АО "Национальное агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" Министерства индустрии и новых технологий РК проводит работу по оценке уровня товарной и рыночной диверсификации экспорта Казахстана за период 2005-2009 гг. Этот показатель относится к индикаторам, характеризующим эффективность торговой деятельности. Проведенный анализ показал, что география казахстанского экспорта за 2005-2009 гг. была неоднозначной. В совокупности, казахстанские экспортные товары поставлялись в более чем 200 стран. При этом основная доля (86%) продуктов экспортируется с нестабильной динамикой, причем 61% экспорта имеют динамику роста, а 33% – динамику снижения. Набор новых экспортных товаров, экспорт которых в рассматриваемом периоде начался только в 2009 году, пока еще небольшой и включает всего 2 позиции: "Сульфированные, нитрованные или нитрозированные производные углеводородов" (экспорт составил 105 тыс. долл. США), а также "Парашюты (включая управляемые парашюты и парапланы) и ротошюты, их части и принадлежности" на сумму 182 тыс. долл. США. В целом, за 5-летний период среднегодовой прирост экспорта Казахстана имеет положительную тенденцию. Количество продукции, экспорт которых растет, превышает количество продукции, экспорт которых снижается. При этом совокупная сумма прироста экспорта больше, чем сумма снижения экспорта. Кризис 2007-2008гг. сказался на уровне диверсификации рынков сбыта казахстанской экспортной продукции. Начиная с 2007 года, рынки сбыта минеральных ресурсов Казахстана незначительно сократились (с 60 до 56), а в 2009 году, благодаря оживлению мировой экономики, экспорт минеральных ресурсов из республики осуществлялся в 62 страны. В 2005-2008 годы при экспорте минеральных продуктов из страны на долю Швейцарии и Италии приходилось свыше 40% рынка сбыта. В 2009 году объемы экспорта минеральных продуктов в эти страны повлияли на процесс диверсификации рынков сбыта. Количество рынков сбыта металлопродукции, включая черные и цветные металлы и изделия из них, увеличивалось до 2007 года. Самые высокие показатели удельного веса в 2005-2006 годах в экспорте казахстанского металла занимали Россия и Китай, разрыв их долей от доли экспорта других стран был также велик. В результате значительная доля экспорта сконцентрировалась на этих рынках сбыта и снизила показатели географической диверсификации казахстанского экспорта. 2007 год оказался самым диверсифицированным за пятилетний период. Показатели удельного веса стран-партнеров более или менее равномерно распределены, о чем свидетельствуют положительные значения индикаторов диверсификации: степень концентрации экспорта самая высокая и удельный вес стандартного отклонения самый низкий. В 2009 году, в сравнении с 2008 годом, объем экспорта казахстанского металла снизился на 49% (с 10,8 млрд. долл. США до 5,5 млрд. долл. США). Именно в этом году 85% всего экспорта поставлялись в первую десятку стран-партнеров. Снижение мирового потребления в кризисный период повлияло на то, что уровень диверсификации рынков сбыта в 2009 году был низким. В результате, тенденция складывается таким образом, что Китай и Россия сохраняют свои лидирующие позиции по удельному весу, а страны, входящие в первую десятку, повышают свой удельный вес за счет оставшихся стран. Продукция растительного и животного происхождения, а также продовольственные товары, преимущественно экспортируются в страны Центральной Азии и Россию. Наиболее диверсифицированный экспорт этой продукции был отмечен в 2007 году, когда количество стран, на рынки которых поставлялась казахстанская продовольственная продукция, увеличилось на 15 и достигло 73 стран. В основном, на мировые рынки экспортировалась пшеница и мука. Остальные продукты, такие как строительные материалы, одежда, обувь и головные изделия, несмотря на их небольшие объемы экспорта, имеют положительную динамику количества стран-потребителей. Таким образом, основная доля казахстанской продукции экспортируется в страны ЕС (сырьевые ресурсы), Россию, Китай и страны Центральной Азии (обработанная продукция). Дальнейшее развитие в сторону увеличения рынков сбыта может потребовать дополнительных мер по внедрению новых индустриально-инновационных проектов, позволяющих снизить временные и материальные затраты на производство и обеспечить необходимое конкурентное качество выпускаемого продукта. Оценка уровня товарной и рыночной диверсификации дает возможность определить причины различия в темпах роста экспорта Казахстана в страны-партнеры и перераспределения долей между ними, а также выявить уровень конкурентоспособности страны на мировом рынке, как в страновом разрезе, так и в разрезе отдельных товарных групп и отраслей. После завершения проводимой KAZNEX INVEST работы ее результаты будут распространены среди государственных органов, производителей обработанной продукции, действующих и потенциальных экспортеров. *** Национальное агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" создано 2 апреля 2010 года решением Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан на базе Корпорации по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX". KAZNEX INVEST является национальным институтом развития, призванным содействовать диверсификации национальной экономики путем создания наиболее благоприятных условий для развития и продвижения казахстанского несырьевого экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики. KAZNEX INVEST осуществляет свою деятельность в рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, являясь национальным оператором системы развития и продвижения несырьевого экспорта и специализированной государственной компанией по привлечению и работе с иностранными инвесторами. KAZNEX INVEST финансируется из республиканского бюджета и оказывает свои услуги на безвозмездной основе. |