www.rbc.ru, 14 июня
Сроки реализации строительства Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ) переносятся с 2012г. на более поздний срок, об этом в интервью агентству Trend сказал председатель правления АО НК "КазМунайГаз" Кайргельды Кабылдин. Он напомнил, что проект ККСТ в основном создается для доставки нефти именно с месторождения Кашаган. "На первом этапе освоения месторождения Кашаган будет добываться от 370 тыс. до 450 тыс. барр. в сутки. Эти объемы, по мнению экспертов, могут быть транспортироваться по системе КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) после его расширения, по китайскому нефтепроводу, а также по трубопроводу "Актау- Баку – Батуми", – пояснил глава казахстанской нацкомпании. По его словам, второй этап освоения Кашагана пока не утвержден. "Он будет утверждаться в 2010г. Разумно предполагать, что есть задержка следующего этапа, у них (у акционеров консорциума Северо-Каспийского проекта) есть обязательства только по ранней нефти, то есть дать ее не позднее октября 2013г.", – сказал К.Кабылдин. "А потом к 2012г. не будет большой нефти, и мы предполагаем, что на период 2014-2016гг. не будет реальных объемов нефти, чтобы оправдать строительство ККСТ. Соответственно, сроки начала реализации этого транспортного проекта откладываются", – добавил он. Напомним, что в 2008г. в Баку национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – подписали соглашение об основных принципах реализации Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ). Стороны договорились, что проект, который был ранее только идеей, в 2013-2014гг. должен стать реальностью. ККСТ должен обеспечить на начальном этапе возможность транспортировки нефти в объеме 23 млн т с последующим увеличением до 35-56 млн т в год. Главная особенность проекта в том, что нефть пойдет по морю через Кавказ, а не через Россию.
-------
О сроках не спорят? Реализация проекта "Казахстанская каспийская система транспортировки" откладывается на более поздний срок
Кульпаш КОНЫРОВА, "Литер", 15 июня
Отсрочка реализации этого транспортного проекта напрямую зависит от того, когда пойдет "большая" нефть с Кашагана, пояснил главный нефтяник страны Кайргельды Кабылдин. И, как выяснилось, по мнению экспертов, серьезные объемы кашаганской нефти, которую так ждет республика, могут быть не ранее 2016 года, а не в 2012 году, как было заявлено ранее. Сроки реализации строительства Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ) переносятся на более поздний срок, сообщил в интервью "Литеру" председатель правления АО НК "КазМунайГаз" Кайргельды Кабылдин, отвечая на просьбу прокомментировать появившиеся в последнее время слухи об отсрочке данного проекта. – Да, действительно, сроки реализации строительства ККСТ переносятся на более поздний срок, – сказал Кайргельды Кабылдин. Он напомнил, что ККСТ создается для доставки казахстанской нефти именно с месторождения Кашаган. Еще в конце 2008 года в Баку национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – подписали соглашение по ККСТ. Стороны тогда договорились, что проект, который был ранее только идеей, в 2013–2014 годах должен стать реальностью. Он должен обеспечить на начальном этапе возможность транспортировки кашаганской нефти через Каспий и Кавказ на мировые рынки в объеме 23 млн тонн с последующим увеличением до 35–56 млн тонн в год. Главная особенность этого проекта состоит в том, что нефть пойдет по морю через Кавказ, а не через Россию. – На первом этапе освоения месторождения Кашаган будет добываться от 370 до 450 тысяч баррелей в сутки. Эти объемы, по мнению экспертов, могут транспортироваться по системе КТК (Каспийский трубопроводный консорциум – трубопровод через Россию) после ее расширения, а также по нефтепроводу в направлении на Китай и по трубопроводу Актау – Баку – Батуми, – пояснил глава казахстанской нацкомпании. Таким образом, необходимости в строительстве еще одной системы транспортировки, а именно ККСТ, нет, по крайней мере на первом этапе освоения кашаганского проекта, который начнет действовать в конце 2012 года. Что касается начала второго этапа освоения Кашагана, когда нефть с месторождения должна пойти "фонтаном", то он пока, по словам Кабылдина, не утвержден. – Второй этап освоения месторождения будет утверждаться только в 2010 году. Разумно предполагать, что есть задержка по срокам его начала, – сказал он. Ответ Кабылдина ясно дает понять, что серьезные объемы нефти с главного "ягодного" проекта республики несколько запаздывают. Как сообщалось ранее, сроки получения первой нефти с Кашагана откладывались не раз. В ходе последних длительных переговоров в конце 2008 года между правительством республики и участниками международного консорциума, осваивавшими месторождения, была достигнута договоренность о том, что первая нефть с Кашагана будет получена в период с конца 2012 до октября 2013 года. Не означает ли отсрочка реализации проекта ККСТ, что сроки добычи нефти с Кашагана тоже отодвинутся? – У акционеров консорциума Северо-Каспийского проекта (то есть кашаганского проекта) есть обязательства только по ранней нефти, то есть дать ее на позднее октября 2013 года. И, как я сказал выше, на раннем этапе месторождение даст от 370 до 450 тысяч баррелей в сутки, которые будут транспортироваться по уже существующим системам, – сказал Кабылдин, отвечая на вопрос. – А потому к 2012 году не будет "большой" нефти. И мы предполагаем, что на период с 2014 до 2016 года не будет реальных объемов нефти, чтобы оправдать строительство ККСТ. Соответственно, сроки начала реализации этого транспортного проекта отодвигаются, – добавил он. О том, что большой кашаганской нефти не будет к 2013 году, ранее заявил журналистам советник президента по Каспийскому региону, влиятельный человек в нефтегазовых кругах Нурлан Балгимбаев. Некоторые специалисты считают, что одна из причин отсрочки второго этапа освоения Кашагана связана с необходимостью усиления мер защиты после аварии на платформе в Мексиканском заливе. Так, по мнению главы Ассоциации нефтедобывающих компаний Казахстана KazEnergy Тимура Кулибаева, аварию в Мексиканском заливе нужно рассматривать как урок. – Из данной ситуации необходимо изв лечь уроки, чтобы в дальнейшем не повторять чужих ошибок, хотя все мы в нефтегазовой отрасли воспринимаем случившееся близко к сердцу и сопереживаем коллегам из ВР, – отметил по этому поводу председатель ассоциации. |