NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 09:00 ast
07:00 msk

В книжной отрасли деньги водятся
Несмотря на кризис, значительно обваливший казахстанский книжный рынок, книготорговые организации продолжают открывать новые магазины, а российские издательства все активнее осваивают казахстанский рынок
22.06.2010 / экономика

Кирилл Мартин, "Эксперт Казахстан", 21 июня

Казахстанский книжный ритейл в 2009 году в полной мере испытал на себе влияние кризиса. Помимо общего снижения покупательской способности, книготорговым компаниям в начале 2009 года пришлось пережить 15-процентное увеличение российскими издателями отпускной цены. А так как от 65 до 90% ассортимента казахстанских книжных магазинов составляет продукция именно российского издателя, розничные цены казахстанских магазинов выросли соответственно. В итоге сокращение продаж в 2009 году по сравнению с 2008-м в денежном выражении составило от 10 до 20% у большинства книжных ритейлеров. Лишь "Меломан" с сетью книжных магазинов "Booking" и "Книга-НВ" с сетью "Книжный город" показали рост в 5% и 22% соответственно.
Несмотря на это, крупные книжные ритейлеры не останавливаются в расширении торговых площадей, открывая все новые торговые точки, а российские издательства наращивают свое присутствие в стране. По-видимому, неосвоенность казахстанской книготорговой отрасли позволяет игрокам надеяться на скорейшее восстановление рынка, а достаточно высокая доходность дает возможность даже в условиях кризиса вкладывать деньги в развитие.

Время менять формат
Проседание книжного рынка в 2009 году, объем которого казахстанская книжная палата оценивает в 125-150 млн долларов (20-я часть российского книжного рынка), привело к увеличению срока оборачиваемости книг, а снижение доходов ритейлеров - к сокращению ассортимента и торговых площадей некоторыми ритейлерами. Так, книжная сеть "Bookmark" в 2008 году закрыла магазин детских книг, а в 2009 году была вынуждена сдавать площади супермаркета в аренду. "Экономик"С" также пришлось закрыть один из десяти магазинов из-за высокой арендной платы. Книготорговой сети "Гулянда" пришлось сократить площади по продаже книг путем расширения отдела детских познавательных игр и открытия отделов канцтоваров и открыток. А "Книга-НВ" отказалась от планов развития сетей среднего формата "Почитай" и малого "Экспресс-книга".
В первую очередь снижение спроса заставило пересмотреть игроками рынка расположение магазинов и изменить их форматы. Книготорговые организации начали обращать свой взор на спальные районы и окраины города, отказываясь при этом от крупных - более 600 квадратных метров - магазинов-клубов с ассортиментом в 70 тыс. наименований в пользу небольших супермаркетов - около 300 квадратов - с 20 тыс. книг. "Еще с советских времен книжные магазины располагались на пересечении оживленных улиц, тем самым обеспечивая хорошую проходимость и торговлю. К сожалению, сейчас это невозможно, потому что такие площади сдаются очень дорого. Для книжного магазина площадью 200-250 квадратных метров аренда становится непосильной, даже если взять по 15 долларов за один квадратный метр", - сетует директор сети "Экономик"С" Серик Токтабулатов.
Помимо этого большую роль играет рентабельность формата. По словам генерального директора магазина-клуба "Bookmark" Камиллы Мадиевой, в отличие от России, формат больших магазинов-клубов приживается у нас еще плохо. "Мы пробовали приглашать авторов, издательства, устраивать авторские вечера, другие мероприятия в нашем магазине-клубе, - рассказывает заместитель директора книжной сети "Гулянда" Хадиша Жандильдина. - Но у людей нет энтузиазма, да и наши издательства в отличие от российских совершенно не заинтересованы в продвижении выпущенных книг. Для них главное издать книгу, а потом хоть трава не расти, авторы сами вынуждены заниматься ее распространением. А вот супермаркет - это совсем другое дело". С ней солидарен генеральный директор ТОО "Книга-НВ" Нурлан Шарипов, считающий, что формат супермаркета с системой самообслуживания наиболее рентабелен в казахстанских условиях. "В данном случае идет минимизация в плане продвижения товара, то есть продвигается только сам бренд, сам магазин, а это в свою очередь дает возможность сосредоточиться на ассортименте, который в книжном бизнесе является основным фактором привлечения аудитории", - отмечает он.
Сложный 2009 год еще больше обострил борьбу книготорговцев за покупателя. В итоге в выигрыше оказался потребитель. Начиная с середины 2008 года, книготорговые компании начали применять различные стратегии - от сокращения издержек и введения дополнительных услуг до внедрения дисконтных программ и создания интернет-магазинов. В стремлении сохранить лояльность покупателей в 2008 году книжная сеть "Гулянда" ввела дисконтные карты, которые дают право на 10-процентную скидку после покупки товара более чем на 10 тыс. тенге. Помимо этого в одном из магазинов сети открылся отдел по продаже книг изданий прошлых лет с уценкой. А уже в этом году, по словам Хадиши Жандильдиной, будет запущен интернет-магазин.
Целый ряд новых услуг внедрила в последние годы компания "Меломан". Так, в настоящий момент по всей территории Казахстана компания осуществляет доставку заказанной через Интернет продукции. "На сегодняшний день в интернет-магазине "Меломан" представлено около 40 тыс. наименований книг, причем все они имеются на наших складах, - рассказывает генеральный директор сети "Меломан" Вадим Голенко. - Книги покупатель получает напрямую от дистрибьютора, а не через буфер интернет-магазина, не имеющего своего склада. Соответственно, и цена ниже, и товар всегда в наличии. Это позволяет осуществлять доставку в любой населенный пункт Казахстана в течение 2-3 дней". Помимо развития интернет-торговли сеть активно привлекает читателей за счет проведения семинаров и тренингов с участием известных современных авторов. "Мы стараемся сделать книжный рынок Казахстана привлекательным как для издательств, так и для казахстанских читателей, поэтому тренинги и приезд авторов - это не только очень сложно, но и очень важно", - делится мнением г-н Голенко.

