.
В рамках акции по проведению государственных закупок и увеличения казахстанского содержания с участием национальных компаний системы "Самрук-Казыны" были достигнуты договоренности на сумму 276 млрд. тенге. Однако промышленность города получило заказов лишь на 32,4 млрд. тенге, что составило только 12% от намеченного, а из них оплачено лишь 13,2 млрд. тенге.
Правительством было принято решение из средств Фонда стрессовых активов оказать финансовую поддержку предприятиям обрабатывающей промышленности. В этой связи аким поручил своим заместителям активно проработать с ФНБ "Самрук-Казына" вопрос по максимальному включению алматинских предприятий в перечень, финансируемых по этой программе.
"Глава государства дал поручение разобраться с каждым предприятием, допустившим снижение производства или остановку. Наличие таких предприятий в Алматы недопустимо, так как это сказывается на занятости алмаатинцев, наносит вред архитектурному облику и функционированию городской инфраструктуры. Земля в Алматы самая дорогая в стране и ее неэффективное использование слишком дорогое удовольствие. Мы намерены отдельно рассмотреть этот вопрос", - подчеркнул Ахметжан Есимов.
Одним из приоритетных вопросов для мегаполиса сегодня является необходимость перехода к энергосберегающей экономике. Аким города призвал горожан активно двигаться в этом направлении. В качестве положительного примера он привел замену ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы (компактные люминесцентные) в здание акимата. Так вот за 5 месяцев 2009 года экономия электроэнергии составила 494 тыс. кВт*ч или 5 млн. тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наконец, аким города поднял вопрос индустриально-инновационного развития крупнейшего города страны, напомнив о выступлении Главы государства, отметившего необходимость интеллектуальной революции, если мы хотим войти в клуб развитых стран с устойчивой экономикой.
"В Алматы эта работа проводится недостаточно эффективно. В карту индустриально-инновационного развития из 132 предварительно вошло 4 алматинских проекта. Но для Алматы, который обладает большим промышленным потенциалом, это не показатель. Мы понимаем необходимость совместной работы научно-исследовательских учреждений и городских властей. Но, к сожалению, в структуре акимата не предусмотрено соответствующее подразделение и наши полномочия не позволяют его создать. Мы работаем в рамках типовых "застывших" положений и структуры, которые несомненно требуют изменений. Здесь особенно важно добиться продвижения закона об изменениях в законе "Об особом статусе города Алматы", - резюмировал аким города Алматы.
Кроме того, Ахметжан Есимов акцентировал внимание на сфере кадрового обеспечения индустриального развития города, в частности, на необходимости уделить особое внимание поддержке профессионального образования.
В заключении аким города отметил, что Алматы обеспечивает свыше 30% поступлений республиканского бюджета. Кроме того, из доходов местного бюджета производится ежегодные изъятия, которые на следующий год запланированы в размере 55 млрд. тенге. Сложная экономическая ситуация и предполагаемое снижение налоговых поступлений дает основание прогнозировать, что возможен дефицит бюджета на 2010 год.
В то же время всем администраторам программ необходимо трезво и профессионально оценить свои потребности, не раздувать расходы и затраты. Бюджетные ресурсы расходовать с максимальной эффективностью.
"Необходимо все силы мобилизовать на успешное завершение года и создание плацдарма для уверенного задела на следующий год. Следует распространить основные принципы нашей "Антикризисной программы" на 2010 год, подготовиться к реализации "Дорожной карты". Провести все необходимые мероприятия к широкомасштабной акции "Госзакупки Алматы – 2010" с привлечением ФНБ "Самрук-Казына". Я уверен, что продуманная реализация намеченного, принятие обоснованных решений и их исполнение позволит преодолеть трудности и встать на путь устойчивого посткризисного развития города", - заключил Ахметжан Есимов.

-----

Социально-экономическое развитие
Выступление акима города Алматы А. Есимова

Говоря о социально-экономическом положении города, надо отметить, что мы сейчас живем в непростое время, и для Алматы, который является финансовым центром страны, естественно, мировой кризис оказал негативное воздействие. Всем это хорошо известно.
Резкое снижение объемов банковского кредитования и отсутствие собственных средств предприятий привело к заметному сокращению объемов производства. И если бы не государством не были своевременно приняты антикризисные меры, Президентом не выделены средства из Национального фонда, ситуация могла быть намного серьезней.
