Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 15 февраля
В Атырауский офис НКОК и Аджип ККО зачастили делегации акционеров Северо-Каспийского проекта - компаний "Шелл" и "Экссон-Мобил". Причем, "Шелл" направил в течение последних дней уже вторую группу. В отличие от прежних визитов, нынешние визиты сильно отличаются составом делегаций. В них ни одного управленца, но есть специалисты по финансам, по налогам и офицеры служб безопасности
Доля КМГ может оказаться под вопросом
Как сообщили наши источники в компании, официальная цель визитов - выявить на месте запросы нефтяных операторов. Реальная - в преддверии февральского Совета Партнеров Северо-Каспийского проекта, который пройдет в двадцатых числах месяца, определиться с предложением КМГ о снижении бюджета проекта на 2010 год с 10 до 7 миллиардов. Если предложение КМГ, которая испытывает проблемы с финансированием своей доли в проекте (16,67%) не будет принято, то нельзя исключить возникновения нового конфликта в проекте. КМГ исходит, что в результате мирового финансового кризиса цены на услуги подрядчиков должны были упасть, что, в принципе, не происходит. Предлагается также урезать расходы на персонал, задействованный в проекте. Теперь западные компании оказались перед дилеммой. Урезать расходы они бы и сами рады, так как на финансирование проекта приходится брать кредиты в 30 крупнейших мировых банках, а условия длинных кредитов стали более жесткими. В то же время им надо вписаться в сроки добычи первой нефти кашаганского месторождения в октябре 2013 года, иначе последующие расходы после этой даты не попадут под разряд компенсируемых. А это серьезные потери доходов, с которыми западные компании не смогут смириться. Если западные партнеры не согласятся со снижением расходов, то КМГ придется прибегать к новым займам на внешних рынках, либо уменьшать свою долю в проекте. Последнее с политической точки зрения ни для КМГ, ни для казахстанских властей просто неприемлемо. Имиджу будет нанесен непоправимый ущерб.
Голландское консульство под новую операционную модель
Другая задача, которую выполняли прибывшие делегации, это подготовка к переходу к новой операционной модели проекта. Обе компании "Шелл" и "Экссон-Мобил" в ближайшие годы должны возглавить в качестве агентских компаний ряд направлений в Северо-Каспийском проекте. Новая модель официально начала действовать с января 2009 года. Первоначально проектом управляла совместная компания - ОКИОК, а потом был выбран единый оператор "Аджип ККО". На замену "Аджип ККО" в качестве оператора пришла совместная операционная компания "Норт Каспиан Оперейтинг Компани", которая в настоящее время координирует, контролирует ход реализации проекта. Пока на первом этапе до 2012-2015 годов все работы продолжает "Аджип ККО". На следующем этапе в дело вступят созданные агентские компании. Помимо "Аджипа", который продолжит управлять установкой "Болашак" и проектом завода в Центральном Ескене, в дело вступят еще 3 агентские компании. Это компании "Энки" (компания "Экссон-Мобил Дриллинг компани" - буровые работы на других лицензионных участках Северо-Каспийского проекта) и две компании с участием Шелл или "Шелл Девелопмент компании", непосредственно добыча нефти на Кашагане, и компания "НКПОК" (совместная компания "Шелл" и "НК "КазМунайГаз")- работы на морской поверхности (островах и ЭТК). Так или иначе, основную роль на втором этапе будет играть англо-нидерландская компания "Шелл". Насколько эта новая оригинальная, малостабильная, гибкая и изменчивая операционная модель управления будет работать с учетом предыдущих острых конфликтов между основными акционерами, покажет время. Ни у одного из акционеров в проекте нет блокирующего пакета в 30% акций. Но идет подготовка к началу деятельности агентских организаций. В частности, "Шелл" уже обратилось в правительство Нидерландов и Великобритании с просьбой открыть в Атырау консульства этих стран. Причем, это будут не просто консулы, которые, работая в каких-либо компаниях, выполняли дипломатические обязанности на общественных началах, а профессиональные дипломаты. Ожидаемый значительный наплыв специалистов из этих стран, которые скорей всего будут работать вахтовым способом во всех этих ШДК и Энки, заставляет открывать консульства. Еще один вывод, ,который стал нам известен, - это необходимость урегулировать адекватное авиасообщение между Атырау и Европой. Как ни странно, попасть в Атырау из Европы дешевле из Астаны и Алматы, чем напрямую. Хотя Атырау находится куда ближе к Европе, чем обе столицы. |