Михаил ДВОРЯНЧИКОВ, "Экспресс-К", 23 октября
Нефти в казахстанских недрах вроде бы не убавляется, но прибыли она приносит все меньше. Об этой парадоксальной проблеме говорили на прошедшей в Астане международной научно-практической конференции, посвященной государственному регулированию региональной экономики. Ведь несмотря на то что "черное золото" добывается лишь на западе нашей республики, от ситуации в данной отрасли зависит, так или иначе, благосостояние всех граждан. Приключившийся с отечественным нефтедобывающим сектором казус был подробнейшим образом препарирован в докладе кандидата экономических наук Леонида Бурлакова (на фото), в недавнем прошлом сенатора, а ныне, как и в начале своего трудового пути, работающего именно в нефтяной отрасли.Как известно, государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010–2014 годы предполагает реализацию крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортно ориентированных отраслях экономики. Поэтому огромное значение имеет правильная стратегия в отношении нефтегазового комплекса. Уже сейчас определены ориентиры, к которым будет стремиться наша "нефтянка". В частности, предполагается увеличение объема добычи нефти до 85 млн тонн в 2014 году, сырого газа – до 54 млрд кубов, объема экспорта нефти – до 75 млн тонн и так далее.– Исходя из указанных стратегических направлений, можно было бы предположить, что государственная политика должна быть направлена на поддержку "станового хребта" экономики нашей страны, – замечает Бурлаков. – Однако последние шаги правительства по увеличению налоговой нагрузки на экспортеров нефти, мягко говоря, настораживают…Дело в том, что согласно решению кабмина экспортная таможенная пошлина (ЭТП) на нефть в объеме 20 долларов за тонну стала взиматься с 13 июля нынешнего года. По расчетам Министерства финансов, от сбора ЭТП бюджет страны до конца года получит около 60 млрд тенге. А в следующем году ЭТП увеличится вдвое, и бюджет дополнительно пополнится на 177 млрд тенге. Конечно, признает эксперт, поступления от ЭТП принесут существенный доход в бюджет. Но как это отразится на рентабельности нефтяной отрасли и на инвестиционном климате страны? По его мнению, одним из ключевых факторов, положительно влиявших на инвесторов, являлся привлекательный стабильный налоговый режим в Казахстане. При этом инвесторы рассчитывали на его сохранение в будущем. Изменения налогового режима в течение 2008 года (а именно: введение экспортной пошлины и разработка нового Налогового кодекса, вступившего в силу с 1 января 2009 года) сами по себе вызвали озабоченность инвесторов. – Я хорошо помню, поскольку в то время был депутатом сената, что при подготовке Налогового кодекса, вступившего в силу 1 января 2009 года, была проведена большая работа, – говорит экономист. – Целью этой работы было создание единой налоговой системы, которая подходила бы для разных цен на нефть и разных месторождений. При этом ставились задачи повышения коэффициента налоговой нагрузки при росте цен на нефть, изъятия сверхприбыли и дифференцированного обложения месторождений с различными условиями добычи. Эти задачи нужно было выполнить таким образом, чтобы отрасль осталась привлекательной для инвестиций и могла развиваться. Как говорит Леонид Бурлаков, в результате долгих дискуссий, после тщательного обсуждения расчетов и самых разных сценариев был выработан проект кодекса, который решал перечисленные задачи, устраивал правительство и был поддержан депутатами. В том документе, считает он, были заложены механизмы, которые обеспечивали справедливый баланс интересов государства и недропользователей при разных ценах на нефть. В частности, при повышении цены на нефть, согласно новому Налоговому кодексу, автоматически повышается размер налогового бремени, причем, чем выше цена – тем выше становилась не только абсолютная величина, но и процент изъятий. Для чего делалась вся эта работа и зачем в кодексе нужны были такие механизмы? Чтобы нефтяные компании или инвесторы могли заранее оценить объем своих обязательств перед государством и, соответственно, планировать свои инвестиции, выделять бюджеты на социальные проекты, оценивать стоимость приобретаемых активов. Как уверен эксперт, без выполнения этого условия не может устойчиво развиваться ни одна отрасль, особенно это важно для нефтяной промышленности, где реализуются долгосрочные проекты, требующие огромных вложений сегодня, но приносящие отдачу лишь через много лет. Как можно планировать такие инвестиции, не имея никакого представления о завтрашних налогах или пошлинах? Что же мы имеем сейчас? Согласно новому Налоговому кодексу, во все расчеты была заложена нулевая ставка ЭТП. При любой другой ставке экспортной таможенной пошлины полностью рушится баланс, который с таким трудом удалось найти в 2008 году, и все расчеты нужно делать заново. Выходит, условия налогообложения, гарантированные при принятии Налогового кодекса, не выполняются. В частности, средний уровень рентабельности отрасли гораздо ниже гарантированных 25 процентов, причем не только в базовом ценовом сценарии – при 65 долларах за баррель, но и при более высокой цене, например, 75 долларов. К тому же возникает вопрос справедливости распределения дополнительной нагрузки между отраслями и компаниями в пределах одной отрасли. Ведь получается, что при увеличении мировой цены на 10 долларов (то есть до тех же 75 за баррель сырой нефти) возникает прирост в чистой прибыли в размере всего лишь 2,6 доллара за баррель. Потому что из-за прогрессивного характера шкалы рентного налога и налога на сверхприбыль, а также за счет роста НДПИ, от дополнительных 10 долларов выручки государство получает 7,4 доллара. При этом коэффициент налоговой нагрузки на добывающую компанию возрастает до 64 процентов. Если сверху добавить экспортную пошлину, то чистый доход нефтяников не только не растет, но уже при 40 долларах за тонну снижается. Получается, чем выше цена на нефть, тем меньше у компании остается денег на собственные инвестиции, не говоря уже о дивидендах. При этом никто не собирается доплачивать нефтяникам деньги из бюджета, если цена на нефть пойдет вниз. Пример – АО "Каражанбасмунай", добывающее тяжелые нефти. Без ЭТП рентабельность составляет лишь 14 процентов, коэффициент налоговой нагрузки 70,5 процента. Если ввести ЭТП 40 долларов за тонну, рентабельность будет всего 6,6 процента, а коэффициент налоговой нагрузки взлетит до 86,5 процента. – Все это – прямой эффект растущей налоговой нагрузки на нефтяные компании, – заявляет Бурлаков. – Для инвесторов этот эффект умножается на фактор неопределенности и непредсказуемости. В результате – огромные потери для инвесторов и ухудшение доступа на рынки капитала для компаний как нефтяного сектора, так и всех остальных. Уже сейчас эксперт констатирует, что введение ЭТП привело к снижению рыночной капитализации АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" более чем на полтора млрд долларов. В том числе потери правительства (как основного акционера) превысили один млрд долларов. При этом совокупные поступления от ЭТП в 2010 году от РД КМГ составят, как уже было сказано, всего лишь около 60 млн долларов.– На примере капитализации РД КМГ видно, что потери в стоимости активов гораздо выше, чем краткосрочная выгода от экспортной пошлины, – констатирует экономист. – Существует риск, что инвесторы могут потерять интерес к инвестированию в целом в Казахстан. То есть это отразится не только на финансовых возможностях РД КМГ и группы компаний "КазМунайГаз", но и приведет к снижению доступа к рынкам капитала и повышению стоимости получения внешних финансовых средств. |