Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 11 мая
В районе Карабатана подрядчик "Аджип ККО" компания "Ерсай Каспиан контрактор" ведет самовольное строительство Терминала для судов на воздушной подушке. Эти суда будут осуществлять перевозки вахтового рабочего персонала между Кашаганом и Карабатаном. Об этом не без гордости за "крутизну" своей компании поделились источники в компании "Ерсай Каспиан контрактор".
Большой секрет Совладельцами "ЕрсайКК" по принципу 50/50 являются компанией "ЕРС Холдингз" (Казахстан) и Сайпем Интернешнл Б.В., подразделением, полностью принадлежащим компании Сайпем (Италия). Компания "ЕРС Холдингз" в свою очередь является дочерней компанией "Ланкастер Груп Казахстан", осуществляющей свою деятельность в финансовой и банковской сферах, девелоперском бизнесе, горнорудной и нефтегазовой отрасли. Сайпем (43% акций которого принадлежат группе Эни), которой является итальянская "Сайпем" (подразделение концерна Эни) и якобы казахстанская компания "Ланкастер групп", владельцем которой принято считать экс-вице- министра энергетики и экс- президента ННК "Казахойл" Нурлана Капппарова . На фоне экологической катастрофы с нефтяным разливом столь потенциально опасный для экологии Каспия, нефтеразработки на шельфе которой в разы опасней, чем в открытом для мирового океана Мексиканском заливе выглядит куда более угрожающей. Интересно, что об этом проекте, похоже, никто ничего не знает, ни один госорган, ни местные, ни республиканские власти, несмотря на то, что строительство ведется полным ходом. План Терминала предусматривает зал ожидания и два перрона для одновременной посадки 50 пассажиров в каждое из судов. Работа Терминала будет проходить круглые сутки в течение всего года. Строится все очень быстро, так как ожидается, что Терминал будет полностью готов уже в конце августа, а эксплуатация его должна начаться осенью этого года. Возникает множество вопросов. Во- первых, почему никто не слышал об этом проекте? Где ПредОВОСы, ОВОСы, не проведены общественные слушания, ни государственная экологическая экспертиза??? В настоящее время по законодательству мало-мальский производственный объект требует прохождения процедуры по экологии. Судя по вместимости пассажиров, эти суда имеют огромные габариты и очень мощные двигатели.
Кашаган дешевле за счет экологии Поделились источники и мотивами действиями своей компании. Виноваты НК "Казмунайгаз" и казахстанские власти, потребовавшие удешевить реализацию Опытно-промышленной разработки Кашагана. Как мы знаем, за два последних года проект удешевили на более, чем два миллиарда долларов. В связи с урезанием расходов, компания "Ерсай Каспиан контрактор" решила сэкономить на вертолетных перевозках своих вахтовых групп. Судами на воздушной подушке, по некоторым расчетам, это почти в два раза дешевле. И весь расчет компании "Ерсай", по-видимому, и строится на том, что власти пойдут на одобрение задним числом, так как Терминал строится в результате выполнения требований казахстанской стороны. Опыт событий вокруг проекта Северо-каспийской базы реагирования на нефтяные разливы (СКЭБР) компании ТОО "Тенгизсервис" в районе поселка Дамбы, получивший жесткую отрицательную реакцию акимата Атыраусккой области и НПО Атырауской области, ничему не научил ни АджипККО, ни его основных подрядчиков. Более того, по информации этих же источников действия "ЕрсайКК" одобрил сам глава АджипККО Умберто Карраро, обещав лично "разрулить" министерствам столь щекотливую ситуацию. У нас нет оснований не верить "гордым источникам из "Ерсай КК", хотя лично мы не слышали Умберто Карраро
Секретный Фарватер Строящийся Терминал мы обнаружили на удивление легко. В километрах 5-7 от побережья Каспия на трассе (!) сети магистральных трубопроводов от Кашагана и Карабатан за высокой колючей проволкой идут активные работы. Охраняют объект очень жестко, близко не подойдешь. А когда попробовали проложить по карте путь судов от Терминала до острова D, получилось, что он повторяет маршрут нефтепровода Кашаган- ГПЗ на Карабатан с обязательным пересечением Специальной Экологической зоны (границы которой прописаны в Экокодексе РК), т.е. так называемой Заповедной зоны устья Урала и предъустьевой зоны Северного Каспия. Шум от мощных моторов судов на воздушной подушке по справочным данным сопоставим с шумами при проведении производственной деятельности и нефтяного бурения! Проводили ли в компаниях "Ерсай" и "АджипККО" подобные исследования на Каспии? Нам ничего о подобных исследованиях неизвестно. Если проводили, то почему не поделились с общественностью?
Дело о пеликанах Есть такой американский остросюжетный фильм "Дело о Пеликанах" с Джулией Робертс в главной роли. По сюжету фильма, есть некое крупное нефтяное месторождение, которое очень хочет разрабатывать нефтяная компания. Но американская экологическая организация заблокировала разработку этого месторождения, так как в зоне его обитают пеликаны. Разработка месторождения несет непосредственную угрозу жизни этим краснокнижным птицам. Алчный владелец нефтяной компании для того, чтобы добиться разрешения на разработку, не останавливается ни перед чем. Подкупает высших должностных лиц и убивает двух судей Верховного суда… Кто бы мог подумать, но и в истории с Терминалом компании "Ерсай Каспиан контрактор" есть пеликаны! Если основываться на исследованиях Аджип ККО, представленных в ходе общественных слушаний по Карабатанскому Газоперерабатывающему заводу, нефтеочистительному заводу в Центральном Ескене и морской части Опытно-промышленной разработки Кашагана в зоне от Терминала до острова D просто обилие гнездовий и колоний краснокнижных птиц – розовых, кудрявых пеликанов, колпицы, орлана – белохвоста, черноголового хохотуна, малой белой цапли, каравайки, а в море маршрут прохождения судов на воздушной подушке неизбежно пройдет по местам "роддомов" каспийских тюленей. Неизбежно. И это, не говоря о других водоплавающих птицах - утках, лебедях, бакланах, которые гнездятся в тростниках. Подумали ли в компаниях "Аджип ККО" и "Ерсай Каспиан контрактор", как отразится шум работающих пропеллеров судов на воздушных подушках. А прилетают эти краснокнижные птицы на Северный Каспий для линьки и размножения! Что произойдет при постоянном передвижении судов через особо охраняемую заповедную зону? Напомним, именно это обстоятельство – постоянный трафик лежал в основе запрета для строительства базы СКЭБР. Но по проекту СКЭБР предполагалось использовать в основном катера. Да, что тут говорить, перед моторами судов на воздушной подушке десять тракторов отдыхают. Напоследок, напоминаем требования Экологического кодекса РК, а также специальные экологические требования РК в отношении заповедной зоны на Северном Каспии, о которых в погоне за прибылью решили подзабыть - для обеспечения нормального нерестового хода рыб и ската молоди в море запрещается в период с 1 апреля по 15 июля проведение строительных и геофизических работ, испытание скважин и судоходство в приустьевых районах рек Урала и Волги; проведение работ в указанные сроки регулируется решениями уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий; для сохранения популяции каспийского тюленя проведение нефтяных операций с октября по май месяцы должно осуществляться на расстоянии не ближе 1 852 метров (1 морская миля) от мест их концентрации. Во избежание негативных воздействий на птиц и каспийских тюленей запрещается пролет воздушного транспорта над установленными местами их обитания и размножения на высоте ниже 1 километра, кроме случаев проведения научно-исследовательских и аварийно-спасательных работ с предварительным уведомлением уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий. |