Станислав НАМ, "Око", 10 сентября
Министерство транспорта и коммуникаций озаботилось проблемой такси и решило наводить порядок. Начали с внешнего вида машин. В ближайшие дни ожидается публикация приказа министра транспорта и коммуникаций, по которому меняется порядок единой окраски для всех такси. Напомним, еще в марте 2004 года "Правилами перевозок пассажиров и багажа" было утверждено, что такси должны иметь единую окраску. Ее нужно было официально одобрить местным акиматам. Как показала практика, этот пункт оказался нежизнеспособным. По сию пору на фирмах-такси работают машины с самым разнообразным окрасом. Сделать с этим ничего нельзя, потому что перекрашивать авто под такси дорого, и таксопарки отказались это делать. Част-ники тоже встали на дыбы, так как у них денег – еще меньше. Похоже, именно экономический фактор оказался решающим в этом споре. Акиматы закрыли глаза на цвет, ибо не по нему определяется товарищ. По измененным правилам 2010 года для идентификации машины такси достаточно наклеить желтую полосу с черными шашками. В министерстве уверены, что это требование заставит понести таксистов гораздо меньше затрат, чем перекраска авто. Кстати, вышеупомянутый приказ на русском языке уже опубликован 30 июля в официальной прессе. Однако на государственном языке этот текст ожидается в печати только сейчас. Проблема видится в том, что одной реформой цвета тут не обойтись. По "Правилам перевозок пассажиров и багажа" правильная машина-такси должна иметь 4 двери, руль слева, опознавательные знаки в виде "шашек", таксометр. Также внутри салона пассажир должен видеть визитку водителя и информацию о фирме-перевозчике. Готов спорить на табло с шашками, что многие из вас впервые об этом слышат. Потому что соблюдать все это для владельцев фирм-такси также оказалось накладно. По крайней мере, на словах. А контролирующие органы получили дилемму: либо наказывать и в ответ получить социальное возмущение, либо… Правильно, закрыть глаза. Но зачем тогда надо было писать Правила, основные пункты которых не выполняются? А что же дальше, после цветовой реформы? Как свести к нулю число тех таксистов, чей "профессионализм" и состояние авто подвергают опасности жизнь пассажиров? В Минтранскоме сообщили, что работа по этим вопросам идет. Зреет, в частности, идея по введению лицензирования таксомоторных фирм. Сейчас они обслуживают пассажиров после заключения договоров с акиматом. Но когда и в каком виде будут выглядеть предложения по наведению порядка в этой сфере – неизвестно. Требуются согласования между министерствами и ведомствами, что занимает обычно весьма много времени. Поэтому до той поры мы будем пользоваться теми такси, которые будем вынуждены выбирать. А выбор этот – весьма ограничен. Казахстан не единственный, где проблемы такси сплелись в клубок проблем. К примеру, в Ижевске народ на местном сайте вовсю делится рассказами о сервисе местных такси, отдельных водителях, о том, кто сколько заплатил за одну и ту же поездку. Мнения о качестве и количестве такси весьма схожи с теми, что звучат у нас в стране. А напоследок хочется вспомнить утверждения о том, что плохому таксисту мешает работать отсутствие единой окраски автомобилей и хорошего счетчика. Недавний таксомоторный скандал в Нью-Йорке (где, кстати, все машины-такси имеют один желтый цвет и в каждой установлен счетчик) показал, что это не гарантия честной работы. Правоохранительные органы выяснили, что нью-йоркские таксисты обманывали клиентов в свою пользу, ловко манипулируя включением и выключением счетчиков. Штатовские таксисты выставляли на счетчиках тариф загородной поезд-ки во время выполнения обычных заказов по городу. А вы говорите – цивилизация… |