Алексей Топалов, www.gazeta.ru, 14 декабря
Доля British Petroleum в Каспийском нефтепроводе (КТК) перешла "ЛУКойлу". ВР этот проект невыгоден, а вот для России КТК весьма важен - с его помощью можно выстроить канал транспортировки нефти в Европу. За то, что "ЛУКойл" выкупил долю ВР, российские власти оказали компании поддержку на высшем уровне в Ираке, полагают эксперты.
ЛУКойл стал единственным владельцем компании LUKARCO B.V. До прошлой пятницы 46% LUKARCO B.V принадлежали британской British Petroleum, однако ВР решила избавиться от своего пакета. Сумма сделки составила $1,6 млрд, деньги будут выплачены тремя траншами в течение двух ближайших лет. "Консолидация активов LUKARCO B.V. укрепит позиции ЛУКойла, в частности, в Казахстане и в Прикаспийском регионе в целом", - сказал глава компании Вагит Алекперов.
LUKARCO B.V владеет 5% совместного предприятия "Тенгизшевройл", разрабатывающего Тенгизское и Королевское месторождения в Казахстане (запасы - 4,4 млрд баррелей нефти и 5,6 млрд кубических футов газа), а также ей принадлежит 12,5% пакет в Каспийском трубопроводном консорциуме, который транспортирует нефть с казахстанских и российских месторождений до морского терминала в Новороссийске. Пропускная способность КТК составляет 28,2 млн тонн в год, планируется нарастить ее до 67 млн тонн.
Именно из-за планов расширения пропускной способности нефтепровода ВР и решила продать свою долю - у компании не хватало нефти, чтобы заполнить нефтепровод повышенной мощности, а средства в апгрейд трубы необходимо было вкладывать.
По предварительным оценкам, затраты на расширение трубопровода могут составить по меньшей мере $3,5 млрд, а реальную прибыль British Petroleum получает только от российско-британского холдинга ТНК-ВР, собственная добыча британского концерна падает.
Процесс выхода ВР из консорциума начался еще в апреле текущего года: British Petroleum продала казахстанской госкомпании "КазМунайГаз" свой пакет (49,9%) в Kazakhstan Pipeline Ventures (KPV), которая владеет 1,75% участия в Консорциуме.
"Скорее всего, средства, полученные от продажи своей доли в КТК, ВР направит на геологоразведку и наращивание добычи, - полагает аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. - В секторе переработки маржа сейчас очень низкая".
"ЛУКойл" же действует в русле общей политики России. "Наше правительство заинтересовано в расширении КТК, а ВР этому мешала,
- поясняет старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. - Теперь расширить трубу будет проще".
Увеличение мощности КТК необходимо для создания канала поставки нефти в Европу.
Фактически, расширенная труба Консорциума сделает бессмысленными альтернативные проекты, например трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который, кстати, тоже собираются расширять.
"Основная идея КТК в том, чтобы проложить маршрут транспортировки нефти до Новороссийска, оттуда эта нефть танкерами будет поставляться до Бургаса, и далее пойдет по нефтепроводу Бургас-Александруполис, - объясняет эксперт. - Таким образом, будет выстроена единая линия поставок, а кроме того, к КТК будут привязаны казахстанские месторождения".
За то, что ЛУКойл приобрел долю ВР, ему была оказана поддержка на высшем уровне во время иракских тендеров по нефтяным месторождениям, говорит Абзалов. В результате ЛУКойл получил контракт на разработку крупного месторождения Западная Курна-2. |