Кризис - не помеха
Однако, несмотря на столь существенное снижение объема казахстанского книжного рынка и пессимистичные прогнозы игроков о его восстановлении не раньше чем через несколько лет, тенденция открытия новых торговых площадей, наметившаяся еще с 2007 года, не прекращалась. Только за последний год в Алматы появилось более 4 тыс. кв. метров новых книготорговых площадей: в апреле прошлого года новый магазин открыла "Гулянда", в январе нынешнего - "Экономик"С", в марте новые магазины появились у сетей "Bookmark" и "Книжный город". Большинство книготорговцев планируют не останавливаться на достигнутом. Так, по словам Нурлана Шарипова, в этом году появится третий магазин с брендом "Книжный город", а уже в следующем году сеть начнет выходить в крупные города Казахстана. "У нас все готово - маркетинг проработан, оборудование и ассортимент уже на складах, последняя задача - удачно найти подходящую площадь". Также до конца 2010 года планируется открытие очередного магазина сети "Гулянда". "У нас в планах открывать по одному магазину ежегодно, нельзя сидеть на месте, в то время как твои конкуренты занимают свободные ниши", - говорит Хадиша Жандильдина.
Столь бурный рост книжных магазинов в условиях падающего рынка кажется по меньшей мере странным. Однако, по мнению директора Национальной государственной книжной палаты Республики Казахстан Жаната Сейдуманова, ничего необычного в этом нет, так как книготорговая отрасль занимает четвертое место по доходности после нефтедобычи, торговле спиртным и табачной промышленности, с той лишь разницей, что кризис для нее является менее существенной помехой, чем для остальных отраслей. "Начиная с 90-х годов в Казахстане не было ни одной книготорговой компании, которая бы обанкротилась, это очень хорошо характеризует доходность отрасли. Накрутка на российские книги составляет в среднем 200-300%, книги стоят огромных денег. Естественно, ни один бизнесмен не будет это разглашать, но накрутка у них не меньше этой цифры".
Все участники рынка, говоря о наценке, называют от 50 до 100%, заявляя, что на значительную часть продукции она составляет не более 50-60%. "Больше 100% никто не добавляет, такие книги просто никто покупать не будет, - уверяет г-жа Жандильдина. - В нашем оптово-розничном магазине на розницу мы даже больше 55% не добавляем, а для оптовых покупателей накрутка вообще составляет не более 10-15%".
При этом, как разъяснил Нурлан Шарипов, от 6 до 25% идет на покрытие транспортных расходов, в зависимости от загрузки машины, и примерно столько же на аренду торговых площадей.
Исходя из этого, столь бурный рост книжных магазинов сами ритейлеры объясняют не следствием высоких показателей продаж, а результатом стратегической политики компаний. "Мы просто следуем намеченным еще до кризиса планам, к тому же рынок очень привлекательный", - рассказывает Камилла Мадиева. По словам директора ТОО "Книга-НВ" Нурлана Шарипова, "перед самым кризисом на рынок стали заходить новые игроки, которые вложили большие деньги - закупили товар, заключили договоры, и отступать уже было некуда, только развиваться. Тем более рынок был на тот момент настолько пустой (да и сейчас ситуация изменилась незначительно), что потенциал для роста даже в Алматы еще огромен".
Действительно, по данным Книжной палаты, на один казахстанский книжный магазин приходится около 100 тыс. потенциальных покупателей. К примеру, в России этот показатель составляет 50 тыс., а в Европе - 20 тыс. К тому же, как отмечают игроки книготорговой отрасли, в последнее время растет число читающих людей. Так, отмечает Хадиша Жандильдина, если поколение первого периода независимости вплоть до 1997 года рождения заходит в книжный магазин только за учебной литературой, то для детей младшего поколения книги покупают все чаще.
Необходимо добавить, что большинство ритейлеров отметили определенную стабильность и даже рост продаж в секторах художественной и детской литературы. И, напротив, однозначное сокращение продаж книготорговые предприятия отмечают в сегменте деловой, профессиональной литературы. Кроме того, многие книготорговцы отмечают рост спроса на литературу на казахском языке. К примеру, в сети "Гулянда" только за последние несколько лет продажи таких книг выросли как минимум в пять-десять раз. Тенденция роста наблюдается и в отношении книг казахстанских издательств. По словам Нурлана Шарипова, если в 2007 году во время открытия первого магазина ассортимент на 90% состоял из российских книг и лишь на 10% из книг отечественных издательств, то сегодня доля казахстанской литературы выросла до 35%. "Выросла не потому, что мы стали активней работать с нашими изданиями, а потому, что спрос на казахстанские книги стал расти", - говорит г-н Шарипов.

