Алла Дементьева, "Казахстанская правда", 9 октября
Старейший банк Казахстана – Народный банк, который ведет свое летоисчисление с 1923 года, когда в Актюбинске открылась первая на территории республики сберегательная касса, объявил о новой Стратегии своего развития. Можно сказать, что банк начинает свой трехлетний марафон к своему девяностолетию с хорошей стартовой позиции. Поскольку итоги первого полугодия дают основания считать: страница мирового кризиса для Халык банка уже закрыта и в его развитии наступает новый этап. Начавшийся рост рейтингов эту тенденцию также подтверждает: недавно агентство Moody’s подтвердило два важнейших рейтинга на уровне "Ва2", изменив прогноз на "стабильный". Банку также присвоены рейтинги: "B+" от Fitch Ratings и "B+" от Standard&Poor’s. В настоящее время Народный банк имеет самые высокие рейтинги среди казахстанских банков без иностранного участия. О новой стратегии и планах, об итогах первого полугодия и текущих задачах поговорим с председателем правления АО "Народный банк Казахстана" Умут Шаяхметовой. – Умут Болатхановна, совсем недавно я освоила интернет-банкинг Халыка. Скажу, что это удобно, быстро, легко. И теперь бы хотелось больше услуг и сервисов в нем, потому что, честно говоря, не очень люблю ходить в ваши операционные отделения. Соответственно и вопрос: а новая стратегия предполагает улучшение обслуживания и развитие удаленного сервиса? – Более того, Стратегия развития финансового института на 2010–2012 годы, которую в августе одобрил совет директоров, называет основным приоритетом улучшение качества сервиса. Это будет происходить через оптимизацию внутренних бизнес-процессов, внедрение и развитие новых каналов продаж, с упором на дистанционные. Основными направлениями развития банка на ближайшие два года также названы: дальнейшее развитие региональной универсальной финансовой группы, работающей по международным стандартам и ориентированной на интересы клиентов, рост по всем направлениям бизнеса. В целях совершенствования работы по обслуживанию клиентов, уже разработаны и реализуются специальные программы. В частности, проект по более четкому позиционированию центров персонального сервиса. Нами внедряются и развиваются инновационные технологии. В том числе интернет-банкинг, мобильный банкинг, планируется запуск новых сервисов в области телебанкинга, расширяются функциональные возможности банковских терминалов. Жесткий контроль уровня сервиса и модернизация бизнес-процессов на основе проводимых исследований позволят в скором времени значительно повысить качество обслуживания клиентов в сети банка. Мы надеемся, что позитивные перемены, новые форматы обслуживания обязательно отметят и оценят наши клиенты. Эксперты уже отмечают эти перемены: в частности, журнал Euromoney третий год подряд признает Народный "Лучшим банком в Казахстане". С начала года мы получили четыре престижные международные награды: издания Global Finance и Emeafinance присудили нам награды "Лучший банк в Казахстане в 2010 году", а The Asian Banker признало Народный "Лучшим розничным банком в Казахстане в 2009 году". – В первом полугодии у банка было немало позитивных событий. Например, открытие нового офиса в Алматы. Но, наверное, самым важным, этапным стал возврат государственного депозита, который был размещен в банке в рамках государственной антикризисной программы? – Я бы не стала отделять это событие от той системной, целостной работы, которая велась нашим менеджментом по восстановлению рыночных позиций банка. Возврат государственных средств – депозита на сумму 60 миллиардов тенге – стал возможен благодаря значительно укрепившемуся финансовому положению банка. Отмечу также, что Народный был первым среди казахстанских банков, который начал возврат государственных средств. То есть сегодня мы уверены в своих силах, возможностях, перспективах и можем обходиться без финансовой поддержки государства. В подтверждение сказанного приведу некоторые показатели полугодия. Так, консолидированные активы банка за первые шесть месяцев года увеличились на 157,5 миллиарда тенге и превысили 2,1 триллиона тенге. Доля банка по активам в банковском секторе составила 17,7%. При этом за 18 месяцев с января 2009 года активы выросли почти на треть, а капитал – на 12,2 миллиарда тенге и превысил 293 миллиарда