Артур ШАХНАЗАРЯН, "Фокус", 9 июля
От имени председателя и управляющего директора оператора Северо-каспийского (Кашаганского) проекта совместной компании "Норт Каспиан Оперейтинг компани Б.В." (НКОК) Пьера Оффана 2 июля был представлен отчет развития проекта за 2009 год с некоторыми моментами по деятельности НКОК и ее агентских компаний в 2010 году. Кашаганский проект по признанию НКОК является одним из самых крупных и самых сложных отраслевых проектов данной сферы в мире. Это объясняется многими особенностями самого месторождения: высокое пластовое давление, наличие в нефти значительного содержания опасных газов – сероводорода и оксида углерода, суровые морские условия (низкий уровень минерализации, зимние температуры до -30 градусов, ледостав 5 месяцев в году, непрогнозируемые подвижки льда и образования борозд от движения льда на дне моря), возможные высокие волны и трудности снабжения ввиду низких глубин дна моря на Северном Каспии. По отдельности каждую проблему нефтяники разрешали, но в таком сочетании сложных условий нефть не добывалась никогда и нигде. И обоснованы претензии местных экологических НПО, которые ставят под сомнение наличие у участников Кашаганского проекта должной и отработанной технологии добычи нефти. Ведь и вероятность катастрофы в Мексиканском заливе в свое время считалась нулевой, но она все же произошла. Повторение подобной ситуации на Кашагане специалисты самой компании оценивают как маловероятное, но, как отметил министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев в середине июня на конференции по экологической безопасности в Атырау, в проект уже инвестировано 27 млрд долларов. И назад у правительства пути нет. График освоения проекта Кашаган соблюдается поэтапно. На сегодня первый этап – опытно-промышленный (ОПР) – выполнен на 70 процентов. Морская часть ОПР должна состоять по плану из четырех буровых центров, которые будут работать в автоматическом режиме без персонала. Уже установлены 9 морских модулей для морского комплекса, необходимых для начала добычи нефти, два дополнительных модуля по технологической линии 2. Идут работы по сборке и установке трех последних модулей. На островах Д и А установлены трубные эстакады и соответствующие здания. К концу 2009 года были завершены, подготовлены к эксплуатации и будущей добыче 6 скважин на острове А и 7 скважин на острове Д. Кроме того, "АджипККО" завершил прокладку нефтегазопроводов между месторождением и наземным комплексом первичной подготовки нефти на Карабатане протяженностью 92 км. Также завершены работы по укладке труб между островами. На наземном комплексе получены значительные подряды на электротехническое оборудование и КИПы, а также произведен запуск двух газовых турбин на электроустановках. Закончен монтаж модуля 1 электроустановки и заявлена его готовность к вводу в эксплуатацию. Достигнут значительный прогресс в выполнении строительных и механомонтажных работ. Завершаются подготовительные работы в рамках проекта железнодорожного комплекса на Западном Ескене. За время реализации ОПР на его пике в 2009 году было создано 40 тыс. рабочих мест, 80 проц. из которых заняты казахстанскими гражданами. Правда, большинство рабочих к сентябрю этого года уже будут высвобождены. НКОК и ее агентские компании не ограничиваются первым этапом проекта, уже сделаны первые шаги по полному освоению Кашаганского месторождения. В феврале 2009 года НКОК назначила агентскую компанию "Шелл Девелопмент компани" вместо "АджипККО" ответственной за выполнение базового проектирования, рабочего проектирования, строительства и пуско-наладки объектов морского комплекса для второго этапа. Построены уже четыре искусственных острова, которые потребуются для объектов морского комплекса на этом этапе. Но самым существенным является одобрение так называемой "Декларации о намерениях (ДоН)" в Министерстве охраны окружающей среды. По ДоНу предусматривается выделение НКОК земельного участка в 4 км от строящегося газоперерабатывающего завода на Карабатане (аул Центральный Ескен, в 40 километрах восточнее Атырау) под строительство второго завода – нефтеочистительного. Также решением НКОК проведено важное структурное решение в управлении проектом. Агентские компании НКОК – "Шелл", НК "КазМунайГаз" и итальянская "АджипККО" фактически слились в единую структуру – "Интегрированную организацию по производственным операциям". Новая операционная модель Кашаганского проекта была создана в конце 2008 года и вступила в действие 22 января 2009 года. Ход реализации проекта вызывает у руководителя компании НКОК Пьера Оффана сдержанный оптимизм: "Мы преодолели непростой маршрут, который представляется не менее сложным и в дальнейшем, по мере выполнения задач, поставленных перед НКОК и компаниями-агентами".
СПРАВКА Кашаганское месторождение по объему планируемых извлекаемых запасов нефти является 18-м месторождением в истории нефтяной промышленности. |