Судите сами.

 Снижение
за год в %
Снижение
в млрд тенге
Снижение
численности
занятых
Инвестиции в основной капитал29,2 %106,6 
Строительство31,4 %72,512 900
Промышленность19,8 %57,04 700
МСБ7,2 %27,026 300


Для этих людей надо было создать новые рабочие места.
Как это осуществлялось?
В нашем городе антикризисные мероприятия реализуются в рамках двух ключевых документов:
- Городская Антикризисная программа на сумму 103 млрд. тенге.
- Дорожная карта на сумму 25 млрд. тенге.
За рубежом эффективность деятельности исполнительной власти в условиях кризиса оценивается, прежде всего, по уровню занятости населения и борьбе с безработицей. Благодаря поддержке Президента эту задачу нам удалось решить. Последовательное исполнение позволило обеспечить работой 45 тысяч человек.
Горожане трудятся на объектах транспортной инфраструктуры, энергетики, социальной сферы и объектах предстоящей Азиады. Повсеместно проводятся работы по благоустройству города.
Также в конце января все наши государственные коммунальные предприятия провели акцию "Госзаказ – 2009". Общая сумма госзакупок составила 20,7 млрд. тенге.
По нашей инициативе 17 национальных компаний, входящих в систему ФНБ "Самрук-Казына", провели среди предприятий г. Алматы ярмарку в рамках госзакупок и увеличения казахстанского содержания. По их данным с алматинскими товаропроизводителями подписано договоров на сумму 276 млрд. тенге.
Кроме того, для поддержки МСБ в рамках 3-го транша из 117 млрд. тенге на г.Алматы выделено 46,5 млрд. тенге.
Со стороны государства оказывается большая поддержка дольщикам и ипотечникам.
В результате в сентябре наметились определенные положительные тенденции в изменении экономических показателей. Так, в прошлом месяце размеры инвестирования экономики увеличились на 35%, отмечен рост объема строительных работ почти на 5%. Важным показателем экономического подъема является рост объемов производства и распределения электроэнергии, которые увеличились на 2 %.
Наблюдается рост числа активных хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса почти на 10%.
Некоторые положительные изменения происходят и в жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,7% выросла среднемесячная номинальная зарплата и составила 93821 тенге (по стране – 68626 тенге). Это самый высокий темп роста в стране.
Благодаря росту доходов увеличился розничный товарооборот в сентябре на 3 %, а объем оптовой торговли увеличился на 36 %, что является свидетельством роста экономической активности.
Уровень зарегистрированной безработицы в течение нескольких месяцев стабилизировался на отметке 0,8 % к экономически активному населению.
Инфляция составила 105,6 %, что на 3,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Поступление налогов в государственный бюджет составило 441,3 млрд. тенге, в том числе, в Республиканский бюджет - 327,7 млрд. тенге и местный бюджет - 113,6 млрд. тенге. Хотя здесь и наблюдается некоторое снижение объемов в абсолютном выражении, Алматы выполнил прогноз на 109% и остается главным донором бюджета страны. Удельный вес нашего города составляет 26,4% и вырос по сравнению с прошлым годом на 2%
Что касается реально располагаемого бюджета города, то он в текущем году составляет 225,6 млрд. тенге, что на 8 млрд. тенге больше бюджета прошлого года. Общая сумма трансфертов из Республиканского бюджета выросла на 20 млрд. тенге, их объем составляет около 112-ти млрд. тенге.
Это позволяет в полном объеме выполнять все социальные обязательства и развивать городское хозяйство.
В целом, за прошедший период текущего года проведена большая, целенаправленная, системная работа. И проведена она активом города, который здесь присутствует и я, как Аким, за это вам благодарен.
Но, тем не менее, теперь давайте поговорим о резервах, которые имеются и не используются из-за пробелов в нашей работе. Это особенно важно сейчас, чтобы достойно завершить текущий год и уже начать активную подготовку к следующему. А он по прогнозам будет далеко не простым.
О налоговых поступлениях в бюджет.
Первое – это необходимость обеспечения полноты сборов налогов и платежей в рамках Антикризисной программы и Дорожной карты. Они расписаны по каждому администратору программ.
