NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 10:16 ast
08:16 msk

Про бензиновые реки и конкурентные берега
Кому выгодно госрегулирование рынка нефтепродуктов?
05.11.2009 / экономика

Алексей БАНЦИКИН, "Время", 5 ноября

"Бензин дорожает!" - кричат заголовки СМИ. С подачи антимонопольных органов обывателя оглушают информацией о новом заговоре "бензиновых королей". Такие публикации служат оправданием для введения объективно нерыночной меры - государственного регулирования. Но выгодно ли это рядовому потребителю?

Ценам приказали: "Стоять на месте!"

В мае этого года антимонопольные органы в очередной раз продемонстрировали свое понимание законов рынка. Повышение цен на бензин в Шымкенте вызвало целый ряд репрессивных мер со стороны исполнительной власти: начиная от запрета на экспорт моторного топлива до установления фиксированных цен на нефтепродукты. В борьбу за снижение внутренних цен включились Агентство РК по защите конкуренции (АЗК), Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), финансовая полиция и региональные акимы всех мастей и уровней.

Владельцам АЗС в очередной раз выкрутили руки, обязав не повышать цены на социально значимый товар. Антимонопольщики бодро отчитались перед руководством страны о деятельности по недопущению снижения среднедушевых показателей ВВП, роста инфляции и прочих вещах, не имеющих никакого отношения к жизни рядовых казахстанцев, но существенно влияющих на рейтинг работы госорганов. Спустя какое-то время со всей очевидностью стало ясно, что принятые в пожарном порядке меры не достигли цели. Уже в сентябре проблема дефицита топлива ударила по главному экономическому центру страны - южной столице. Недостаток горючего затронул даже крупных игроков рынка розничной торговли нефтепродуктами. Росли уже не цены, а очереди у автозаправок.

Органы регулирования снова подвела привычка устанавливать стоимость товара, абстрагируясь от реальной экономической ситуации. Сегодня уже ни для кого не секрет, что причиной дефицита стали именно антимонопольные постановления, принятые АРЕМом в начале 2009 года. Речь, в частности, идет о фиксированных ценах реализации нефтепродуктов через АЗС, определенных для субъектов естественных монополий (к таковым относятся компании Sinoil, Helios, "КазМунайГаз"). Антимонопольщики просчитались: меры, призванные не допустить повышения цен, фактически вызвали обратную реакцию.

Руководствуясь поговоркой "И овцы целы, и волки сыты", АРЕМ зафиксировало цены розничной реализации с большой "жировой прослойкой" - лагом в сторону увеличения. Но тем самым была зафиксирована и прибыль монополистов. Еще в июле рыночные цены были гораздо ниже цен, установленных АРЕМом. Более того, локальный ценовой всплеск в Южно-Казахстанской области еще не давал повода для введения таких мер по всей стране, так как в других регионах не было необходимости в регуляции. По данным Национального агентства по статистике, средняя рыночная цена на бензин марки АИ-92 в период с января по май 2009 года находилась в диапазоне от 300 до 400 долларов за тонну, или от 35 до 47 тенге за литр. Но цены реализации для АЗС, принадлежащих монополистам и доминантам рынка, были установлены на уровне 70-74 тенге за литр. Для крупных игроков это постановление АРЕМа стало настоящим подарком. Еще бы: их маржа в этот период достигала практически ста процентов!

На волне ажиотажа (пресса неумолчно твердила о грядущем повышении цен) другие участники рынка воспользовались сложившейся ситуацией, извлекая дополнительную прибыль. Правда, и в этом случае цены на их АЗС были намного ниже. Так, по данным Нацстатагентства, в Алматы стоимость бензина АИ-92 и АИ-93 на АЗС независимых трейдеров не поднималась выше 60-68 тенге за литр, а цены на бензин АИ-80 - выше 43-50 тенге за литр. Даже в проблемном Шымкенте цена на бензин АИ-92 и 93 упала до 50 тенге за литр, а на бензин АИ-80 - до 38 тенге за литр.

