Наталья Бутырина, "Огни Мангистау", 2 февраля
Скорейшее развитие танкерного флота - именно такую задачу поставил Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта и коммуникаций. Он поручил соответствующим ведомствам принять меры по скорейшему развитию национального танкерного флота.
В последнее время ежегодно наблюдаются высокие темпы роста морских грузоперевозок, что делает морской транспорт одним из самых высокодинамичных секторов экономики.
Например, рынок нефтеперевозок на Каспии переживает подъем, однако основной рост и борьба за будущие объемы углеводородов еще впереди. Поэтому компании, работающие на рынке, вкладывают значительные средства в обновление танкерного флота и развитие портовой инфраструктуры.
Хотя Каспийский регион связан с мировым нефтяным рынком сетью нефтепроводов, танкерные перевозки, как альтернатива сооружению дорогостоящих транскаспийских трубопроводов, сохраняют свою актуальность.
Стоит отметить, что сегодня лидером на Каспии по морским перевозкам является КАСПАР (Каспийское морское пароходство Азербайджана). Основные конкуренты из прикаспийских государств пока заметно отстают. Российские, казахстанские, туркменские и иранские перевозчики лишь в последние несколько лет начали всерьез задумываться о создании собственных транспортных мощностей. Сегодня более интенсивными темпами идет работа по созданию флота в Казахстане, размещаются заказы на изготовление танкеров, модернизируется порт Актау. Но пока основной объем казахстанских грузов, как, впрочем, и туркменских, по-прежнему перевозится судами КАСПАРа.
В этой связи Премьер-Министр РК выступил с заявлением, обратившись к руководителям Министерства транспорта и коммуникаций и Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" принять меры по расширению танкерного флота, "так как сейчас Казахстан отстает в этом направлении".
По словам Премьера, актуальность развития собственного танкерного флота возрастает в преддверии начала промышленной добычи нефти на месторождении Кашаган. Напомним, что Кашаганское месторождение является пятым по запасам нефтяным месторождением в мире. Извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются, как минимум, в 7-9 млрд. баррелей, а общие геологические запасы сырья этой нефтеносной структуры - в 38 млрд. баррелей.
И действительно, интенсивное освоение Каспийского шельфа предопределяет ускоренное формирование национального танкерного, сухогрузного и вспомогательного флотов, а также ввода в эксплуатацию объектов морской инфраструктуры для оперирования в акватории Каспия. Постоянно растущие объемы добычи нефти требуют увеличения и числа нефтеналивных судов. Так, для транспортировки 5 млн. тонн нефти в год Казахстану нужно около 8-9 танкеров.
В этой связи в 2006 году была принята Программа развития морского транспорта на 2006-2012 годы, которая предусматривает развитие торгового флота, портовой и сервисной инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, создание систем управления движением судов (СУДС) и спасательными операциями на море.
Реализация программы идет в два этапа. Первый, с 2006 по 2008 год, уже завершен. Второй этап - с 2009 по 2012 год. Общий объем средств, необходимых для ее осуществления, достигнет 107,6 млрд. тенге.
Программой предусматривается, что к 2012 году отечественный торговый флот будет состоять из 20 танкеров и 5 сухогрузов, а также 150 судов поддержки морских операций.
В настоящее время большая часть добываемого в Казахстане углеводородного сырья экспортируется по трубопроводам в направлении РФ и Китая. Танкерами экспортируется относительно небольшой объем нефти, который поставляется в Азербайджан для последующей закачки в трубопроводную систему Баку - Тбилиси - Джейхан.
Долгое время Казахстан, имея на Каспии незамерзающий торговый порт, оставался без собственного флота. В декабре 1998 года постановлением Правительства было сформировано АО "Национальная морская судоходная компания "КазМорТрансФлот". Деятельность компании направлена на создание национального морского торгового флота, что будет способствовать интеграции водного транспорта Казахстана в мировую транспортную систему.
Сегодня Казахстан активно наращивает свой флот. Национальная судоходная компания Казахстана владеет четырьмя танкерами ("Астана", "Алматы" и "Актау") дедвейтом 12 тысяч тонн и "Атырау" дедвейтом 13 тысяч тонн. В настоящее время строится еще два нефтеналивных танкера. Предполагается, что уже в середине текущего года Казахстан получит их в свое пользование.
Кроме того, АО "КазМорТрансФлот" намерено активно развивать и сухогрузный флот для обеспечения прямого доступа через Каспийское море на рынки соседних государств с основными видами казахстанской продукции: металла, зерна, асбеста и других.
Для этих целей компания планирует приобрести два сухогрузных судна для транспортировки казахстанского зерна. Стоит отметить, что создание отечественного сухогрузного флота актуально в рамках обеспечения и укрепления экономической и транспортной безопасности РК.
Более того, увеличение национального флота позволит Казахстану использовать преимущества республики в рамках общей политики как транзитного государства.
Таким образом, строительство собственного танкерного флота является для Казахстана вызовом времени. И вызовом вполне серьезным и реальным. |