Однако, в целом задание по уплате налогов по Антикризисной программе выполнено на 1 октября всего на 25 % (собрано 2,9 млрд. тенге при задании 11,6 млрд. тенге).
Неудовлетворительно обстоят дела в управлении капитального строительства, которое распоряжается самой крупной суммой бюджетных средств. При выполнении на 55 % заданий по финансированию, уплачено налогов всего на 19 %. Слабо проводится работа в этом направлении и в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Сейчас время сборов налогов, поэтому Усенову, Меренкову и др. администраторам программ обеспечить полностью уплату налогов.
Росту налоговых поступлений должна была способствовать перерегистрация на территорию города предприятий и организаций, выигравших тендер по государственным закупкам на бюджетные средства.
Однако результат пока незначительный. Из 11 крупных подрядчиков, зарегистрированных в других регионах, прошли перерегистрацию всего 5.
У нас мощностей хватает. Руководители предприятий – если закупки уходят посторонним – докладывайте, будем принимать меры.
Намечалось также внедрить дополнительные показатели эффективности реализации Дорожной карты. Социальные индикаторы внедрены, однако плановые показатели по налоговым поступлениям так и не установлены. Реализация Дорожной карты продолжится и в 2010 году, поэтому механизм отслеживания уплаты налогов необходимо внедрить в кратчайшие сроки.
Следует отметить, что имеются значительные расхождения показателей администраторов бюджетных программ с данными налогового департамента. Это вызывает сомнение в достоверности сведений и в целом - эффективности контроля уплаты налогов.
Поручаю моим заместителям взять под строгий контроль ситуацию в указанной сфере.
Ситуация на рынке жилья.
На сегодняшний день активно реализуется несколько схем решения проблем дольщиков, в том числе при участии ФНБ "Самрук-Казына".
Данная работа дает определенные результаты. В прошлом году решены проблемы 3105 дольщиков, в текущем году - 2451 дольщиков. А в целом по итогам 2009 года, согласно утвержденного графика, будет сдано 29 жилых комплексов с участием 4756 дольщиков.
Таким образом, к началу 2010 года в Алматы будут решены проблемы 7861 участника долевого строительства.
В области рефинансирования ипотечных займов на сегодняшний день банками рефинансированы ипотечные кредиты 4038 заемщиков, фактически освоено 30,8 млрд.тенге, что составляет 26 % от всех средств, выделенных Фондом "Самрук-Казына" на данные цели.
Государство поддерживает ипотечников, но здесь есть определенные условия. Процентные ставки пересматриваются только для тех заемщиков, которые реально в этом нуждаются.
Данная программа не может быть распространена на тех, кто имеет по нескольку квартир. А такие факты есть.
Заместителям Акима Долженкову В.А., Сейдуманову С.Т., управлению внутренней политики необходимо активизировать работу с населением, шире использовать возможности средств массовой информации по разъяснению этих вопросов.
Сейчас принято положение о реализации (приватизации) коммунального жилья. Средства, полученные от этой акции, а это порядка 3 млрд. тенге, могли бы служить важным подспорьем местному бюджету. Поэтому необходимо ускорить реализацию данного проекта.
Также положительным моментом стало недавнее решение Правительства о выделении средств из Фонда стрессовых активов в размере 30 млрд. тенге для решения проблем на рынке недвижимости, в том числе на завершение строительства жилых комплексов "Тау Самал", "Уш-тобе" и мегарайона "Сайран" через БТА и Казкоммерц банки.
Роль банков, которые являются важной составляющей частью экономики города – финансового центра страны, не ограничивается содействием в поддержке участников долевого строительства.
Финансовый сектор занимает ключевую позицию в создании валового регионального продукта и наполнение бюджета.
Банки являются активными участниками реализации антикризисных мер в решении вопросов кредитования малого и среднего бизнеса, предприятий обрабатывающей промышленности, ипотеки.
Государством оказана значительная финансовая помощь непосредственно банковскому сектору, поддержана их ликвидность. Повышен государственный гарантированный уровень банковских вкладов физических лиц до 5 млн. тенге, что предотвратило массовый отток денег населения.
И мы вправе ожидать от банков соответствующей отдачи. НО ситуация остается непростой. Не хочу вдаваться в подробности, скажу с точки зрения интересов города. Одно дело кредитование предприятий, а другое – городская казна. Так, удельный вес налогов от финансового сектора сократилась с 21% до 14%.
