Римма ИВАХНИКОВА, "Мегаполис", 7 декабря
Городские власти будут бороться с лоточниками и способствовать развитию торговых центров. Об этом заявил замакима южной столицы Ербол Шарманов в ходе 1-го конгресса торговых предприятий Казахстана. Однако у работников рынков нашлись защитники.
По словам замакима, на наших базарах сплошная антисанитария и никакой эстетики. Какие-то бабушки, продающие старые грампластинки и кофточки, а между ними умудряются разместиться чебуречные и шашлычные. Другое дело, торговые центры со своим сервисом и продавцами-консультантами в коротких юбках. Да и налоговые поступления от продавцов на рынке почему-то не такие, как хотелось бы городским властям.
Однако многочисленные бутики, шопы, мини- и супермаркеты не сравнятся с "душой города" - барахолкой или со стихийным базаром на улице Пушкина:
- Для нас базары и рынки - это символ нашей культуры. Мы все-таки люди восточные, - заступилась за работников рынка вице-президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Жибек Ажибаева. - Доля розничной торговли в ВВП страны составляет 15%, в отрасли занято более 2,5 миллиона человек… Конечно, наши базары не похожи на те, что в Ватерлоо или Амстердаме, но на это есть свои причины. Во-первых, присвоение категории торговым рынкам носит формальный характер, и это не стимулирует их собственников на активное инвестирование. Во-вторых, длительность разрешительных процедур контрольно-надзорных органов не позволяет строить новые объекты. Вы считаете, что предприятия торговли работают по теневой схеме? Но согласно налоговому законодательству, многие из них действуют на основе разового талона. Часто ИПН по талонам не доходят до бюджета. Например, в Северо-Казахстанской области собрали 30 миллионов тенге. Четырнадцать из них ушли в бюджет, судьба шестнадцати миллионов до сих пор не известна. Кроме того, индивидуальные предприниматели на рынке в большинстве - женщины, а они честные, платят всем - и контрольно-надзорным органам и тем, кто мимо пройдет…
Аренда бутика или места в супермаркете не по карману работникам рынка. Им бы на хлеб заработать, ведь покупательский спрос на рынках упал на 37%.
- В больших торговых домах отоваривается средний класс, - поясняет Жибек Ажибаева. - А на базарах - те, кто потерпел поражение во время кризиса - малый бизнес... Посмотрите: на рынках продавцы - как манекены стоят! Покупателей почти нет…
Открыть свою лавку многим не под силу. Как показало исследование USAID, чтобы открыть магазинчик у дома, нужно пройти 14 этапов, провести 68 действий, затратить более 800 дней на получение разрешений и согласований, оплатить за различные услуги около 900 тысяч тенге. А закрыться этот магазин может за 1-2 дня, как это было в Астане:
- Сразу же после новогоднего праздника налоговики пришли в новый магазин и обнаружили там остатки алкогольной продукции с просроченным сроком акцизных марок, - рассказывает г-жа Ажибаева. - При этом предприниматель не знал о том, что у акцизных марок есть срок годности. На него наложили самый большой штраф, который предусмотрен Административным кодексом. А у предпринимателя были долги, он брал кредит. В результате проверка налоговой службы привела к банкротству…
Работники торговли абсолютно не защищены, они постоянно находятся под давлением многочисленных аффиилированных структур при министерствах. С них бесконечно требуют какие-то бумаги, лицензии, сертификаты соответствия и прочие документы. А тут еще и городские власти желают загнать продавцов в торговые центры…
Особое мнение администратора ТОО "Центральный рынок" оптово-розничный комплекс "Диана" Усть-Каменогорска Ирины Кубриной:
- Базары на Востоке всегда были, а сейчас мы перенимаем западную культуру и пытаемся торговцев загнать в многоэтажные супермаркеты. У нас 30% населения пожилого возраста, и их в жизни не затащишь на этажи! Эти нововведения написаны молодыми людьми, получившими образование в Оксфорде или Кембридже, и там не учтены наши традиции. Оставляет желать лучшего и Налоговый кодекс, и система рисков. В налоговом законодательстве главным обвинителем и человеком, присуждающим баллы, является проверяющий. Тот же инспектор СЭС может присудить 80 баллов по системе рисков, а может 30. Нигде не расписано, как эти баллы и по каким критериям должны присваиваться. При проверках необходимо присутствие третьих лиц: представителя НПО или Ассоциации предпринимателей. А этот защитник, как третейский судья, начинает спорить с контролером, торговаться за баллы. Получается, что все проверки у нас на договорной основе. Законодательство - все сырое. Его нужно дорабатывать и делать это надо совместно с ассоциациями, а также представителями малого, среднего и крупного бизнеса… |