Алина БЕКИРОВА, "Литер", 8 октября
За последний год главный поставщик электроэнергии Алматы и Алматинской области неоднократно знакомил потребителей со своими нововведениями, шокируя законопослушных плательщиков. Первым новшеством был метод начисления, когда третья сторона снимает показания приборов учета и передает ее "АлматыЭнергоСбыту". Последний заносит ее в квитанции и предъявляет к оплате. С июня 2010 года введено еще одно новшество, когда монополист предоставляет две графы. Одну потребитель самостоятельно заполняет, а вторая заполняется на базе прогнозов поставщика услуг и показаний предыдущего года. Эта метода еще больше запутала потребителей. Более того, оказалась противоречащей Гражданскому кодексу РК. Практика показывает, что не всегда новшества оправданны. Примером тому служат многочисленные жалобы возмущенных потребителей, вызванные постоянными экспериментами ТОО "АлматыЭнергоСбыт" с формой начисления оплаты за предоставленные услуги. – Первое новшество в корне противоречило принципам дифференциации, так как невозможно было определить справедливый объем потребления. И в этом признался руководитель ТОО "АлматыЭнергоСбыт". А второе новшество вообще основано на прогнозах, которые не показывают фактическое потребление электроэнергии. Также эта норма противоречит статье 488 Гражданского кодекса РК, которая гласит, что потребитель услуг должен производить оплату за фактически потребленное количество электроэнергии по показаниям приборов учета. Зачем тогда мучить людей не продуманными до конца экспериментами, которые к тому же не имеют законных оснований? – отметил главный специалист отдела технического регулирования департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Алматы Жаннат Койшибаев. – В итоге потребитель оплачивал по непонятным прогнозным начислениям, а в платежных квитанциях указывались то долг, то переплата, что приводило добросовестных потребителей в негодование. Как и предыдущее, это новшество не оправдало себя на деле. Как отметил специалист, анализ, проведенный департаментом АРЕМ, показал, что "предложенный метод затрудняет контроль не только правильности применения тарифа, но и определения платы за объем потребления по установленным дифференцированным тарифам". – На сегодня установлено, что выставляемые прогнозные объемы потребления не соответствуют фактическим объемам, определенным приборами учета у потребителей. Такие расчеты вызывают сомнения у потребителей, потому что появляются либо долг, либо переплата. И виной тому неотработанность механизма, – сообщил Жаннат Койшибаев. За долгие годы потребители привыкли самостоятельно снимать показания приборов учета и оплачивать по фактическим показаниям. Своими экспериментами ТОО "АлматыЭнергоСбыт" создало условия для заблуждения добросовестных потребителей. Принимая во внимание многочисленные возмущения потребителей, департамент провел совещание по наболевшей проблеме "второй графы" в квитанциях об оплате за услугу электроснабжения. На совещании представители межрегиональной инспекции по защите конкуренции по Алматы и Алматинской области, НДП "Нур Отан", эксперты департамента, председатели объединений КСК Алматы единогласно выступили за отмену "второй графы". Департамент поставил перед монополистом – ТОО "АлматыЭнергоСбыт" требование предоставить потребителю возможность оплачивать услуги по самостоятельно снятым показаниям приборов учета. |