Это повышение качества обслуживания, оперативность процесса кредитования, непосредственное участие в реализации городских программ.
О сокращении задолженности по заработной плате и скрытой безработице.
На сегодня сумма задолженности сокращена по сравнению с началом года на 1,9 млрд. тенге и составляет 533 млн. тенге. Остаток задолженности имеют 28 предприятий, по которым ведутся судебные разбирательства и другие процедуры.
Надо особое внимание обратить на то, что задолженность зачастую образуется из-за недобросовестности первых руководителей предприятий.
С целью недопущения подобных фактов необходимо тщательно отслеживать реализацию заключенных меморандумов с предприятиями и организациями, а их на сегодня - 150.
Как было отмечено ранее, антикризисные меры позволили обеспечить работой 45 тысяч человек.
Вместе с тем людей продолжают направлять в отпуска без сохранения зарплаты. На сегодня в вынужденных отпусках находится около 3-х тысяч человек.
Поручаю вынести данные вопросы на очередное заседание Комиссии по контролю за эффективностью использования бюджетных средств и реализации антикризисных мер.
О работе коммунальных государственных предприятий
На сегодня в городе функционирует около 600 организаций коммунальной собственности, из которых 29 предприятий на праве хозяйственного ведения.
Данная форма собственности позволяет предприятиям работать достаточно эффективно и прибыльно. При этом у них нет жестких ограничений по возможности стимулирования работников.
Общая сумма налоговых и других отчислений в бюджет от данных предприятий за 2009 год составит всего 139 млн. тенге, из которых 104 млн. тенге приходится только на холдинг "Алматы су". Остальные 28 предприятий либо убыточны, либо не приносят никакой прибыли, при этом обороты по некоторым из них превышают сотни миллионов тенге.
Причины - слабый менеджмент и преобладание личных интересов.
Проверками повсеместно выявляются одни и те же нарушения - хищения денежных средств, присвоение вверенного имущества, приписки при получении зарплаты, закуп контрафактного оборудования, сдача помещений в аренду без оформления документов. Список нарушений можно продолжать и продолжать.
Ярким примером могут служить результаты недавней проверки коммунального предприятия "Дворец Республики". Неучтенные концерты, манипуляции с арендой помещений, хищения имущества и многое другое.
Проведенная ревизия в коммунальном предприятии "Служба спасения" и его вышестоящем управлении вскрыла многочисленные финансово-хозяйственные нарушения и факты прямого воровства на сотни миллионов тенге.
Объект коммунальной собственности как Дворец школьников занимается таким важным делом, как организация досуга наших детей. По их отчетности в кружках занимаются около 24 тысяч школьников, что даже без проверки представляется явно завышенной цифрой. Выявляются факты неправомерного взимания денег со школьников и их родителей, а также неэффективного использования имущества.
Сложившаяся система подведомственных акимату предприятий плохо структурирована и бесконтрольна. Нет четко прописанных функций и сфер деятельности предприятий. Госорганы практически самоустранились от их работы.
В итоге мы имеем огромную штатную численность с начальниками, персональными автомобилями и секретаршами, с одной стороны, а с другой - низкий уровень финансово-бухгалтерской дисциплины, непрозрачную деятельность, большие убытки и полное отсутствие практики корпоративного управления.
Как результат, большинство предприятий выживают за счет бюджетных ассигнований, не принося городу какой-либо пользы, чем вызывают справедливое возмущение горожан.
Также имеет место дублирование функций и отсутствие координации деятельности, что приводит к росту бюджетных расходов. Это относится к сфере информационных технологий. Три органа управления имеют отдельные предприятия по информатике.
Досугом детей занимаются также три управления: образования, спорта и молодежной политики. При этом многие программы во многом схожи.
Мы сейчас активно занимаемся изысканием внутренних резервов экономии и оптимизации расходов.
Еще раз повторяю. На коммунальные предприятия возложены важные государственные функции, на их финансирование направляются значительные бюджетные средства. Их неэффективное использование и бесконтрольность в управление деятельностью предприятий мы не допустим. Больше не буду предупреждать о персональной ответственности начальников госорганов о деятельности ваших подведомственных предприятий, поскольку назначение их руководителей ваша прямая компетенция.