тенге. Банк продолжает удерживать лидерские позиции по депозитам физических лиц. Их объем превзошел отметку 430 миллиардов тенге, а наша рыночная доля здесь – 20,9%. Ссудный портфель банка начинает постепенно прирастать, а качество его улучшаться. Внешних долгов к погашению до 2013 года у нас нет – мы досрочно погасили внешние заимствования к погашению в 2010 году в конце 2009-го, что также было позитивно оценено со стороны наших иностранных инвесторов. Мы продолжаем генерировать хорошие доходы: консолидированная прибыль банка за шесть месяцев составила 16,6 миллиарда тенге. – Как известно, банк принимал активное участие в реализации антикризисных программ государства. Возврат депозита не означает изоляцию от стратегических задач страны и национальных проектов? – Участие в госпрограммах – это один из приоритетов нашей Стратегии развития. Об эффективности антикризисных мер государства можно судить по росту экономических показателей страны. Для нас же это был позитивный опыт, который сослужит хорошую службу и в нашей дальнейшей работе. Напомню, что в 2009 году в период кризиса в рамках госпрограмм банк успешно освоил свыше 150 миллиардов тенге. Мы по достоинству оценили возможности государственно-частного партнерства и сейчас являемся партнером государства по программе "Дорожная карта бизнеса-2020". Она направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики. С начала государственной кампании по поддержке отечественных производителей банк рассмотрел 61 проект на общую сумму займов свыше 52,4 миллиарда тенге, из которых ориентировочная сумма потребностей в субсидировании составила более 4,8 миллиарда тенге. Рассматриваемые проекты представляют все приоритетные сектора экономики, предусмотренные условиями программы: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержка экспортоориентированных производств. Банк также лидирует по числу проектов поддержки отечественных экспортеров, в нашем ссудном портфеле таковых 9. Банк участвует и в финансировании бизнеса в рамках III транша Стабилизационной программы "Даму" и "Даму-Ондирис", и в совместной с Министерством сельского хозяйства программе субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, выданным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию. – У банка по-прежнему самая большая филиальная сеть в стране, которая требует не только поддержания, но и модернизации, развития… – Да, это одно из важных направлений нашей стратегии. Банк, несмотря на свою почти 90-летнюю историю, стремится "не дряхлеть" и идти в ногу со временем. Недавно были открыты новые офисы в Астане, Темиртау, Алматы, Талдыкоргане и Усть-Каменогорске. Реконструированы здания районных управлений в Жамбылской и Кызылординской областях, Алматы. К началу второго полугодия общее количество каналов продаж банка составило 628 представительств разного уровня. У нас по-прежнему и самая обширная в стране сеть банкоматов – 1 682 единицы. За полгода парк банковских терминалов вырос до 569, а количество POS-терминалов в торговых точках и пунктах продаж составляет 3 672. Количество же платежных карточек, выпущенных банком, рекордно для страны – более 3 миллионов штук. – У банка традиционно большая и целенаправленная спонсорская программа. Кризис не помешал этим социально значимым проектам? – Мы не сворачивали свои социальные программы, поскольку, как и Маленький принц из Сент-Экзюпери, считаем себя "в ответе за тех, кого приручили". Одна из важных социальных программ, которую мы считаем важнейшей для себя, – "Народные студенты" по поддержке выпускников детских учреждений, стартовала в сентябре 2007-го. Она ориентирована на финансовую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в казахстанские профильные вузы. Им выплачивается специально учрежденная Народным банком ежемесячная стипендия им. Кожахана Абенова в размере 10 000 тенге. Если же выпускник поступил на грант, то она составляет 15 000 тенге. Сегодня наши первые десять стипендиатов уже учатся на 4-м курсе, и в следующем году состоится первый выпуск. А в этом году нашими стипендиатами стали 11 студентов из различных регионов Казахстана. Ожидается, что большая их часть начнет свою трудовую карьеру в подразделениях Народного банка. Так что и к своему столетию банк придет обновленным, полным творческих сил и смелых планов. |