Оксана МАРТЫНЮК, www.suncar.kz, 23 августа
Вместо Социально предпринимательской корпорации "Каспий" решением акционеров путем раздела 50 на 50 создано СПК "Атырау". Об этом сообщил экс-директор Атырауского представительства Социально-Предпринимательской корпорации (СПК) "Каспий", ныне возглавивший СПК "Атырау" Сагындык Лукпанов. Созданная СПК переходит под контроль местных властей. Часть финансовых средств от СПК "Каспий" была оставлена новому СПК. В ведение СПК "Атырау" перешли все проекты СПК "Каспий" на территории Атырауской области, включая казахстанскую долю в казахстано-турецкой компании "Атма", обслуживающей Международный аэропорт Атырау, проекты с германской компанией "Кнауф" по строительству завода строительных материалов, товарно-осетроводческой фермы ТОО "Казахстанская осетровая компания (КОК) "Каспий балык" и совместного проекта СПК с ТОО "Промтехснаб" по реализации проекта "Завода по производству пищевой и технической соли". Переходный процесс по созданию еще не завершен. Идет достаточно непростой процесс перерегистрации всей документации. Ожидается еще и постановление правительства РК, которое должно наделить все новые СПК статусом Национальных компаний. Статусный вопрос это один из ключевых вопросов. Пока же СПК "Атырау" занимается перерегистрацией документов по проекту с германской компанией Кнауф. В ближайшие дни ожидается встреча с турками из компании "Атма". СПК "Атырау" будет входить в курс этого проекта. Ранее Атырауское представительство СПК Каспий лишь выполняло чисто представительские функции в СПК, а решения принимались в Актау.
КАСПИЙ БАЛЫК НУЖЕН ИНВЕСТОР Что касается вопроса о том, как разрешился острый конфликт между руководством СПК "Каспий" и известным осетроводом области Адигали Кемельбаевым, то Сагындык Лукпанов был крайне осторожен в высказываниях. Вопрос с земельным участком, который был вкладом ИП Кемельбаева в долю ТОО КОК "Каспий Балык", не решен, в настоящее время он продолжает судиться, пытаясь доказать, что платить 57 миллионов тенге за этот земельный участок под товарно-осетроводческую ферму он не должен. У Адигали Кемельбаева еще есть определенное время для прояснения ситуации. Так или иначе ферма будет строиться или на участке Кемельбавых, или на другом участке. Но в любом случае проекту понадобится инвестор, который должен будет вложить не меньше, чем 600 миллионов тенге. Проект сильно подорожал, и новые оценки стоимости доходят до 1 -1,2 миллиарда тенге. Государство в лице бюджета области точно не сможет покрыть все финансирование.
СПК - ИДЕЯ ХОРОШАЯ И НЕОБХОДИМАЯ Осторожность Сагындыка Лукпанова понятна. Переходный период по созданию нового СПК - процесс очень изнурительный, и отсутствие полной определенности со статусом компании не позволяет строить планы новой компании. Четыре года просуществовали эти региональные СПК, и власти в конечном итоге крайне критично оценили результаты их деятельности. Сама же идея государственно-частного партнерства просто необходима казахстанской экономике. Вы никогда не задумывались, почему так безрезультатно кончаются все госпрограммы по поддержке малого и среднего бизнеса? Программ этих было не счесть, и деньги на поддержку выделялись десятками миллиардов. Но как только из бюджетов и со счетов Национального фонда деньги попадали в банк, так оседали там намертво. Казахстанские банки недаром оцениваются как самое "больное" место казахстанской экономики. Как только деньги попадают в банк, предпринимателю получить их в кредит под те льготные условия, которые декларировали власти, направившие деньги, получить невозможно. Банки сразу начинают окутывать эти льготные кредиты самыми сложными условиями. То дай сначала 15% под то, на что получаешь кредит, то сумма залога фактически вдвое больше, чем кредит, то всякие разные комиссионные. При таких условиях вся поддержка "худосочного" казахстанского малого и среднего бизнеса не заканчивалась ничем. Деньги уходили на ветер, точнее оседали у банкиров. Правильно оценив это, власть вышла на идею создания СПК. Путем прямого участия государства через СПК в партнерстве с бизнесменами создавать новые производства. Для этого СПК были наделены правом бесплатного доступа земельных ресурсов и также правом бесплатного недропользования в части минеральных и природных ресурсов, прямым со стороны государства финансированием и статусом нацкомпаний. Более того, под СПК была и политическая идея – концентрация наиболее эффективной части экономики страны в руках центральной власти, что имело сходство с институтом полномочных представителей президента федеральных округов России. И некоторым образом частично воссоздавало идею холдинга КРАМДС-банка начала 90-х годов, куда были включены более или менее устоявшие предприятия в период распада СССР. Но практика достаточно быстро показала слабые места той модели СПК, которая была реализована. Местные власти совершенно не были заинтересованы в сотрудничестве с СПК. И даже видели в них политических конкурентов. Не были заинтересованы в СПК и министерства. СПК передавали из - под крыла одного министерства под крыло другого. Результат был один и тот же. Деньги со счетов Национального фонда шли мимо правительства, и ему абсолютно все равно было, что там в СПК. Сами же СПК полученные деньги больше держали в банках под проценты, чем тратили на создание новых эффективных производств. Из первоначального плана убрали и передачу СПК коммунальных хозяйств регионов. В конце центральная власть, посчитав их "кормушкой", просто пошла на ликвидацию СПК и на раздел и передачу под контроль акимов областей. Если новые, уже областного масштаба СПК, получат те же плюсы, что имели их бывшие предшественники - бесплатный доступ к земле, недрам, хоть какое-то относительное достаточное прямое финансирование и статус Национальных компаний, то, может быть, что-то из них и получится. Ведь теперь убран один из прежних минусов СПК – незаинтересованность областных акиматов в результатах их деятельности. Впрочем, правительственного постановления еще нет, хотя оно ожидалось еще в апреле. Наверняка вокруг СПК продолжается нешуточная политическая борьба. |