Простой статистический анализ показывает, что в первой половине года цены на ГСМ были значительно ниже цен, установленных АРЕМом. Особенно в тех областях, где численность АЗС независимых игроков превосходит количество автозаправок субъектов естественных монополий. Жесткая конкуренция заставляла "независимых" снижать цены, поскольку иных возможностей противостоять "мамонтам", приписанным к своим источникам поставки нефтепродуктов, у них просто не было.

Что подстегивает цены?

Само того не ведая, АРЕМ спровоцировало непрерывный рост цен, и к июлю этого года они уже превысили установленные агентством нормы. Стоит отметить, что в Казахстане почти не производятся самые распространенные марки бензина.

- Ежегодно Казахстан импортирует из соседней республики до 40 процентов (а по некоторым подсчетам, до 60 процентов) высокооктанового бензина, - говорит исполнительный директор ТОО "КазМунайГаз Онимдери" Александр ПАВЛОВ. - Цены на российские нефтепродукты намного выше, чем на отечественный бензин, поскольку у них и экспортные пошлины привязаны к мировым котировкам, и налоги повыше.

Есть и еще ряд исторических причин невозможности полностью заместить импорт.

- Главная из них - тесная зависимость двух крупнейших отечественных нефтеперерабатывающих заводов от поставок российского сырья, - комментирует председатель правления Павлодарского нефтехимического завода Шухрат ДАНБАЙ. - Построенный в середине 70-х годов прошлого века ПНХЗ полностью зависит от поставок нефти западносибирских месторождений. Шымкентский НПЗ (ШНОС) перерабатывает до 40 процентов российской нефти. Географическую привязку к собственному сырью имеет только старейший в Казахстане Атырауский НПЗ.

Но и здесь проблема на проблеме! Поставляемая сюда сернокислая нефть Тенгиза нуждается в дополнительной очистке, что, соответственно, влечет затраты. Отметим также, что первый этап реконструкции АНПЗ не привел к увеличению объемов переработки, а скорее наоборот. В сентябре АНПЗ решился на внеплановый ремонт. Это весьма ощутимо бьет по рынку, так как в октябре-ноябре Шымкентский НПЗ также остановлен на профилактический ремонт.

Защита… от конкуренции?!

Универсальный рецепт правительства - запрет на вывоз моторного топлива - не дал ощутимых результатов. Фактически эта мера стала "инъекцией в протез", поскольку к моменту постановления правительства о запрете запасы бензина на внутреннем рынке Казахстана были уже исчерпаны более чем на три четверти.

По данным АРЕМа, сегодня фиксированная розничная цена на бензин марки АИ-92 составляет 70-74 тенге за литр (610-650 долларов за тонну); оптовая - 700-730 долларов за тонну. Дисбаланс между ценой закупа и ценой реализации очевиден уже не только участникам рынка. Неделю назад, выступая на заседании правительства, министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат МЫНБАЕВ заявил о необходимости повышения цен на бензин до уровня паритетных с рыночными.

Но антимонопольные ведомства своих позиций не сдают. Более того, председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ выступил с инициативой поголовной проверки всех игроков рынка нефтепродуктов с привлечением сотрудников финпола.

Из-за того, что АРЕМ не дало разрешения поднять розничные цены, независимые трейдеры были вынуждены либо повышать цены на бензин, либо вообще прекратить свою деятельность. Покупая минимальные партии продукции для обеспечения текущих потребностей и не создавая необходимых запасов, "независимые" практически лишили себя будущего, поскольку в силу ограниченности ресурсов не смогли справиться с повышенным спросом. Как следствие - дефицит, очереди и повсеместная нехватка топлива. Между тем объемы реализации бензина на АЗС компаний Sinoil, Helios и "КазМунайГаз", наоборот, значительно выросли.

Вопрос ко всем сторонникам госрегулирования: какова целесообразность применения антимонопольных норм, одинаковых и для "мамонтов", и для "муравьев"? Складывается впечатление, что государство делает все для того, чтобы убить малый и средний сектор нефтетрейдинга.

Свет в конце тоннеля

Что получил рядовой потребитель от попытки отрегулировать рынок властной рукой госорганов? Однозначно - ничего хорошего! В сфере нефтетрейдинга стремительно множится число "кандидатов в банкроты", в основном среди малых и средних компаний, владеющих от трех до десяти АЗС. Их вытесняют с рынка, обеспечивая расширение монопольной сферы компаний -"мамонтов". Как следствие - снижается конкурентная среда, повышается риск безработицы. А главное - сокращается число действующих АЗС. Особенно ярко эта тенденция прослеживается на селе.

Задумаемся: а если бы внутренний рынок нефтепродуктов с начала года следовал общемировым тенденциям? Однозначно, что уровень цен на АЗС все первое полугодие был бы значительно ниже расценок, установленных АРЕМом. Можно также предположить, что с июля этого года цены росли бы постепенно, без скачков, не создавая ажиотажного спроса и не порождая условий для спекуляции. Даже с учетом дорогого импорта из России цены на бензин были бы на уровне 90-95 тенге за литр, а среднегодовые - на уровне 70-75 тенге за литр. А иначе как расценивать ситуацию в приграничном с Россией Петропавловске, где цены на бензин и сегодня не поднимаются выше 90 тенге за литр?

Но госорганы редко прислушиваются к здравому смыслу, усматривая в любом альтернативном решении частного бизнеса попытку подорвать их престиж. Со дня на день в сенат поступит проект изменений в Закон "О государственном регулировании оборота нефтепродуктов". Предлагаемая новая операционная схема переработки нефти и реализации нефтепродуктов предусматривает еще более жесткую регуляцию рынка и содержит элементы советской плановой экономики. Разработчики - антимонопольные органы - упрямо игнорируют тот факт, что в условиях рыночной экономики и тесной интеграции внутреннего рынка с мировым подобное регулирование может привести к самым непредсказуемым последствиям.

- Рынок нефти и нефтепродуктов Республики Казахстан является импортозависимым, - говорит известный казахстанский экономист Арыстан ЕСЕНТУГЕЛОВ. - Его невозможно рассматривать отдельно от других рынков, в том числе и мирового, и не учитывать влияние соседних, более развитых. С вступлением Казахстана в ВТО и Таможенный союз с Россией и Белоруссией давление импорта на рынок нефтепродуктов еще более усилится.

Не прибегая к экономическим терминам, можно сказать, что Казахстан уже не сможет в одностороннем порядке вводить меры по ограничению экспорта и импорта. И отсутствие высококонкурентной среды нефтетрейдинга сослужит нам плохую службу. Все нынешние умозаключения антимонопольных служб о дефиците топлива как следствии "сговора "бензиновых королей" и наличии огромного числа посредников на рынке, по существу, беспочвенны! Жесточайшая конкуренция на рынке не позволяет выстраивать огромные посреднические цепочки. Это экономически нецелесообразно, так как целью любого бизнес-процесса является выход на конечного потребителя. При нынешней схеме "производитель - потребитель" ценовой сговор невозможен в принципе. Более того, сегодня убытки терпят все участники рынка без исключения. Кроме, естественно, ответственных руководителей, "поборовших инфляцию" и ожидающих новых наград и поощрений.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Финансовые позиции страны 30.11.2009
Кому четвертинка, а кому и половинка 30.11.2009
Золотовалютная "подушка" безопасности 30.11.2009
В фонде "Самрук-Казына" подведены итоги программы рефинансирования ипотечных кредитов 30.11.2009
Чьи интересы защищают пенсионные фонды? 30.11.2009
Нездоровая экономия 30.11.2009
Половину я возьму, а половину - вам 30.11.2009
Поставщики горюче-смазочных материалов не выполняют график поставок бензина в Жамбылскую область 30.11.2009
Ваша карта бита 30.11.2009
BP укачало на Каспии 30.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz