Степан ЛЕМЕШЕВ, "Казахстанская правда", 27 июля
Руководителям министерств и ведомств, участвующих в переговорных процессах с соответствующими органами России и Беларуси по разработке проекта Соглашения о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, следует принципиально занять и отстаивать позицию, направленную на защиту интересов казахстанской экономики. С такой просьбой в своем письме на имя Премьер-Министра Карима Масимова обратились руководители предприятий, входящих в Республиканскую ассоциацию горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП). С 1 июля текущего года ОАО "РЖД" по согласованию с АО "НК "КТЖ" ввели скидки с транзитных тарифов по российским дорогам для казахстанских грузоотправителей до конца года. Они введены по отдельным грузам на гарантированные объемы. При этом, отмечают в АГМП, ошибочно указаны по всем видам грузов годовые объемы, что делает их неприменимыми. Так, на ферросплавы скидки применяются при перевозке в вагонах (объем 260 тыс. тонн), однако отечественные грузоотправители транспортируют ферросплавы в контейнерах. Объем перевозок в вагонах составляет менее 40 тыс. тонн в год. На алюминий скидки применяются при перевозке от 105 тыс. тонн, а прогноз казахстанских грузоотправителей – около 100 тыс. тонн на год. На уголь скидки предоставляются на тех условиях, что угольщики Казахстана перевезут не менее 2 800 тыс. тонн в год. При этом механизм консолидированной ответственности отсутствует. Следовательно, с 1 июля скидки формально действуют, но не применяются из-за ошибочно указанных объемов. Но даже при уточнении объемов по ферросплавам, алюминию и углю казахстанские грузоотправители не смогут их применить, объясняют представители отечественного горно-металлургического комплекса. В настоящее время казахстанской стороной в рамках Таможенного союза разрабатывается проект соглашения о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта. Принятие документа имеет принципиальное значение для крупных отечественных грузоотправителей. Дело в том, что у стран – участниц ТС разные территории и, соответственно, механизмы расчета тарифов. Казахстан, к примеру, проведя ряд реформ, исключил из тарифов на железнодорожные перевозки социальные составляющие, чего не было сделано другими участниками. Наша страна в отличие от России не применяет метод индексирования тарифов на уровень инфляции, в связи с чем казахстанские тарифы являются более прогрессивными. В настоящее время российские тарифы в среднем в 2,5 раза превышают наши. В ходе проведения совещаний под председательством вице-министра экономического развития и торговли РК Куандыка Бишимбаева по этому соглашению Министерство транспорта и коммуникаций РК, АО "НК "Казахстан темир жолы", крупные казахстанские грузоотправители и другие участники перевозочного процесса приняли единое мнение, что для защиты интересов отечественной экономики существует необходимость внесения изменений в проект документа. Во-первых, Казахстан благодаря проведенным реформам значительно опережает Россию и Беларусь, сократив до минимума сферы естественных монополий в железнодорожной отрасли. В связи с чем применяемые в настоящее время тарифы не могут быть сопоставлены, так как сформированы из разных составляющих. При этом, в случае принятия единой методологии расчета тарифов для всех участников ТС, наша страна сделает несколько шагов назад. Поэтому введение единой методологии формирования тарифов возможно только после 2015 года, когда будут гармонизированы сферы естественных монополий всех стран – участниц ТС. Участники совещания также предлагают отказаться от идеи передачи функций по утверждению единой методологии и единых тарифов Комиссии Таможенного союза. Она должна рассматривать только спорные вопросы, возникающие при применении соглашения. Во-вторых, предлагаемая унификация тарифов на МЖС по родам грузов внутри государств приведет к тому, что стоимость перевозки нефти и угля в Казахстане будет единая, и, соответственно, цена угля особенно в южных регионах может увеличиться в несколько раз. В связи с чем к этому вопросу, считают заинтересованные органы и предприятия, необходимо подойти очень взвешенно. Унификация тарифов по родам грузов обязательно приведет к увеличению расходов госбюджета за счет социальных выплат. И в-третьих, проект соглашения предусматривает унификацию тарифов между странами ТС. А повышение тарифов на перевозку грузов до уровня России приведет к снижению конкурентоспособности казахстанских товаров, что в свою очередь "поспособствует" уходу с рынка некоторых отечественных товаропроизводителей, сокращению объемов производства, а также к снижению поступлений в госбюджет. Поэтому представители горно-металлургического комплекса поддерживают обеспокоенность Агентства РК по регулированию естественных монополий о том, что применение единых с Россией тарифов и единой методологии может привести к следующим последствиям: резкому увеличению уровня инфляции в Казахстане, значительному росту тарифов субъектов естественных монополий, снижению поступлений в республиканский бюджет, а также инвестиционной привлекательности и уходу инвесторов с рынка. Поэтому в работе над проектом соглашения нужна принципиальная позиция заинтересованных госорганов. Руководители крупных предприятий также попросили Премьера принять участие и поддержать идею проведения "круглого стола" на высоком правительственном уровне с участием руководителей госорганов, ОАО "РЖД", АО "НК "КТЖ", крупных грузоотправителей Казахстана, России и Беларуси в сентябре в Астане. Там можно поделиться передовым опытом казахстанской модели развития конкурентного рынка железнодорожных перевозок и целесообразностью сужения сфер естественных монополий до уровня, который существует в нашей стране. |