Поручаю заместителю Акима Кудышеву М.Т. совместно с кураторами выработать систему эффективного управления работой коммунальных предприятий, включая меры по оптимизации их количества, численности работающих, определению конкретных сфер деятельности.
О развитии здравоохранения.
В развитие здравоохранения в текущем году направляется 34 млрд. тенге с ростом к 2008 году на 12 %. Ведется строительство больниц и поликлиник. В рамках Дорожной карты проводится капитальный ремонт 21 объекта здравоохранения.
В полном объеме организованы профилактические осмотры. Надо отметить, что улучшилась динамика по большинству медицинских показателей. Так, рождаемость населения возросла на 9,5 %, общая смертность снизилась на 11,2 %. Заболеваемость туберкулезом сократилась на 10 %.
Сегодня в системе здравоохранения происходят большие изменения. Несмотря на наши возражения и многочисленные вопросы по механизму реформирования медицинской отрасли с 1 января 2010 года вводится система обслуживания больных вне зависимости от места прописки и проживания.
Сегодня у меня был Министр здравоохранения. Обсуждали. Лечебные учреждения Алматы должны быть готовы к большому наплыву граждан, желающих получить медицинские услуги из других регионов, поскольку уровень выше. Увеличатся доходы.
Заместителю Акима Сейдуманову С.Т., Управлению здравоохранения необходимо проанализировать ситуацию, подготовить расчеты по возможному развитию ситуации в сфере здравоохранения города и дать необходимые предложения.
Алматинцы ни в коем случае не должны пострадать от данных реформ.
О развитии транспортной инфраструктуры.
Развитие транспортной инфраструктуры в Алматы осуществляется достаточно интенсивно.
В 2009 году на строительство транспортных объектов направляется порядка 65 млрд. тенге государственных ресурсов. Будет отремонтировано 400 км. дорог, улиц, что в 4 раза больше прошлого года.
В сфере пассажирских перевозок за счет частных инвестиций произведено некоторое обновление негосударственных автопарков - закуплено 170 автобусов, соответствующих стандартам ЕВРО-2.
Сейчас осуществляется модернизация тяговых подстанций коммунального предприятия "Алматыэлектротранс". Особенность данного проекта в том, что он финансируется за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития в сумме 10 миллионов долларов.
Это первый случай в Казахстане, когда заем международного финансового института предоставляется напрямую коммунальному госпредприятию.
Завершается проектная стадия создания сети паркингов на основе государственно-частного партнерства с участием Международной финансовой корпорацией структурой Мирового банка.
В настоящее время достигнута договоренность о частных инвестициях в размере порядка 7 млн. долларов США на строительство подземного паркинга в центральной части города. Это позволит уменьшить количество стихийных парковок, оптимизировать транспортное движение на центральных городских магистралях.
По линии Европейского банка реконструкции и развития от правительств Сингапура и Австрии получены гранты в сумме 600 тыс. евро на технико-экономическое обоснование легкого рельсового транспорта.
Вместе с тем на работу общественного транспорта по-прежнему поступает масса жалоб и нареканий от жителей города.
Для улучшения сервиса на общественном транспорте и увеличения пассажиропотока необходимо отказаться от старых подходов в сфере государственного регулирования, перенимать международный опыт, создавать реальную конкуренцию между перевозчиками.
Исполнение государственной функции развития этой отрасли Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог считаю не только не выполненной, но и провальной.
Конечно, проводить тендеры и осваивать многомиллиардные суммы на строительстве и ремонте дорог гораздо почетнее и приятнее, нежели заниматься рутинной постоянной работой по улучшению пассажирского транспорта.
А что делает подведомственное вашему Управлению, КГП "Пассажирские перевозки" кроме участия в распределении маршрутов?
Больше года говорим о создании муниципального автобусного парка. Да, что-то сделано. Определились с базой, структурой, которая будет в составе "Электротранса". А что дальше?
Понятно, что сейчас сложная экономическая ситуация, но создайте условия и инвесторы сами придут. На первом этапе можно привлечь небольшие автобусные компании и частных извозчиков в муниципальный парк с понятными правилами и требованиями (соблюдение графика, культура обслуживания, валидаторы и др.).
Теперь поговорим о не менее наболевшем виде транспорта – такси. Эта область также практически нами не регулируется. Всем известно, что в 2011 году в Алматы состоятся Азиатские зимние игры. Приедут много спортсменов и туристов. А как встретит и обслужит наш общественный транспорт и, в частности, такси?