Рабы российских издательств
В последние несколько лет на казахстанском рынке стало появляться все больше российских книжных издательств. Так, в конце 2007 года в Алматы открылось представительство издательства "Эксмо", а в 2010 году - представительства издательств "АСТ" и "Эгмонд". Вследствие преимуществ, которые предлагают представительства, а именно: предоставление растаможенных книг, готовых к продаже, и наличие складских запасов, позволяющих ритейлерам получить книги в минимально короткие сроки, освоение рынка произошло в рекордные сроки. По словам директора отдела продаж "Эксмо" Рамазана Щимеева, доля издательства в казахстанских магазинах колеблется от 8 до 32%, но уже в ближайшее время компания планирует довести ее до 38% в большинстве книготорговых точек. Примечательно, что, несмотря на общее падение объемов казахстанского книжного рынка в 2009 году, по сравнению с 2008 годом "Эксмо" повысило уровень продаж в республике на 70%. "Если в первый год нашего присутствия в Казахстане многие по-прежнему закупали книги нашего издательства непосредственно в Москве, то уже в 2009-м пришли к нам", - рассказывает г-н Щимеев.
"С ними очень удобно работать, - рассказывает Хадиша Жандильдина, - они создают все условия для покупателей. Почему, вы думаете, у нас на полках большинство российских книг? Все потому, что львиная доля товара приобретается в кредит. Издательства предоставляют товар под реализацию на 60 или 90 дней. В большинстве отечественных издательствах подобных условий нет".
Как ни странно, но в ближайшее время российские книжные гиганты не собираются строить свои розничные сети в Казахстане. Сколь-нибудь внятный ответ о причине этого получить не удалось. "Вероятно, это опять же связано с кризисом, достаточно сильно подкосившим книжную отрасль России. Вполне возможно, что российские игроки появятся на рынке республики, как только в Казахстане сформируются несколько крупных и развитых сетей, - считает Нурлан Шарипов. - Россияне заходят на рынок, как правило, скупая уже готовые сети, не создавая свои магазины. На сегодняшний день таковых у нас нет. Однако это дело времени, тем более в условиях прозрачных границ Таможенного союза".
По мнению Хадиши Жандильдиной, российские книготорговые компании если и будут заходить на казахстанский рынок, то только в формате представительств. "Зачем им столько проблем с открытием магазинов, оформлением, поиском площадей и вкладыванием огромных средств, если все книжные магазины страны уже сейчас на них работают?" - отмечает она. "Нельзя отбрасывать и тот факт, что российские издательства не уверены в том, как долго здесь сохранится спрос на российские книги, - утверждает главный редактор журнала "Книголюб" Лиля Калаус. - Очевидно, что во многих странах бывшего Советского Союза имеет место тенденция сокращения российской книжной продукции, причем не только в Прибалтике и в Украине, но и в соседнем Узбекистане".
Пока же игроки книжного рынка продолжают развивать розничные сети, надеясь на скорейшее восстановление спроса и дельнейшее продуктивное сотрудничество с основным поставщиком продукции - российскими издательствами.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О состоянии рынка легковых автомобилей в Республике Казахстан в 2009г. 30.06.2010
О состоянии розничной торговли в Республике Казахстан в 2009 году 30.06.2010
Газпром нефть интересует доля в Павлодарском НПЗ 30.06.2010
Закат невзошедшей звезды 30.06.2010
Казахстан первым протестировал новый цифровой стандарт вещания 30.06.2010
По итогам 1-го полугодия план по доходам республиканского бюджета по предварительным данным исполнен на 115,2% 30.06.2010
На Кашагане 80% сернистого газа будет закачиваться обратно в пласт 30.06.2010
ТШО заявляет, что ведет добычу в Казахстане в полном соответствии с контрактом 30.06.2010
ВТБ не исключает новых приобретений в Казахстане 30.06.2010
О запуске инвестиционных проектов Мангистауской области 29.06.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz