Ксения МИХАЙЛОВА, Манасхан МЕЙРМАН, www.focus.kz, 19 июня
Новая система оплаты квитанций, о внедрении которой с июня сообщило ТОО "АлматыЭнергоСбыт", вышла потребителям боком. В полученных счетах оказались суммы, которые в два, а то и в три раза выше привычных ежемесячных платежей. На официальном сайте "АлматыЭнергоСбыта" представители монополиста – поставщика услуг сообщают, что у потребителей теперь есть выбор: либо самостоятельно снимать показания счетчика и производить расчет оплаты, или ежемесячно оплачивать одну и ту же сумму "на основании карты своего потребления за прошлый период". Причем все это сделано "по многочисленным пожеланиям жителей", говорится в информации. Впрочем, за выполнение собственных пожеланий потребителям электроэнергии предлагают заплатить. Генеральный директор "АлматыЭнергоСбыта" Михаил Гамбургер объяснил двойные суммы в счетах тем, что в июньских квитанциях потребители увидели начисление, охватывающее период с последнего снятия показаний счетчика (указанного в майской квитанции) до конца июня 2010 года. – Электроэнергия, которую вы потребите до конца июня, учтена полностью. В следующих счетах будет указываться начисление только текущего месяца – в июле за июль, в августе за август и так далее, – объясняет М. Гамбургер. При этом, судя по счетам в квитанциях некоторых потребителей, которые обратились в редакцию, в оставшиеся 12 дней июня они могут себя не ограничивать ни в чем. Так как взамен привычных 100–150 кВт в месяц предлагают оплатить сразу за 500 кВт. Попытки дозвониться в контакт-центр оказались безуспешными. Впрочем, это неудивительно, так как, по словам М. Гамбургера, операторы могут одновременно ответить на 30 звонков, а недовольных удвоенными счетами в 1,5-миллионном городе, думается, значительно больше. Правда, представители "АлматыЭнергоСбыта" советуют не беспокоиться, а проверить показания счетчика. – Если вы оплачиваете за электроэнергию в последние дни июня, то сумма к оплате должна быть примерно одинаковой, – заявил М. Гамбургер. При этом сотрудники компании-монополиста отчего-то пребывают в твердой уверенности, что в июне потребители ни в коем случае не начнут экономить или не отправятся в незапланированный отпуск. Возможно, завышенные суммы связаны и с тем, что в учет грядущего потребления электроэнергии брали и установленные бойлеры – горячую воду в Алматы отключили целым районам… Один из представителей компании, торгующей бытовой техникой, в неформальной беседе сообщил, что годовой запас бойлеров "разлетелся за месяц". Впрочем, это все домыслы, "АлматыЭнергоСбыт" же, по собственному утверждению, опирается на расчеты "в соответствии с потреблением в аналогичном периоде прошлого года, учитывая фактор сезонности". Особенно дотошным потребителям всю схему расчетов привели на обратной стороне июньских квитанций. И уточнили, что "определение фактического объема потребления электроэнергии и корректировка счета будут производиться на основании снятия контрольных показаний приборов учета". – Если вам неудобно оплачивать большое количество кВтч за раз, вы можете оплатить начисленную сумму поэтапно, в течение двух-трех месяцев (это касается только суммы к оплате, отображенной в июньской квитанции!!!), – именно так, с тремя восклицательными знаками, сообщает об этом "АлматыЭнергоСбыт" в размещенной на сайте информации. При этом уточняют, что потребителю оставляют право самостоятельно "добросовестно ежемесячно снимать показания своего прибора учета и рассчитываться за потребленную электроэнергию, с тем чтобы впоследствии (при сверке показаний) не возникло существенных расхождений и не накапливалась задолженность". "АлматыЭнергоСбыт" в последнее время вообще остается главным коммунальным ньюсмейкером. Потребители уже привыкли к регулярному повышению стоимости электроэнергии: последнее произошло в сентябре 2009 года, когда ввели дифференцированный тариф по Алматы и Алматинской области. Для бытовых потребителей минимальный тариф составляет 10,59 тенге с учетом НДС. Объяснили это увеличением отпускной цены на электроэнергию на электрических станциях. Экспериментируют и с системой учета потребленной жителями электроэнергии. Так, в мае прошлого года компания ввела в действие снятие показаний контролерами, а потребитель уже получал счет-квитанцию с указанием объема потребления и суммы. Вот только потребителей и это не устраивало, так как была разница в показаниях из-за того, что данные снимались контролерами раньше, а к моменту выставления счетов накапливалась другая сумма. М. Гамбургер отметил, что "изменения в квитанции внесены в соответствии с пожеланиями и направлены на создание благоприятных условий для бытовых потребителей электроэнергии". Правда, почему вдруг предлагают оплатить счета за еще непотребленную электроэнергию и для кого эти условия будут "благоприятными", остается неясным. Заместитель директора департамента АРЕМ по Алматы Даурен Жандарбек уточнил, что внесению изменений поспособствовало антимонопольное ведомство. – Когда компания перешла на так называемый метод начисления, наш департамент с этим не согласился, так как у потребителя есть право самостоятельно снимать показания и оплачивать в соответствии с ними, – говорит он. – Мы писали об этом в головной офис "АлматыЭнергоСбыта", который и занимается ценовым регулированием, и в мае нам были делегированы полномочия рассматривать обращения жителей и принимать меры. При этом он отметил, что в июне все же придется оплатить больше, чем привыкли платить ежемесячно, так как все выставленные счета "шли с опозданием", а сейчас поставщик услуг "хочет нагнать". |