Артур ШАХНАЗАРЯН, www.suncar.kz, 9 ноября
Подписанное в Милане соглашение о сотрудничество между итальянским концерном "ЭНИ" и Национальной компанией "КазМунайГаз" (КМГ) носит предварительный и необязательный характер для сторон. Это не контракт, а больше соотносится с меморандумом о намерениях и взаимопонимании. Отправная точка для дальнейших переговоров. Об этом сообщил нам осведомленные источники в национальной компании. Напомним, что в ходе визита президента РК было подписано соглашение о сотрудничестве итальянского нефтегазового концерна ЭНИ и КМГ, по условиям которого обе компании проведут совместную разведку месторождений Исатай и Шагала на шельфе Каспийского моря. Также этим же документом предусмотрены работы по ряду индустриальных проектов, таких как строительство предприятия по десульфуризации (удаление серы) газа, газотурбинной электростанции, судоверфи с сухим доком, а также реконструкция Павлодарского НПЗ. Совместная комиссия ЭНИ-"КазМунайГаз" продолжит работу в течение двух лет, и к какому результату могут привести работа совместной комиссии, источник не взял смелости прогнозировать. Но отметил, что подходы сторон явно расходятся. Если КМГ видит в соглашении пакетный характер, то итальянская сторона разделяет проекты между собой и основывает дополнительные проекты в увязке ситуации прежде вокруг Кашаганского и Карачаганакского проектов. А также реализация части индустриальных проектов (может быть, помимо реконструкции Павлодарского завода) будет напрямую зависеть от результатов разведочных работ на каспийских структурах Исатай и Шагала.
Основной предмет переговоров Меморандум о взаимопонимании между национальной компанией "КазМунайГаз" и "ЭНИ" по участкам Исатай и Шагала на северо-востоке Каспийского моря был подписан еще в начале 2009 года. Итальянцы, согласно выдвигаемым с казахстанской стороны условиям, должны взять "беспрецедентные обязательства" по локальному (местному) содержанию по этим проектам, включая строительство газоперерабатывающего завода, и объектам прибрежной и транспортной инфраструктуры на полуострове Бузачи, обеспечения внутреннего рынка. Положительный ответ со стороны "ЭНИ" на предложения "КазМунайГаза" стал бы большой удачей для казахстанской национальной нефтяной компании, которая уже минимум как 5 лет примеривается начать геологоразведку на участке Исатай, но не имеет собственных возможностей. Вкупе с обязательствами по локальным обязательствам, это было бы ощутимо для экономики страны. Участок Исатай расположен в акватории Каспийского моря в 40 км к северу от побережья полуострова Бузачи. Глубина воды составляет 3-6 м. Ближайшими населенными пунктами являются вахтовые поселки на месторождениях Каражанбас и Каламкас, расположенные на расстоянии 50-70 км от центра площади. В 200 км к юго-западу от участка Исатай находится порт Баутино, где располагается база поддержки морских операций Северо-Каспийского проекта. Геолого-геофизическое изучение участка Исатай проводилось в основном в 1995-1996 годах в процессе выполнения геологоразведочного проекта Международного Консорциума "Казахстанкаспийшельф". Плотность сети сейсмических профилей составляет 4х4 км. Участок Исатай покрыт равномерной сетью сейсмических профилей 2Д плотностью 4х4 км, что делает его сравнительно подготовленным для непосредственного проведения разведочного бурения. Участок имеет четыре перспективные структуры - Исатай, Бурыншак, Сункар и Толкын. Рабочую программу разведочных и оценочных работ планируется выполнить в два этапа. При этом на каждом этапе Рабочая программа разведочных и оценочных работ должна включать подготовительные работы. По результатам оценки, ожидаемые геологические перспективные ресурсы нефти по Р(50) составляют: • на структуре Исатай – 248 млн. т, • на структуре Толкын – 161 млн. т, • на структуре Сункар - 60 млн. т, • на структуре Бурыншик - 64 млн. т. Таким образом, на участке Исатай по категории С3 суммарные перспективные геологические ресурсы оцениваются по нефти в 468 млн. т, позволяющие считать целесообразным проведение разведочных работ. Значительные размеры и относительно простое геологическое строение структур, наличие перспективных нефтегазовых комплексов, близость промышленно значимых месторождений на прилегающей суше и установленная нефтегазоносность близлежащих морских объектов на Северном Каспии определяют высокие перспективы поисков и разведки нефти и газа на этих участках. Национальной нефтяной компанией "КазМунайГаз" в 2003 году была подана заявка в компетентный орган для проведения прямых переговоров и получения права на недропользование с приложением "Предварительной программы разведки и оценки участков Исатай". Согласно оценкам "КМГ" разведка структуры Исатай ориентировочно пройдет за 2,5 года на глубине 2 700 метров и общие затраты составят от 57,8 до 60 млн. долларов США. Сопоставимы с участком Исатай и прогнозные оценки участка Шагала. Участок расположен вблизи блока наземных месторождений АО "Разведка. Добыча "КазМунайГаз" – Прорва в Жылыойском районе Атырауской области и южнее блока Северо-Каспийского проекта – Актоты. Наиболее перспективны структуры этого участка Шагала и Акку.
