Астана, 13 сентября 2010 г.
Госпожа Ракель Рольник, Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище сегодня завершила официальный визит в Казахстан. В ходе своей миссии с 6 по 13 сентября 2010 года Специальный докладчик проводила сбор информации из первых рук о ходе осуществления права на достаточное жилище и других связанных с ним прав в Казахстане. "Со времени приобретения независимости Казахстан предпринимает огромные усилия по обеспечению экономического и социального развития", сказала госпожа Рольник. Одним из важных компонентов этой стратегии является поощрение программ городского обновления и благоустройства, включающих строительство современной столицы мирового уровня. Правительство предприняло огромные усилия в целях создания благоприятных условий для частных строительных компаний, коммерческих банков и финансовых институтов. Оно также поощряло доступ к ипотечным кредитам в целях содействия доступу своих граждан к достаточному жилью. Осуществление крупномасштабных проектов привлекло большое число отдельных граждан и семей, приехавших в большие города из наиболее бедных областей Казахстана а также из-за границы в поисках занятости и улучшения уровня жизни. Однако, это также привело к тому, что многие люди оказались лишены их домов и земли. "Я также чрезвычайно обеспокоена большим числом проводящихся в стране принудительных выселений", сказала госпожа Рольник. "Принудительные выселения могут быть обоснованы только в исключительных обстоятельствах и проводится согласно соответствующим принципам и процедурам, установленным международным правом по правам человека", добавила она. Специальный докладчик также отметила, что когда влияние финансового кризиса достигло Казахстана, многие домохозяйства были выселены в результате их неспособности выплачивать ипотечный кредит, в то время как другие оказались обманутыми частными строительными компаниями, которые были не в состоянии завершить свою работу. "Я не могу не отметить предпринятые Правительством усилия в целях завершения строек, которые были замедлены или остановлены в результате кризиса ", сказала Специальные докладчик. "Однако многие семьи по-прежнему ждут завершения строительства их домов, и я призываю правительство укрепить свои усилия по поиску долгосрочного решения вопроса для затронутых домохозяйств", добавила она. Госпожа Рольник также призвала к укреплению конструктивного и открытого диалога между правительством, неправительственными организациями и затронутыми домохозяйствами по вопросу о доступе к достаточному жилищу. "Это стало бы наиболее ощутимым позитивным воздействием моего визита", сказала Специальный докладчик. Специальный докладчик представит содержащий выводы и рекомендации доклад о своей миссии Совету ООН по правам человека в марте следующего года.
-----
ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСПОЖИ РАКЕЛЬ РОЛЬНИК, СПЕЦИАЛЬНОГО ДОКЛАДЧИКА ООН ПО ПРАВУ НА ДОСТАТОЧНОЕ ЖИЛИЩЕ
Астана, 13 сентября 2010 г.
Госпожа Ракель Рольник, Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень, выступила сегодня со следующим заявлением.
Дамы и Господа, Прежде всего я хотела бы поблагодарить правительство Казахстана за приглашение посетить Казахстан с 6 по 13 сентября 2010 года. Целью моего визита является собрать информацию из первых рук о ходе осуществления права на достаточное жилище и других связанных с ним прав в Казахстане. Я хотела бы выразить признательность Министерству иностранных дел, которое сыграло значительную роль в подготовке и организации данной миссии. Хочу также тепло поблагодарить Региональное отделение Управления Верховного Комиссара по правам человека в Бишкеке. В ходе миссии я смогла провести встречи с рядом государственных должностных лиц, в том числе, с высокопоставленными представителями различных министерств и государственных учреждений, мэрами Астаны и Алматы и их сотрудниками, членами Верховного суда, Омбудсменом и Секретарем Национальной комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан. Они открыто рассказали об основных вызовах, перед лицом которых стоит страна в деле осуществления усилий по осуществлению права на достаточное жилище. Действительно, открытость, продемонстрированная Правительством в преддверии и во время миссии, продемонстрировала его намерение и желание сотрудничать с международными правозащитными механизмами в деле укрепления поощрения и защиты права на достаточное жилище. В ходе моей миссии я также имела возможность встретиться с активистами по правам, связанным с правом на жилище, и представителями ряда организаций гражданского общества, а также посетить ряд общин, проживающих в Астане и Алматы и в их окрестностях. Я хочу поблагодарить всех тех, кто открыл для меня двери своих домов и рассказал мне о себе, поделился со мной своими надеждами и обеспокоенностями. После развала Советского Союза Казахстан предпринимает огромные усилия в целях разрешения проблем, вызванных переходом к рыночной экономике, и поощрения экономического и социального развития. Важным компонентом данной стратегии являлось поощрение программ городского обновления и благоустройства, включавших строительство современной столицы мирового уровня – Астаны. Большое впечатление произвели на меня масштаб и размах новых застроек и проектов инфраструктуры. В соответствии с новой рыночной концепцией основной ролью государства стало создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций и поддержки финансовой деятельности. Причем эта новая роль далеко не пассивная роль. Казахстан предпринял значительные усилия по планированию в целях предоставления городских земель частным инвесторам и созданию банковской системы, способствующей привлечению коммерческих банков и финансовых институтов. Государство также поощряло доступ к ипотечным кредитам, что должно было одновременно содействовать обеспечению гарантированности права владения и улучшению жилищных условий многих домохозяйств, в то же время сокращая необходимость опоры на государственную помощь. Эта стратегия была нацелена на обеспечение домохозяйствам с низким доходом возможности приобрести собственность в новых строящихся жилых комплексах. Однако, предоставление кредитов домохозяйствам с низким доходом делало их уязвимыми перед лицом экономических и финансовых спадов. Осуществление программ городского обновления и благоустройства привело к тому, что определенное число людей оказалось лишено своих домов и земель во имя государственных нужд. Чтобы предоставить городскую землю частным инвесторам в ряде