www.azk.gov.kz, 19 октября
В августе текущего года в городах Тараз, Актау, Шымкент произошло повышение цен на хлеб в среднем на 5-7 тенге за булку. Проводимые Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) (далее – Агентство) расследования в отношении субъектов рынка показали, что объективных причин для повышения цен на хлеб не имелось, рост цен на хлеб произошел необоснованно спекулятивным образом, из-за ценовых сговоров и злоупотребления доминирующим положением со стороны игроков данного рынка. Производители повысили цены на хлеб одновременно на одинаковый уровень и непропорционально к размеру повышения цен на муку, кроме того, у большинства производителей хлеба имелись запасы муки, приобретенные по прежним ценам. Указанные выше факты свидетельствует о наличии ценового сговора между производителями хлеба данных регионов, в части повышения и поддержания цен на хлеб без объективно оправданных на то причин, что является нарушением норм антимонопольного законодательства. Многие субъекты рынка увеличили цены на муку и хлеб только лишь под предлогом засухи в соседних странах, что не может быть принято антимонопольным органом как объективная причина. По всем фактам необоснованного повышения цен на муку и хлеб Агентством принимаются меры в соответствии с Законом РК "О конкуренции". Так, Агентством по фактам повышения цен на продовольственных рынках в рамках предварительных расследований рассматриваются действия 121 субъекта мукомольного и хлебопекарного, крупяного рынков, а также крупных поставщиков сахара, растительного масла и мяса птицы. В отношении 3 мукомольных предприятий Павлодарской области и 7 хлебопекарен Жамбылской области по фактам злоупотребления доминирующим положением и ценового сговора возбуждены дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях". В отношении 2 мукомольных предприятий Западно-Казахстанской области возбуждено уголовное дело в рамках Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Аналогичные расследования по фактам повышения цен на хлеб проводятся в городах Петропавловск и Костанай. При этом, повышение цен на хлеб может быть признано обоснованным, в случае если данный хлеб производится из муки, помол которой произведен из более дорогого зерна (к примеру, закупочная цена на пшеницу АО "Продовольственная контрактная корпорация" в текущем году по сравнению с прошлым годом увеличилась с 18500 тг/тн до 26500 тг/тн.). Необходимо понимать, что в тех регионах, куда поставляется продовольственная пшеница в соответствии с Меморандумами между местными исполнительными органами и АО "Продовольственная контрактная корпорация" по цене 26500 тг/тн, цены на хлеб увеличатся (в настоящее время из ресурсов АО "Продовольственная контрактная корпорация" пшеница поставляется в Актюбинскую, Павлодарскую, Северо-Казахстанскую, Костанайскую, Мангистаускую, Южно-Казахстанскую, Алматинскую, Атыраускую области). Протоколом Рабочей группы по мониторингу ситуации по ценам на продовольственные товары, сформированной Правительством Республики Казахстан еще 16 сентября 2010 года, акиматам областей поручено принять меры по обеспечению регионов продовольственными товарами, уделяя особое внимание незащищенным слоям населения. Агентством в сентябре т.г. проведены анализы рынков, где были установлены субъекты доминанты и в настоящее время в Государственном реестре доминантов состоят: 132 субъекта рынка – по услугам хлебоприемных предприятий, 81 субъект рынка – по оптовой реализации муки (1 сорта); 78 субъектов рынка – по оптовой реализации хлеба. В случае необоснованного повышения цен субъектами рынка, включенными в Реестр, их действия будут рассмотрены Агентством как злоупотребление доминирующим положением (установление, поддержание монопольно высоких цен). Агентством будет продолжена работа по стабилизации цен на продовольственные товары, виновные в необоснованном повышении цен будут наказаны в рамках Закона РК "О конкуренции". В связи с чем, приглашаем представителей СМИ к конструктивному сотрудничеству путем информирования Агентства и его межрегиональных инспекций о наименованиях субъектов рынка, повысивших цены, с целью оперативного применения мер антимонопольного реагирования. |