Говорим об Исатае - думаем о Центральном Ескене Не успели засохнуть чернила под подписанным соглашением, как глава концерна "ЭНИ" Паоло Скарони сопроводил его с очень многозначительным заявлением о приглашении на участие в проектах, оговоренных в соглашении других нефтегазовых компаний: американской "Шеврон", британской "Бритиш Групп (Бритиш Гэс)", российской "Лукойл" и французской "Тоталь". Какие риски приглашает разделить Паоло Скарони другие нефтяные компании, остается неясным. Участки Исатай и Шагала – это проекты "второй руки", и такое количества партнеров не требуется на этапе разведочных работ. А для призыва делить бремя индустриальных проектов-довесков в 40-50 миллиардов долларов должны быть серьезные основания. Известно, что у Казахстана были определенные договоренности с российской компанией "Лукойл" по строительству газоперерабатывающего комплекса на полуострове Бузачи. Но они основывались на том, что "Лукойл" найдет запасы нефти и газа в каспийских проектах Тюб-Караган и Аташ. Все разведочные скважины в проектах Тюб-Караган и Аташ оказались "сухими". Еще более непонятен интерес корпорации "Бритиш групп". У этой корпорации нет активов непосредственно в бассейне Каспийского моря, а Карачаганакское месторождение, где сооператором является "Бритиш Гэс", сравнительно далеко от места предполагаемых работ. И такие вопросы возникают по каждому предполагаемому партнеру. Любая нефтяная компания будет отталкиваться в реализации своих обязательств от обнаруженных запасов на участке. Все данные "КМГ" о запасах - только на бумаге. Достаточны будут реальные запасы, при которых можно без сверхнапряжения выполнить обязательства, - нет проблем. Все зависит от перспективы получения сверхприбыли. Нет запасов или недостаточно - то "прости, пожалуйста!". Основания для отказа всегда найдутся. Для примера те же конфликты Казахстана с "Аджип ККО", дочерней компанией "ЭНИ" по проекту первой нефти на Кашагане. Три раза "Аджип ККО" брал обязательства получить нефть в том или ином году (в 2005, 2008 , а теперь в 2012). Важность индустриальных проектов, включенных в соглашение для Казахстана, несомненна. Чего только стоит проект строительства судоверфи. У Казахстана нет ни одного двухбортного танкера, необходимого для транспортировки нефти через Каспий по транскаспийскому маршруту, в котором заинтересованы, кстати, все западные нефтяные компании, работающие в Казахстане. А в пакете озвучен проект строительства судоверфи для постройки танкеров дедвейтом 63 тысячи тонн. Обращает на себя внимание достаточно слабое упоминание о Кашаганском проекте. Кроме клятвенного заверения Паоло Скарони, что первая нефть на Кашагане будет добыта в 2012 году. Довольно странно, учитывая, что более двух лет остается неразрешенным вопрос между казахстанскими властями и "ЭНИ" о выделении земельного участка в ауле Центральное Ескене (32 километра от Атырау) под строительство нефтеочистительного завода по Проекту ПОМ (Полное Освоение Кашагана). Для "Эни" этот вопрос является ключевым в Казахстане. Утратив роль единого оператора, "ЭНИ" должны были задуматься о перспективах компании в Казахстане. Во-первых, страна для компании уже знакома, уже появились, образно говоря, "корни". Можно будет перекинуть знакомый со страной и районом работ персонал на другие объекты, после того, как в 2015 году "Шелл" и "КМГ" должны будут по плану заменить "Аджип ККО" на морской части Кашаганского проекта. Во-вторых, "ЭНИ" не утратила надежды вернуть свою лидирующую роль в Кашаганском проекте. Все теперь зависит от "доброй воли" казахстанских властей. Так как по проекту "Эни", если часть объектов этого завода экономично перебросить с суши на море, то разделить управление сухопутной и морской частями проекта будет невозможно. И акционеры компании "Норд Каспиан Оперейтинг" (НКОК) вынуждены будут вернуть роль единого оператора – "ЭНИ". Такую единую технологическую цепочку невозможно будет разделить. Взрывоопасно в буквальном смысле слова с отягчающими последствиями. Себе будет дороже, несмотря на все амбиции. И идя навстречу "КМГ" в проектах Шагала и Исатай, "ЭНИ" могут полагаться на то, что и официальная Астана пойдет им навстречу. Но пока более двух лет официальная Астана не отклоняет и не одобряет заявку "ЭНИ" на земельный участок в Центральном Ескене. Невольно возникает вопрос: не является ли вся игра вокруг проектов Исатай и Шагала и сопровождаемых ими индустриальных пакетов лишь ценой решения вопроса за земельный участок в Центральном Ескене? |