Виктор БУРДИН, "Время", 11 ноября
На днях Национальная лига потребителей Казахстана направила досудебную претензию в адрес авиакомпании "Эйр Астана". Правозащитники требуют от авиаперевозчика сделать перерасчет стоимости проданных билетов на рейсы, которые были задержаны в последние три года.
- Сумма компенсации составляет три процента от стоимости билета за каждый час простоя, об этом в авиакомпании знают. Эту сумму мы и будем требовать для каждого пассажира, - рассказала нашему корреспонденту президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана САВЧЕНКО. - Действия "Эйр Астаны" не укладываются ни в какие рамки - они объединяют рейсы, не спрашивая мнения пассажиров, задерживают самолеты часами. Я сама летаю в Астану несколько раз в месяц, как минимум половина рейсов нашего авиаперевозчика значительно задерживается. А это удар по карману пассажиров.
Также мы требуем компенсации за каждый рейс, во время которого для доставки пассажиров из аэропорта в самолет подан не телескопический трап, а автобус. Мы же знаем, из чего складывается стоимость билета, так пусть они сделают перерасчет и вернут деньги. Даже если это будут 50 тенге, но это наши деньги, почему они должны их присваивать?
По словам Светланы Савченко, требовать от "Эйр Астаны" компенсацию за опоздавшие рейсы, которые были совершены более чем три года назад, лига не может: если придется подавать в суд на авиакомпанию, срок исковой давности не должен превышать 36 месяцев.
- Мы подали много подобных исков против других компаний, - говорит Светлана Юрьевна. - Другое дело, что много споров мы решили в досудебном порядке, когда обратились в госорганы и те приняли соответствующие меры. Но с "Эйр Астаной", судя по всему, так не получится.
Если Лига потребителей добьется компенсаций от "Эйр Астаны", авиаперевозчику придется выложить приличную сумму. Ведь только в 2008 году авиакомпания перевезла 2,3 миллиона пассажиров, немалая часть которых улетела с опозданием. А вот прибыль национального перевозчика в кризис ощутимо уменьшилась: если в 2007 году "Эйр Астана" получила чистый доход в размере $35,3 млн., то в 2008 году - всего $11,6 млн.
Тем временем в самой авиакомпании чуть ли не ежедневно "изобретают" новые поводы для исков против себя: только 9 ноября 2009 года и только из аэропорта Алматы "Эйр Астана" ощутимо задержала с десяток рейсов. Например, борт в Усть-Каменогорск должен был вылететь в 12.35, а поднялся в воздух в 20.35 (задержка 8 часов), вылет самолета в Дели был намечен на 18.05, а состоялся за полночь (задержка 6 часов), рейс в Павлодар был запланирован на 15.00, а улетел в 21.22 (задержка более 6 часов), в Москву пассажиры улетели в час ночи, а не в 18.55 согласно времени, указанному в билете (задержка 6 часов). |