Вероника Лим, camonitor.com, 18 июня
Неделю назад "Вечерний Алматы", официальное издание акимата и маслихата южной столицы, опубликовал таблицу сроков отключения горячего водоснабжения в "зоне ответственности" АО "Алматинские тепловые сети" в связи с профилактическими работами. На тот день в отдельных районах города горячая вода отсутствовала уже 12 дней. А в тех районах, где АлТС проводит плановую замену магистральных сетей, горячей воды нет почти месяц. Вопрос не в том, почему жители казахстанского мегаполиса вынуждены прибегать к дедовским методам для удовлетворения элементарных бытовых нужд. Проблема в другом: почему традиционный "сезон" прекращения подачи горячей воды у нас столь продолжительный? По графику "Алматинских теплосетей", горячей воды в домах и офисах тех районов, которые охвачены ремонтными работами, не будет ровно месяц – с 1 июня до 1 июля. Плановые перекладки магистральных тепловых сетей в четырех районах города (Ауэзовском, Бостандыкском, Алмалинском и Медеуском) займут еще больше времени – с 19 мая по 29 июля. По другой информации, например, в Ауэзовском районе горячей воды не стоит ожидать до 23 сентября. Такая дата была указана в уведомлении поставщика одному из детских садов этого густозаселенного района. Понятно, что бытовые неудобства становятся неизбежными спутниками подобных масштабных мероприятий. Ради благого дела, конечно, можно перетерпеть. Не стоит забывать, что (цитируем с веб-сайта АлТС) "АО "Алматинские тепловые сети" – мощное тепловое хозяйство, которое является основой жизнедеятельности южной столицы Казахстана, создающее комфортные условия в жилых зданиях, общественных, культурно-бытовых и прочих учреждениях". Между тем население российских городов тоже ежегодно сталкивается с отключениями горячей воды. Эта практика досталась нам в наследство с советского времени. И у россиян "оперативность" теплоэнергетиков вызывает недовольство и возмущение. Но кое-какой прогресс там наметился. Например, в этом году коммунальные власти Санкт-Петербурга пообещали свести сроки отключения горячего водоснабжения в межотопительный период к минимуму. Как заверило ООО "Петербургтеплоэнерго", современное оборудование котельных позволяет сократить срок отключения до одного дня. Москвичей до нынешнего года оставляли без горячей воды максимум на три недели. В этом году жителей российской столицы будут планомерно отключать от горячего водоснабжения на 2 дня, максимум на 14 дней. Во время подготовки к новому отопительному сезону 2010-2011 годов ОАО "МОЭК" планирует переложить более 258 км теплосетей, провести плановые и предупредительные ремонты на 42 районных и 30 квартальных тепловых станциях, а также 129 малых и передвижных котельных. Российское законодательство регламентирует, что продолжительность ремонтных и профилактических работ и связанных с ними отключений горячей воды не может превышать 21 день. Невыполнение работ в установленные сроки считается чрезвычайным происшествием. А у нас… Копать – не перекопать Председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, инженер-теплоэнергетик Петр Своик прокомментировал причины бытового дискомфорта жителей казахстанского мегаполиса сразу с нескольких позиций. - Тепловые сети изначально задумывались, проектировались и строились для бесперебойного, круглосуточного и круглогодичного обеспечения потребителя горячей водой, с учетом всех возможных и необходимых ремонтов, плановых и аварийных. Вся система теплоснабжения на территории бывшего СССР и г.Алматы в том числе построена на так называемой "двухтрубке" (двухтрубная система отопления) – параллельными прямой и обратной трубами. Горячее водоснабжение подключено к обеим, то есть возможность его подачи предусмотрена в любое время года – либо из прямой трубы, либо из обратки. Теоретически во время ремонта одной трубы потребитель всегда может получать горячую воду по другой, за редким исключением, когда нельзя не отключить обе трубы. К исключениям относится, скажем, ремонт крупной насосной станции, узла рассечки. Но такие уникальные виды работ производятся редко. Если что-то подобное случалось в советское время, подача воды прекращалась на два, максимум три дня. Все остальное время водоснабжение практически не прерывалось. И сегодня нет технической необходимости полностью прекращать подачу горячей воды. Просто всегда легче раскопать и отремонтировать сразу две трубы, чем поочередно, переключаясь с одной на другую. Это технический аспект вашего вопроса. А теперь о правовом. Сегодня отключать потребителя от той или иной услуги гораздо проще, потому что за это никто не отвечает. Зададимся вопросом: что может предъявить "Алматинским сетям" домохозяйка, не имеющая возможности помыть посуду теплой водой без дополнительных усилий на протяжении целого месяца? Причем заранее с ней как с потребителем ни о чем не договаривались, ничего не согласовывали, никаких компенсаций не предлагали. Что она может предъявить поставщику услуг? А ничего. И обратиться со своей бедой ей не к кому. В Агентстве по регулированию естественных монополий, которое должно стоять на страже интересов потребителя, никто ничего не ответит. - Чем отличаются системы теплоснабжения в постсоветских странах и в Западной Европе? Почему у них подача горячей воды практически не прекращается, а если и случается такое, то максимум на несколько дней, и то в рабочее время? - Разница принципиальная. Так называемая теплофикация – чисто советский технический феномен, который существует только в странах бывшего СССР и частично Восточной Европы. Принцип теплофикации заключается в совместной выработке тепла и электроэнергии на ТЭЦ. Вне территории бывшего Союза выработка тепловой и электрической энергии, как правило, раздельная: есть котельные, вырабатывающие тепло; электростанции, генерирующие электроэнергию; котельные, вырабатывающие тепло на базе электроэнергии. Только в СССР была создана теплофикация, при которой на одной и той же электростанции вырабатываемый в котлах пар сначала поступает в турбины и производит электроэнергию, а потом направляется в теплообменники и греет воду для отопления и горячего водоснабжения. Плюс этой схемы комбинированной выработки электроэнергии в том, что при ней экономятся до 30% и более суммарного топлива. Минус в том, что она "колхозная". Ее можно внедрять только в рамках относительно больших городов, опутывая их единой системой теплофикации, чего нет в индивидуалистической Америке. Если вы посмотрите на любой небоскреб в крупном американском городе, то увидите, как над каждым поднимается облако дыма или пара, потому что каждый небоскреб является котельной самому себе. В американской системе другого не может быть, поскольку там каждый хозяйствующий субъект строит недвижимость, исходя из необходимости ее самообеспечения. Поэтому никакой нью-йоркской ТЭЦ в природе нет, в отличие от любого бывшего советского города с населением свыше 100 тысяч человек. - Есть ли техническая необходимость чуть ли не в ежегодных (к примеру, по ул. Алтынсарина в Ауэзовском районе) "плановых перекладках магистральных тепловых путей"? - В ежегодной перекладке необходимости нет. Есть аварийные ситуации, но на то они и аварийные, что ликвидируются по мере необходимости. Как правило, аварии случаются в отопительный период. Лето – законное время для проведения плановых ремонтов от текущих до капитальных. При этом технология их проведения основана на своевременном выявлении и замене изношенных участков тепловой сети, приходящих в негодность в результате долговременной физической работы или неподобающих условий эксплуатации. Такие дефекты должны выявляться во время зимней кампании, а во время летней должны проводиться именно плановые ремонтные работы. - В нашем законодательстве предусмотрен регламент проведения плановых, предупредительных и прочих работ поставщиками коммунальных услуг? Каким образом юридически в идеале должны закрепляться отношения поставщик – потребитель? - Теплофикация и электроснабжение были неплохо проработаны при советской власти в подзаконной форме: плановые сроки ремонтных работ, порядок и условия их проведения с минимальным ущемлением прав потребителей. Разумеется, это прописано и у нас: советские правила пользования тепловой энергией до сих пор никто не отменял. В Гражданском кодексе, принятом в рыночных условиях и оправданно называемом экономической конституцией, энерго- и электроснабжению посвящена целая глава. Весь дух и пафос ее статей опирается на договорное право. Именно договор должен регламентировать взаимные права и обязанности потребителя и поставщика. Там же должно быть прописано, имеет ли поставщик право прекращать подачу горячей воды, в каких ситуациях, и как он должен согласовывать этот вопрос с потребителем, оповещать и компенсировать недополученные услуги. Таких договоров нет, хотя они предусмотрены законодательством. Образно описывая ситуацию, скажу: в области ЖКХ, тарифов, договорного права у нас непаханая целина. Причем все органы, которые обязаны обеспечивать существование договорного права, и в частности АРЕМ, со своей работой не справляются. - Является ли адекватной компенсацией перерасчет с учетом недопоставленных услуг? - Эта тема перманентно поднимается на протяжении лет десяти. Самой большой бедой в вопросе оплаты за теплоснабжение является то, что она производится по абстрактным нормативам: либо вообще не имеющим отношения к реальному объему потребления услуги, либо весьма косвенное. Заглянув в свою квитанцию, вы обнаружите, что платите некую сумму тенге за квадратный метр жилплощади. Это принципиальный дефект тарифной политики АРЕМа – малопрофессиональной и малоэффективной с позиции защиты интересов потребителя структуры. Это проявляется не только в том, что АРЕМ позволяет существовать отношениям поставщик-потребитель вне Гражданского кодекса и договорного права, но и в наличии несуразной системы теплоснабжения, основанной не на фактическом потреблении, а на отвлеченном нормативе. Когда энергетическим комплексом Алматы заведовал "Трактебель", дошло до анекдота. АРЕМ ввел систему перерасчетов, за основу которой был взят не полученный или недополученный потребителем объем услуг, а соответствие средней температуры отопления по городу средней температуре в текущем отопительном сезоне. То есть одна абстракция была пересчитана на другую. Период деятельности бельгийцев пришелся на глобальное потепление, в Алматы каждая зима была теплее предыдущей, что послужило основанием потребовать от "Трактебеля" некоторой суммы за переплату. Перерасчет что палка о двух концах. По действующим нормативам, если зима теплее, потребитель может потребовать от поставщика возврата какой-то суммы, а если наоборот, поставщик на тех же основаниях вправе потребовать от потребителя доплату. И вообще, все это игры на бумаге, не имеющие адекватного отражения в действительности. |