За несколько лет до начала Олимпийских игр в Пекине, власти этого города выдвинули требования ко всем владельцам такси о необходимости безукоризненного знания города, хорошего технического состояния машин, наличия таксометра с выдачей фискального чека и обязательного владения английским языком. В противном случае водительская лицензия изымалась.
А что у нас? Слабое знание города и грубость водителей, курение в салоне, большинство машин в технически неудовлетворительном состоянии, ценовой торг, про знание языка, я лучше промолчу.
В этой связи поручаю заместителю Акима Долженкову В.А., начальнику Управления пассажирского транспорта Меренкову В.П. разработать и внести на утверждение в маслихат новые правила по государственному регулированию в данной сфере и требованиям к владельцам и водителям такси и автобусов. (создали автобусный парк, на газе, такси одного цвета, диспетчерская служба, таксометр…).
ГАИ – взаимодействие.
О развитии жилищно-коммунального хозяйства и скрытых монополях
В текущем году на развитие энергокомплекса направлено около 30 млрд. тенге. В рамках Стабилизационного плана и Дорожной карты осуществляется капитальный ремонт порядка 50 объектов. Создано 5348 новых рабочих мест.
Проводится работа по оптимизации системы предприятий по водообеспечению города и тепловым сетям. Сейчас с Банком Развития Казахстана и Евразийским банком развития рассматривается вопрос приобретения приборов учета тепла и горячей воды. Их повсеместная установка позволит значительно сократить убытки в тепловых сетях.
Особого внимание заслуживают взаимоотношения между городом и предприятиями коммунального обслуживания ( "Алматыгорсвет", "Зеленстрой", "ДЭУ автобаза", ТОО "СМЭУ Алматы", "Тартып" и другие). Раньше они были государственными, сейчас частные. Цены на свои услуги они устанавливают по своему усмотрению. Ввиду того, что в городе они являются фактически монополистами в своей сфере, государство вынуждено пользоваться их услугами по их расценкам, которые постоянно растут.
Никто не проводит анализ их финансово-хозяйственной деятельности, их затратную часть. Более того, каким образом актируются их работы – это требует отдельного разбирательства. Администраторами этих программ, в основном, выступают районные акиматы. Тучные года, когда всем было хорошо, прошли.
Взять, например, "Горсвет", который обеспечивает уличное освещение. Мы ежегодно инвестируем в энергосберегающие светильники, а услуги этой компании все возрастают. Так, если в 2006 году уличное освещение городу обходилось в 577 млн. тенге, то в 2008 году оно составило уже 1 млрд. 313 млн. тенге, т.е. рост составил 2,2 раза. При малейшей попытке разобраться в ценообразовании, начинаются веерные отключения улиц, вызывая недовольство горожан.
Такая же картина по всем вышеперечисленным компаниям.
За аналогичный период стоимость услуг ДЭУ-Автобаза возросла с 909 млн. тенге до 2 млрд. 900 млн. тенге (рост 3,2 раза);
Зеленстрой - с 400 млн. тенге до 762 млн. (рост 1,9 раза)
СМЭУ - с 421 млн. тенге до 797 млн. тенге (рост 1,9 раза).
В целях оптимизации бюджетных расходов, видимо, надо рассмотреть вопрос либо о возврате данных предприятий в государственную собственность, либо применения к ним положений антимонопольного законодательства. АРЕМу, АЗК, возможно с привлечением правоохранительных органов и средств массовой информации следует тщательно проверить так называемых скрытых монополистов.
Поручаю заместителям Акима Шорманову Е.А., Кудышеву М. Т. проработать данный вопрос и внести соответствующие предложения.
О положении в промышленности.
Мы говорили о неудовлетворительном положении в промышленном секторе города, связанного с последствиями финансового кризиса.
В рамках акции по проведению государственных закупок и увеличения казахстанского содержания с участием национальных компаний системы "Самрук-Казыны" были достигнуты договоренности на сумму 276 миллиардов тенге. Однако промышленность города получило заказов лишь на 32,4 миллиарда тенге, что составило только 12% от намеченного, а из них оплачено лишь 13,2 млрд. тенге.
Недавно Правительством было принято решение из средств Фонда стрессовых активов оказать финансовую поддержку предприятиям обрабатывающей промышленности.
