Москва (Standard & Poor"s), 22 июня
"Высокий уровень присутствия государственных банков, на наш взгляд, ограничивает развитие конкуренции и нарушает процесс рыночного ценообразования в развивающейся банковской системе Узбекистана", – говорится в новом отчете, опубликованном сегодня Рейтинговой службой Standard & Poor"s. "Регулирующие органы Узбекистана строго контролируют развитие экономики страны и деятельность банков. По нашему мнению, это снижает волатильность, но подвергает банки возможному вмешательству со стороны государства", – отметила кредитный аналитик Standard & Poor"s Елена Романова. Как отмечается в отчете "Оценка страновых рисков банковского сектора: Узбекистан", доминирование государственных банков и контроль и поддержка со стороны государства, низкая степень проникновения банковских услуг в Узбекистане и невысокий уровень иностранных заимствований банков в значительной степени обеспечили защиту небольшой по размерам банковской отрасли страны от глобального финансового кризиса в последние три года. На основании оценки страновых рисков банковской системы (BICRA) Служба кредитных рейтингов Standard & Poor"s относит Республику Узбекистан (рейтинга нет) к группе 9 из 10 групп, причем самые сильные входят в группу 1, самые слабые – в группу 10 (см. статью "На основании оценки страновых рисков банковской системы Standard & Poor’s относит Узбекистан к группе 9", опубликованную в RatingsDirect 17 декабря 2009 г.). Кроме Узбекистана, группа 9 включает Казахстан, Беларусь, Нигерию, Коста-Рику, Ливан и Вьетнам. В 2009 г. рост узбекской экономики составил 8%, а рост кредитов банковской системы превысил 30%, лишь незначительно снизившись по сравнению с 2007 и 2008 гг. В конце 2009 г. коэффициент достаточности регулятивного капитала превысил 20%, что обеспечивает возможности его дальнейшего повышения в течение 2010 г. Экономика Узбекистана зависит от экспорта газа и хлопка и в меньшей степени – от денежных переводов граждан страны, работающих в России и других государствах. В банковском секторе доминируют восемь государственных банков, на долю которых приходится около 70% депозитов и 85% кредитов системы. Высокий уровень присутствия государственных банков, на наш взгляд, ограничивает развитие конкуренции и нарушает процесс рыночного ценообразования. По официальным данным, уровень проблемных кредитов в 2008-2009 гг. составлял 3% от общего объема выданных кредитов. "Однако мы полагаем, что в официальных данных объем проблемных кредитов занижен, поскольку государственная поддержка (включая гарантии), оказываемая государственным предприятиям, не дает возможности точно оценить характеристики кредитоспособности и неэффективность производства этих предприятий", – пояснил кредитный аналитик Standard & Poor"s Сергей Вороненко. Около половины кредитов номинированы в иностранной валюте, что делает сектор уязвимым к возможным рискам девальвации национальной валюты – узбекского сума. Уровень раскрытия финансовой информации, с нашей точки зрения, ограничен, что повышает информационные риски. По нашим оценкам, в случае гипотетического разрушения бизнес-модели и политической системы в стране, а также вследствие затянувшегося экономического спада уровень валовых проблемных активов (ВПА) банковской системы Узбекистана, включающих проблемные и реструктурированные кредиты, может достичь 50% от совокупного объема кредитования, однако это не предусмотрено нашим базовым сценарием. В соответствии с нашими критериями мы относим Правительство Узбекистана к категории "интервенционистских" с точки зрения вероятности предоставления государственной поддержки системообразующим банкам, что обусловлено высоким уровнем участия государства в банковском секторе. Вместе с тем способность государства поддерживать банковский сектор, по нашему мнению, ограничена показателями государственных финансов. Поскольку, с нашей точки зрения, ни один частный банк не является системообразующим, мы не включаем в рейтинги частных банков надбавку с учетом возможной государственной поддержки. |