Гаухар Жолдубекова, "Бизнес и власть", 29 января
Сделать специальные экономические зоны (СЭЗ) самым привлекательным местом для инвесторов намерено Мининдустрии. СЭЗ, конечно, только "за", осталось дождаться реакции налоговиков.
Министерство индустрии и торговли предложило расширить действующие меры поддержки для инвесторов в рамках СЭЗ. Какие конкретно это будут меры, пока неизвестно - в МИиТ "&" сообщили, что механизмы поддержки только прорабатываются, после чего предстоит их согласование с налоговыми органами. Ясно только, что расширение мер поддержки повлечет за собой изменения в налоговом законодательстве.
Ставки налогов в Казахстане самые низкие на пространстве СНГ и намного ниже, чем в развитых странах, отметил в беседе с "&" председатель налогового комитета Минфина Даулет Ергожин. Налоговый кодекс, вступивший в силу в 2009 году, как раз-таки и был направлен на то, чтобы привлекать иностранные инвестиции, поясняет он. "В целом привлечение инвестиций - это ведь вопрос не только налогов, здесь очень много других факторов: правовых, судебных, вопросов прозрачности, развитости инфраструктуры, наличия энергомощностей и т.д. Соответственно, одним Налоговым кодексом здесь не обойтись", - подчеркнул в беседе с "&" г-н Ергожин.
По его данным, несмотря на всю сложность 2009 года, количество налогоплательщиков, зарегистрированных на территории республики, выросло. "С иностранными компаниями, имеющими филиалы на территории Казахстана, ведутся переговоры, с тем чтобы они зарегистрировались в качестве налогоплательщиков. И сами компании, и их финансовые службы говорят, что для них уже стало выгодно работать здесь и быть налогоплательщиками Казахстана. Поэтому каких-либо оснований для того, чтобы менять кодекс, опять создавать какие-то зоны, где можно чего-то не платить, я не вижу", - заявил г-н Ергожин.
Тем не менее вступление в силу нового кодекса в какой-то степени отпугнуло инвесторов. Льгота по НДС в СЭЗ была упразднена, что, конечно, мало обрадовало инвесторов, вспоминает в разговоре с "&" директор ГУ "Дирекция СЭЗ "Oнтустик" Бахит Мауленов. "На территории СЭЗ стала действовать общепринятая в Казахстане ставка НДС в 12%. Это привело к удорожанию проектов, которые реализовывали в СЭЗ, что, понятно, неминуемо должно было отразиться на кошельке инвестора. Это, конечно, не так страшно, но нестабильность для инвесторов не самый привлекательный момент", - корректно выразился г-н Мауленов.
СЭЗ - это та рыночная форма, которая себя очень хорошо зарекомендовала во многих странах, например в Китае, полагает глава Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец. "Если инвесторы будут знать, что 5-7 лет не будут платить налог на землю, налог на имущество, корпоративный подоходный налог, то они смогут вкладывать в переработку и развивать свой бизнес более эффективно, чем в других странах, где есть налогообложение", - пояснил он "&" свою точку зрения.
По мнению экономиста Каната Берентаева, в Казахстане уже прошло то время, когда в каждой области создавались СЭЗ, но больших результатов это не приносило. "Все шли туда не столько ради производства, сколько за налоговыми и другими преференциями. Созданию СЭЗ должны предшествовать большая прогнозно-плановая проработка целей и задач и разработка комплексной программы развития зоны. В противном случае ее постигнет участь СЭЗ в Южно-Казахстанской области, которая создавалась для формирования хлопкового кластера, - размышляет экономист в беседе с "&". - С момента создания СЭЗ прошло уже лет пять, а там есть всего лишь два-три проекта, а "подселять" к ним инвестпроекты других отраслей нельзя, так как там должно быть только текстильное направление".
По мнению г-на Мауленова, от СЭЗ нельзя ждать быстрых результатов. "Например, развитие нашей зоны разбито на три этапа. С 2007-го по 2009 год запланировано строительство инфраструктуры - инженерных сетей, всех коммуникаций и т.д., с 2010-го - заполнение территории инвестпроектами, и только после 2013-го производства должны будут выпускать продукцию и выходить на мировые рынки. Поэтому рано говорить о провале СЭЗ", - считает он.
Серьезного инвестора привлекает уверенность в завтрашнем дне, в наличии перспективы дальнейшего развития, считает г-н Берентаев, и одними льготами инвестиционный климат не улучшить. Эксперты полагают, что нужно найти баланс между национальными интересами и интересами инвесторов в вопросе предоставления последним различных льгот.
Справка:
В республике функционируют 6 СЭЗ. Это "Морпорт Актау" (развитие транспортно-логистических услуг), "Астана - Новый город" (строительство и производство стройматериалов, машиностроение, деревообрабатывающее производство, производство резиновых и пластмассовых изделий и фармацевтика), Парк информационных технологий под Алматы (IT-бизнес), "Oнтустик" в Южно-Казахстанской области (текстильная промышленность), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области (нефтехимическое производство по глубокой переработке углеводородного сырья и выпуск нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью), "Бурабай" в 200 км от Астаны (туристский кластер). На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны и предусмотрены налоговые льготы по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость. |