В этой связи поручаю заместителю акима Шорманову Е.А., управлению предпринимательства и промышленности активно проработать с ФНБ "Самрук-Казына" вопрос по максимальному включению алматинских предприятий в перечень, финансируемых по этой программе.
Мы договорились с руководством "Самрук-Казына" рассмотреть в ноябре эти и другие вопросы, отраженные в совместном Меморандуме.
Глава государства дал поручение разобраться с каждым предприятием, допустившим снижение производства или остановку. Наличие таких предприятий в Алматы недопустимо, так как это сказывается на занятости алмаатинцев, наносит вред архитектурному облику и функционированию городской инфраструктуры. Земля в Алматы самая дорогая в стране и ее неэффективное использование слишком дорогое удовольствие. Мы намерены отдельно рассмотреть этот вопрос.
Об инновационном развитии.
В своем выступлении в Казахском Национальном университете им. Аль-Фараби Глава государства отметил, что если мы хотим войти в клуб развитых стран с устойчивой экономикой, то необходима интеллектуальная революция. "Научно-технический прогресс бесполезен, если не приносит экономическую пользу …. Казахстану требуется "взрыв" инновационной деятельности. Бизнес должен искать перспективные проекты, адаптировать и работать над их реализацией".
В Алматы эта работа проводится недостаточно эффективно. В карту индустриально-инновационного развития из 132 предварительно вошло 4 алматинских проекта. Но для Алматы, который обладает большим промышленным потенциалом, это не показатель.
Город является научно - образовательным центром страны, где расположено более 180 научно-исследовательских организаций, но степень их участия в инновационном развитии крайне невелика. Более того деятельность многих из них размыта и не дает ощутимых практических результатов. Здесь есть над чем работать нам совместно с Министерством образования и науки.
Мы понимаем необходимость совместной работы научно-исследовательских учреждений и городских властей. Но к сожалению в структуре акимата не предусмотрено соответствующее подразделение и наши полномочия не позволяют его создать. Мы работаем в рамках типовых "застывших" положений и структуры, которые несомненно требуют изменений. Здесь особенно важно добиться продвижения закона об изменениях в законе "Об особом статусе города Алматы".
Поручаю заместителю Акима Кудышеву М.Т. с аппаратом Акима и госорганами активизировать работу по изменению закона "Об особом статусе Алматы". Ну а пока создать Совет по инновациям.
В сфере кадрового обеспечения индустриального развития города надо особое внимание уделить поддержке профессионального образования. Этот образовательный сектор незаслуженно забыт. Но без должной подготовки среднего технического персонала, высококвалифицированных рабочих невозможна масштабная новая индустриализация.
Во время посещения города Президентом страны ему была представлена концепция создания индустриальной зоны в Алатауском районе площадью 345 га.
На сегодня 41 предприятие, представляющие пищевую, машиностроительную, химическую, фармацевтическую промышленность, выразили желание участвовать в ее создании.
Вкладом со стороны государства будет не только выделение земельных участков, но и, что крайне важно, инфраструктурное обеспечение индустриальной зоны.
Поручаю управлениям промышленности и предпринимательства, образования и акимам районов наладить активное сотрудничество с предприятиями и организациями в области инновационного развития и подготовки кадров.
О ресурсосбережении (энергосбережении).
Глава Государства, отметил необходимость перехода к энергосберегающей экономике. Весь мир переходит на энергосберегающее освещение, использование солнечной и других альтернативных видов энергии.
Нам надо активно двигаться в этом направлении. Определенный опыт и наработки есть, но они должны приносить конкретные результаты.
В качестве положительного примера можно привести замену ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы (компактные люминесцентные) в здание Акимата. Так вот за 5 месяцев 2009 года экономия электроэнергии составила 494 тыс. кВт*ч или 5 млн. тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Мною дано распоряжение по энергосбережению в системе акимата и его надо неукоснительно исполнять. Поручаю управлениям энергетики и коммунального хозяйства, предпринимательства и промышленности всесторонне изучить возможности дальнейшего развития энергосберегающих технологий, производства необходимого оборудования и представить соответствующие предложения.
Заключение
В заключение хотел бы отметить следующее.
Алматы является крупнейшим донором и обеспечивает свыше 30% поступлений республиканского бюджета. Кроме того, из доходов местного бюджета производится ежегодные изъятия, которые на следующий год запланированы в размере 55 млрд. тенге. Сложная экономическая ситуация и предполагаемое снижение налоговых поступлений дает основание прогнозировать, что возможен дефицит бюджета на 2010 год.
Мотивир. Если город перевыполнит прогноз в РБ, пусть нам в каком-то соотношении увеличивают трансферты из РБ.
В тоже время всем администраторам программ необходимо трезво и профессионально оценить свои потребности, не раздувать расходы и затраты. Бюджетные ресурсы расходовать с максимальной эффективностью.
До конца года осталось немного времени. Необходимо все силы мобилизовать на успешное завершение года и создание плацдарма для уверенного задела на следующий год.
Следует распространить основные принципы нашей антикризисной программы на 2010 год, подготовиться к реализации Дорожной карты. Провести все необходимые мероприятия к широкомасштабной акции "Госзакупки Алматы – 2010" с привлечением ФНБ "Самрук-Казына".
Я уверен, что продуманная реализация намеченного, принятие обоснованных решений и их исполнение позволит преодолеть трудности и встать на путь устойчивого посткризисного развития города.
Благодарю за внимание.
Вопросы.
Протокол – аппарату доработать и внести на подпись.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Расширенное заседание "Об итогах социально-экономического развития города Алматы за 9 месяцев 2009 года" 30.10.2009
Заключительное заявление миссии МВФ в Казахстане, октябрь 2009 г. 30.10.2009
В Атырау подписан контракт в 1 млрд. 40 млн. долларов на строительство комплекса по производству ароматических углеводородов 30.10.2009
АО "SAT & Company" объявило о завершении сделки по вхождению в состав участников трех ферросплавных заводов в северо-восточном Китае 30.10.2009
О текущей ситуации на рынке ГСМ в ЮКО 30.10.2009
Глава минфина признает, что торги по МАОКАМ начались вяло из-за консервативной ставки вознаграждения по бумагам 30.10.2009
Приостановлены торги 30.10.2009
Компания KAZAKHMYS PLC объявила результаты производственной деятельности за девять месяцев 2009 года 30.10.2009
Объявлены претенденты по проекту реконструкции автодороги Алматы - Хоргос 30.10.2009
Открытие PoP-узла АО "Казахтелеком" в Гонконге 30.10.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.09.19 Суббота
82. ФЕДОРОВ Анатолий
78. САЗАНОВ Сатыбалды
74. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
73. КОБЦЕВ Алексей
71. УРМУРЗИНА Кама
69. СЕИТОВ Айтбай
68. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
68. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
68. ТАСБУЛАТОВ Абай
65. САТТЫБАЕВ Каир
64. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
64. КОЖАКОВ Асан
64. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
62. НУРПЕИСОВ Кайрат
61. АУБАКИРОВ Савет
...>>>
22.09.19 Воскресенье
91. УРУМОВ Тамерлан
67. КАРАГОЙШИН Калиулла
66. АБДРАХИМОВ Урал
66. НИКИТИНСКИЙ Евгений
63. АХМЕТОВ Жасулан
63. СОЛТАНБАЕВ Хасен
62. НУРИМАНОВ Максут
60. АМИРБЕКОВ Шарипбек
56. НУРМУХАНОВ Жуматай
54. ДЖУМАДИЛЬДАЕВ Ануар
53. БОРАНБАЕВ Кайрат
51. КАЛАНОВ Алишер
49. ТУЛЕПБАЕВ Самат
48. ШАЙМЕРДЕНОВ Асылхан
47. АКТАНОВ Канат
...>>>
23.09.19 Понедельник
77. КОПАБАЕВ Омрали
73. БЕКМАГАМБЕТОВ Мурат
71. СКРЫЛЬ Анатолий
70. ЖАНТЫЛЕУОВ Нурбай
69. ДЕЙХИН Николай
69. ПАКИРДИНОВ Мухамеджан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Насиполла
65. ПОЛИТКИН Николай
62. ДЕМЕУОВ Марат
60. АБДИКУЛОВ Таугазы
58. АРЫН Ерлан
58. АРЫН Нурлан
57. ЕРЕЖЕПОВ Болат
57. МОЛДАБАЕВ Саркытбек
57. ШАЛГИМБАЕВ Камбар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz