Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 30 октября
Людские толпы-очереди - верный признак неблагополучия. Это аксиома. Естественный монополист на рынке снабжения населения столицы тепло- и электроэнергией - ТОО "Астанаэнергосбыт" (АЭС) - настолько привык к столпотворению клиентов на своих абонентских участках, что, похоже, не видит путей выхода из тупиковой ситуации. Даже публичное замечание, прозвучавшее из уст Главы государства, ему нипочем. Чем же так милы и дороги очереди для столичных энергетиков?
8 октября Нурсултан Назарбаев, выступая на совещании по развитию Астаны, подверг резкой и обоснованной критике организацию работы с потребителями со стороны столичных коммунальщиков.
"Для многих граждан оплата за коммунальные услуги, свет, связь превратилась в страшную головную боль. Люди часами стоят в душных помещениях, тратят на это несколько дней. Городские власти должны вплотную заняться этим вопросом…" - отметил Глава государства. И поручил "в сжатые сроки" разобраться с очередями и хаосом в работе коммунальщиков. И хотя услугодатель назван не был, для всех очевидно: объектом критики и народного недовольства является столичное ТОО "Астанаэнергосбыт", созданное в 2004 году и являющееся субъектом, занимающим доминирующее (монопольное) положение на столичном рынке розничной реализации электроэнергии. Чтоб убедиться в этом, достаточно потолкаться в громадных очередях на абонентских участках АЭС, послушать, что говорят по этому поводу люди. Или ознакомиться с комментариями на Интернет-форумах, посвященных работе с потребителями ведущей энергоснабжающей компании Астаны. Вот несколько оценок, высказанных потребителями за последние месяцы.
"Когда наведете порядок в ваших расчетных центрах? В субботу работают всего 2 окна из 8. Отсутствует информация о порядке регистрации договоров и телефоны руководства. В зале всего 6 посадочных мест. В очередях в основном пожилые люди. Люди вынуждены часами простаивать в очередях, даже за получением распечатки счетов. Никакого сервиса, и это в столице!" (Кайрат).
В минувшую субботу, 24 октября, когда я зашел в душный зал абонентского участка № 2 возле остановки "Орбита", там работало "целых" 6 окошек. Правда, стульев для посетителей оказалось ровно четыре. Впрочем, это немудрено - ставить их в тесном помещении, в коем скопилось полсотни людей, попросту негде. Прошло более двух недель после публичных замечаний Президента (можно подумать, нет у него иных, более значимых забот), а воз, как говорится, и ныне там. На участке № 2 АЭС, по крайней мере, он не сдвинулся ни на миллиметр!
"Мне снова пришло предупреждение о задолженности и, соответственно, отключении электроэнергии. В прошлом году я потратил целых два рабочих дня и доказал вам, что не имею никакой задолженности. А дело в элементарном - пусть ваши контролеры добросовестно выполняют свои обязанности, они вообще практически не проверяют показания приборов учета" (Станислав). Его поддержала астанчанка Гульнар: "Своевременно оплачиваю электроэнергию. Мне пришло предупреждение о задолженности и отключении. Контролер выставил задолженность, не проверяя показания приборов. Как это можно? Из-за вас мне нужно подать заявку, чтобы вызвать контролеров для снятия показания и потом приехать к вам для сверки". А вот и адресная ситуация в изложении абонента А. Косухина: "Являюсь собственником жилого помещения в Астане по пр. Абая, 63. Постоянно проживаю в Алматы. В Астане бываю 1-2 дня в месяц. Потребление услуг - минимальное, но получаю какие-то фантастические счета, хотя за электроэнергию заплатил 100 кВт/ч вперед. Показания счетчиков сообщить не могу, потому что телефоны не отвечают! Приезжаю вечером в Астану, в дверь всунут акт о якобы имеющейся задолженности, хотя электросчетчик находится в подъезде, и легко убедиться, что никакой задолженности нет. Звоню контролеру. Контролер ТРЕБУЕТ ждать его в течение дня (а я в командировке!). После долгих объяснений все-таки приезжает, снимает показания счетчиков, составляет акт. Но потом история повторяется. Такое впечатление, не коммунальщики меня обслуживают, а я их". Конкретна в своих претензиях и жительница столицы Алтын: "Принесли квитанции с показаниями, до которых мы еще и не дошли! На счетчике - 995, а в квитанции указано оплатить показания 1686?! (участок 67, контролер Жунусова)".
Вот такие истории, оценки и эпитеты направляют ТОО "Астанаэнергосбыт" потребители. Массовое недовольство граждан еще более подстегнуло введение т.н. дифференцированных тарифов на свет. АЭС, очевидно, оказалась организационно не готовой к этому новшеству. В результате в августе-сентябре ситуация накалилась до предела: толпы, духота, нервотрепка, шум и крики стали привычным "аккомпанементом" в работе с потребителями. Особенно по субботам.
Столпотворения на участках - следствие некачественных процедур по снятию показаний приборов учета, расчетов и выставления сумм для оплаты в счетах-извещениях. Львиная доля претензий и поводов вынужденного стояния в очередях - именно из-за этого. Контроллеры, посещающие дома потребителей, записывают показания под роспись. Либо принимают устно, по телефону (если дозвонитесь). Но затем цифры, занесенные в тетрадки, странным образом искажаются при оформлении АЭС адресных счетов-извещений. Люди, схватившись за голову, спешат на участки, чтобы произвести как можно быстрее корректировку. Иначе путаница в показаниях будет только усугубляться.
Но потребителям в АЭС не очень-то доверяют. В итоге выстраивают их в длинную очередь, чтобы сначала те оформили заявку на вызов еще одного контролера. А потом, отпросившись или просто сбежав с работы, целый день ожидали его прихода для корректировки показаний. Только так - в два-три захода, способом нудного и тягостного противоСТОЯНИЯ - можно добиться справедливости при начислении и оплате услуг.
Бесчеловечная, надо признать, практика. Как тут не вспомнить о "ловле рыбки в мутной воде". Не секрет, там, где очереди и конфликты, всегда найдутся знакомые (доброжелатели, посредники), готовые урегулировать ситуацию. И не за простое человеческое "спасибо". |