Тимур КАЗИЕВ, "Ак Жайык", 4 ноября
В начале 2009 года правительством была принято решение о выделении средств из Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" для льготного кредитования студентов. Что из этого получилось?
По данным из Атырауского филиала АО "Альянс Банк", являющего оператором проекта, желающих оформить кредиты нашлось немного. По состоянию на 19 октября этого года по г. Атырау кредит оформили только 3 (!) студента, общий объем средств, направленных им на учебу, составил 250 тысяч тенге. Трудностей в реализации данного проекта филиал банка не испытывал: уже с самого начала объявленной программы сотрудники банка были прикомандированы к трем местным вузам (АГУ им. Х. Досмухамедова, Атырауский институт нефти и газа и Атырауский инженерно-гуманитарный институт), исправно сидели и ждали клиентуру, консультировали студентов и их родителей. Согласно соглашению между минобразования и науки, минздравом и АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", а также постановлению правительства №178 от 17.02.09 года, общая сумма средств на кредитование студентов была определена в размере 15 млрд. тенге. В начале апреля с.г. оперативно разработанная "верхами" госпрограмма льготного кредитования вступила в действие.
А предшествовала этому зимняя сессия 2008-2009 г.г., в ходе которой по стране прокатилась волна массовых отчислений студентов за задолженности. В среде студентов, особенно столичных учебных заведений, намечались волнения. Во властных кругах не на шутку встревожились - не хватало еще стихийных выступлений молодежи в период кризиса. В конце января - середине февраля в армейских частях была проведена неделя боевой готовности, гарнизоны внутренних войск и полиции в Алматы и Астаны в спешном порядке увеличили патрули, спецслужбы посылали депеши о том, что в воздухе запахло "жареным". А затем вышло и постановление правительства №178 от 17.02.09, сбившее накал страстей.
ГДЕ ВЗЯТЬ СТОЛЬКО МЕДИКОВ И ТЕХНАРЕЙ?
Однако почти сразу стало ясно, что большого наплыва студентов, желающих обучиться на заемные средства, не будет. И вот почему. Программой предусмотрено, что на кредиты могут рассчитывать только обучающиеся по техническим, естественнонаучным и медицинским специальностям. Это однозначно отсекает от госпрограммы львиную долю студенчества страны, которая получает гуманитарное образование (историки, юристы, педагоги начальных классов и т.д.). В такой однобокости нашего высшего образования виноваты отнюдь не студенты - ее в угоду "дикому" рынку лихих 90-х сформировали сами вузы, ведь тогда был огромный спрос на менеджеров и юристов. Мечта сотен тысяч выпускников школ тех лет - пойти учиться на экономиста и юриста, а потом "рубить реальную капусту" где-нибудь в офисе банка или крупной компании. Но времена изменились, юристов да бухгалтеров с сомнительными дипломами и знаниями вузы наштамповали, как пирожков в буфете, а стране сейчас катастрофически не хватает медиков, инженеров, химиков, биологов.
ИМ БЫ ЗАКОНЫ НЬЮТОНА ПОДУЧИТЬ
Еще одно условие госпрограммы - право на кредит имеет студент, не допускающий "завалов". Но, как бы это печально ни звучало, многие студенты казахстанских технических вузов, не говоря о средне-специальных учебных заведениях, не знают толком школьный курс физики, химии, алгебры. И к тому же по социальному статусу получить заем могут только студенты - сироты, инвалиды, те, чьи родители являются инвалидами либо достигли пенсионного возраста, из многодетных, малоимущих и неполных семей. Это значит, если у студента дееспособные родители, к примеру, учителя или рабочие, то они считаются вполне обеспеченными гражданами. Но как, например, водителю с зарплатой в 60 тысяч оплатить учебу детей в вузе, где в год надо выложить 150-200 тысяч тенге? А если заемщики на момент подачи заявки имеют еще и отрицательную кредитную историю (при ее наличии) либо ссудную задолженность в любом банке страны, то кредитованию они опять же не подлежат. Ну, с последним пунктом еще можно согласиться.
Наверно, именно эти факторы и стали причиной фактического провала государственной программы, благородной по своей сути. Об этом недавно говорили на заседаниях правительства. Значит, либо ее свернут, либо скорректируют.
КТО РИСКНЕТ?
А пока она действует, напомним условия. Кредит тенговый, годовая ставка - 9%, срок до 15 лет, но не более 10 лет с момента завершения полного курса обучения в вузе. Льготный период - годы обучения в учебном заведении и 6 месяцев после завершения полного курса обучения. И дополнительный щадящий режим: Льготный период до 1 года в случае призыва на срочную военную службу после окончания обучения (бакалавриата); до 2-х лет в случае поступления на послевузовское обучение (магистратуру); до 3-х лет в случае выхода в отпуск по беременности и родам и уходу за ребенком. Кредит подразумевает залоговое обеспечение, а им является недвижимое имущество заемщика. Тут речь ведь идет о студентах, поэтому без родительской поддержки никак. А если и родители не в состоянии предоставить ликвидную недвижимость, как например, в случае со студентами из сельской местности. Тогда, по правилам, гарантийное обязательство предоставляет АО "Финансовый Центр" - в размере 65-95% от суммы транша, предоставленного за каждый семестр обучения заемщика, и начисленного вознаграждения по нему. А также депозит плюс гарантия вуза на сумму непокрытой части гарантийного обязательства, предоставленного АО "Финансовый Центр", конкретно - в размере от 5 до 35% от суммы транша. |