"Бизнес и власть", 4 июня
Анализ проектов, вошедших в Республиканскую карту индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы, свидетельствует о том, что в ближайшие пять лет нам вряд ли стоит рассчитывать на кардинальное изменение номенклатуры производства и экспорта продукции отечественного ГМК. Как известно, горно-металлургический комплекс включен в состав приоритетных секторов Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (ФИИР). В ее рамках предприятия ГМК должны увеличить валовую добавленную стоимость металлургической отрасли не менее чем на 107% на основе глубокой переработки минерального сырья и создания новых переделов. А также увеличить объем производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и экспорта в 2 раза к уровню 2008 года. Базой для выполнения этих целей должны стать инвестиционные проекты, включенные в Республиканскую карту индустриализации Казахстана на 2010-2014 годы. Именно им государство пообещало предоставить как финансовую, так и нефинансовую поддержку. Хотя сама Карта была утверждена правительством еще 14 апреля, на сайте правительства она была опубликована относительно недавно - в начале мая. Из 101 проекта Карты на общую сумму 6,8 трлн тенге к сфере ГМК можно отнести только 14. Нетрудно заметить, что большая часть проектов первой индустриальной пятилетки принадлежит сырьевым гигантам казахстанского ГМК. При этом основной упор они делают на развитие сырьевой базы и модернизацию наиболее устаревшего оборудования и технологий (что само по себе давно назрело, и в общем правильно). Проблема в том, что они по-прежнему ориентированы на наращивание объемов выпуска своей основной продукции, которая служит сырьем для металлургических предприятий России, Китая, ЕС и Юго-Восточной Азии. При таком раскладе через пять лет Казахстан действительно удвоит экспорт своего ГМК, например будет продавать больше катодной меди и получит производство первичного алюминия. Но чистые базовые металлы - это не металлоизделия или полуфабрикаты, и их вряд ли можно считать товарами с высокой добавленной стоимостью. Бизнес-модели ENRC, Казцинка и Казахмыса не предусматривают интеграцию новых более высоких переделов. Тот же металлопрокатный завод ССГПО - это лишь вспомогательное производство, 70% его продукции будет использоваться на обогатительных предприятиях самой ENRC. А Казахмыс недавно принял решение продать германскую компанию Mansfelder Kupfer und Messing - единственное в Группе подразделение по выпуску медной катанки, проката, труб и стержней. Китайские и российские инвесторы также рассматривают проекты в Казахстане лишь как сырьевую базу для своих домашних предприятий. К примеру, медный концентрат Актюбинской медной компании ее владелец - ЗАО "Русская медная компания" - направляет для переработки на челябинскую "Карабашмедь". Проект Таразского металлургического завода стоимостью $127,9 млн рассчитан на выпуск ферросиликомарганца, который применяется в качестве раскислителя для жидкой стали. При этом флагман черной металлургии Казахстана "АрселорМиттал Темиртау" еще в прошлом году объявил о том, что откладывает на неопределенный срок строительство нового металлургического завода мощностью 4 млн т стали в год, что позволило бы увеличить ежегодное производство стали в Казахстане до 10 млн т. При таком раскладе новому предприятию также уготована роль поставщика металлургического сырья за рубеж. Правительство рассчитывает, что организовать малотоннажное производство конечной продукции высоких переделов на основе базовых металлов удастся с помощью предприятий малого и среднего бизнеса. Другой вариант - привлечение новых крупных зарубежных инвесторов, способных создать в республике масштабные металлургические и металлопрокатные заводы "с нуля". Однако для этого инвесторы, помимо обеспечения их необходимой инфраструктурой и энергетическими ресурсами, помимо налоговых льгот и преференций, потребуют гарантированный льготный доступ к необходимому сырью. Пойдут ли на скидки вышеназванные горнорудные компании, имеющие долгосрочные зарубежные контракты (тем более в условиях возобновившегося роста мировых цен на базовые металлы и минеральное сырье), - большой вопрос. В заключение остается добавить, что 8 из 14 проектов ГМК, вошедших в Республиканскую карту индустриализации, будут завершены уже в текущем году. По сути, большая их часть оказалась в этом списке только потому, что из-за начала кризиса они не были вовремя завершены. С точки зрения ГМК, в своем первом варианте Карта индустриализации, видимо, составлялась с упором на реализацию первого из двух направлений госполитики в отрасли - "организацию производств основных (базовых) металлов крупными предприятиями". С учетом того что конечная цель ФИИР - это все-таки диверсификация за счет продуктов высокой добавленной стоимости, можно ожидать, что Карта индустриализации будет перекроена еще не один раз. |