случаев понятие государственных нужд толковалось государственными учреждениями достаточно широко. Участки земли, на которых отдельные граждане и семьи проживали десятилетиями, изымались для строительства элитных жилых домов, торговых центров или других проектов застройки. В некоторых случаях предоставлявшаяся собственникам компенсация не соответствовала реальной стоимости земли после изменения целевого назначения данной зоны и таким образом не являлась достаточной для покупки затронутыми гражданами и семьями альтернативного жилья в районе, где они проживали. Осуществление крупномасштабных проектов привлекло большое число отдельных граждан и семей, приехавших в большие города из наиболее бедных областей Казахстана, а также из соседних стран в поисках занятости и улучшения уровня жизни. Данная массовая миграция привела к постройке определенного числа неформальных поселений, которые в некоторых случаях создавались в природоохранных зонах или в районах, находящихся под угрозой наводнений или землетрясений. Зачастую проживающие в этих поселениях люди не являются соответствующим образом зарегистрированными, что представляет собой необходимое условие для доступа к социальной помощи и финансируемому государством жилью. С удовлетворение отмечаю, что в результате проводящихся городами Астана и Алматы программ узаконения земель определенное число данных домохозяйств было обеспечено гарантированностью права на владение, что представляет собой одно из основных необходимых условий эффективного осуществления права достаточное жилище. Однако, я обеспокоена тем, что в некоторых случаях люди не смогли пройти данный процесс узаконения и таким образом могут быть подвержены принудительному выселению. В других случаях отдельные граждане, дома которых были снесены по причине несоответствия нормативам и правилам, видели как недавно прибывшие люди строили дома на тех же самых участках на основе государственных актов, которые, по их утверждениям, выдали им государственные власти. Хотя я не в состоянии оценить достоверность предоставленной мне информации, считаю, что основной проблемой в данном случае является отсутствие транспарентности, которая ведет к отсутствию доверия к работе государственных органов. Также я чрезвычайно обеспокоена большим числом сносов домов и принудительных выселений, которые проводятся в стране без предварительного уведомления, какой-либо формы судебного контроля или надзора или предоставления надлежащей компенсации или альтернативного жилья. Я получала сообщения и видела документальное подтверждение применения насилия при выселениях, производившихся государственными должностными лицами в зимнее время при очень низких температурах. Я была особенно поражена, когда услышала, что большое число уязвимых граждан, включая беременных женщин, детей и инвалидов, оказались бездомными в результате сноса их жилищ. В этой связи хочу вновь твердо заявить, что принудительные выселения могут быть обоснованны только в исключительных обстоятельствах и проводится согласно соответствующим принципам и процедурам, установленным международным правом по правам человека. Финансовый кризис 2007 года оказал негативное воздействие на осуществление права на достаточное жилище наиболее уязвимых домохозяйств – в том числе больших семей, матерей одиночек с малолетними детьми и пенсионеров, живущих на государственную пенсию. Я встретила ряд лиц, которые были выселены в результате того, что они оказались не в состоянии выплачивать ипотечный кредит, а также тех, кто был обманут частными строительными компаниями, сбежавшими с их многолетними сбережениями, не завершив строительства домов, за которые дольщики уже заплатили. Не могу не отметить продемонстрированную правительством готовность и предпринятые им усилия по смягчению воздействия финансового кризиса на эффективное осуществление права на достаточное жилище. К данным мерам относится учреждение национального фонда в целях содействия завершению строек, которые по причине финансового кризиса замедлились или были остановлены. К настоящему моменту в результате действий правительства ряд домохозяйств смог получить свою квартиру. Однако, многие семьи по-прежнему ждут завершения строительства их жилья. Поэтому я призываю правительство укрепить свои усилия по поиску долгосрочного решения вопроса для затронутых домохозяйств. В рамках программ городского обновления правительство предприняло ряд правовых и политических мер по осуществлению права на достаточное жилище для находящихся в неблагоприятном положении и уязвимых домохозяйств, таких как большие семьи или семьи с детьми с инвалидностью, пенсионеры и другие уязвимые категории населения, у которых нет дома или которые проживают в ветхом жилье. К подобным мерам относится строительство нового жилья для государственных служащих и социально защищенных граждан и домохозяйств. Тем не менее, не могу не отметить, что средств, выделяемых государством на строительство социального жилья, не достаточно для удовлетворения растущего спроса, и что лица, охваченные программами финансируемого государством жилья, по-прежнему должны долго ждать получения жилья по доступной цене. В этой связи хочу подчеркнуть, что предоставление жилья из государственного жилищного фонда является не единственным средством осуществления права на достаточное жилище для уязвимых граждан и групп граждан, а что одновременно с данной практикой в целях сокращения длинных списков очередников возможны разработка и применение и других мер, в том числе улучшения неформальных поселений. В заключение позвольте сказать несколько слов по вопросу о доступе к информации, которой располагают государственные власти, и участии общественности в процессах принятия решений. Доступ к информации представляет собой мощный инструмент для борьбы с коррупцией, расширения транспарентности и обеспечения доверия к правительству и его действиям. Я искренне надеюсь, что открытость, продемонстированная различными министерствами и государственными учреждениями в ходе моего визита, позволит вести конструктивный и открытий диалог с организациями гражданского общества и затронутыми гражданами по вопросу о доступе к достаточному жилищу. Наиболее ощутимым позитивным воздействием моего визита явилось бы обеспечение подобного диалога между социальными субъектами. Это, в свою очередь, позволило бы гарантировать разработку и осуществление жилищных политик и стратегий, которые соответствовали бы реальным потребностям и ожиданиям, затронутых граждан и домохозяйств. Спасибо! |