Елена Ульянкина, "Новый вестник", 3 ноября
Через два месяца в Казахстане начнет действовать экологический стандарт Евро-3. Это значит, что нельзя будет ввозить автомобили, которые не соответствуют новому требованию. Однако уже ездящих по дорогам нашей страны машин это не коснется. Но в целом, как считают специалисты, нововведение может спровоцировать рост цен на автомобили.
КУРС НА ЕВРО-3 Правительство продолжает воплощать в жизнь идею о том, как сделать казахстанский воздух чище. В июле прошлого года у нас ввели экологический стандарт Евро-2. Но этим, как заявляли тогда экологи, мы ничего не добились. Евро-2 был первым шагом, в котором даже не предусмотрена система контроля. А вот на прошлой неделе Министерство транспорта и коммуникаций предупредило всех о новом этапе. С 1 января 2011 года в республике вступает в действие экологический стандарт Евро-3. - С этой даты ввоз и производство автотранспортных средств, не соответствующих этим требованиям, будет запрещен, – сообщает пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций. – При этом уже эксплуатируемые на территории Республики Казахстан автомобили под действие требований экологического этапа -3 не подпадают. И, следовательно, будут эксплуатироваться до полного износа. Отметим, что Евро-3 – это стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах машин с дизельными и бензиновыми двигателями. И надо сказать, что с нововведением мы запаздываем. К примеру, в Евросоюзе этот экостандарт внедрили еще в 1999 году. А Россия приняла Евро-3 1 января 2008 года.
ЦЕНЫ НА ВЫРОСТ Новый экостандарт станет очередной преградой на пути старых автомобилей в Казахстан. Ведь, к примеру, к нам нельзя будет завозить машины, выпущенные в странах Евросоюза до 2001 года. Введут запрет на импорт корейских автомобилей, произведенных до 2003 года, японских – до 2005 года, китайских – до 2008 года. А раз не будет подпитки из заграницы, то цены на уже ввезенные к нам подержанные автомобили поползут вверх. Есть здесь и другой аспект. Даже недавно сошедшие с конвейера автомобили некоторых стран-производителей не подпадают под стандарт Евро-3. К ним относятся некоторые модели, которые выпускают и наш автозавод, и узбекский, и некоторые российские. - Автомобили "Uz-Daewoo", конечно, стандарту Евро-3 не соответствуют, – констатирует факт директор по продажам автоцентра "Бахус" Эдуард Пфау. – Я думаю, что с учетом доработок на тысячу долларов машина может подорожать. Это при том, что сейчас она стоит около миллиона тенге. Но цена вырастет адекватно затратам завода на подгонку машин под новый экологический стандарт. При этом Эдуард Пфау считает, что подорожают только автомобили эконом-класса. А вот дорогой сегмент останется на прежнем уровне. Во-первых, у дилеров сейчас нет причин задирать цены. А во-вторых, эти машины доделывать не надо. Наверняка "Peugeot" или "Volkswagen" не только под стандарт Евро-3, но и 4, и 5 подходят.
ПОШЛИНЫ ПРОТИВ ЭКОСТАНДАРТА "Новый Вестник" уже рассказывал о том, что с июля нынешнего года у нас действуют льготные таможенные пошлины на ввоз автомобилей. Правда, есть ограничения: только один, и только для личного пользования. Импортная машина не должна быть "моложе" трех лет и "старше" десяти, то есть от 2000 до 2007 года выпуска. Однако после введения стандарта Евро-3 получится накладка. К примеру, человек не сможет ввезти для себя "Тойоту" "старше" пяти лет или "Хюндай" "старше" семи лет. Потому что эти машины не соответствуют стандарту Евро-3. Однако они подпадают под постановление о льготных пошлинах. Получается, льготные пошлины на некоторые марки машин отменят досрочно? Хотя они должны действовать целый год. Премьер-министр Карим Масимов обещал: - В результате сложных переговоров мы договорились о том, что для наших граждан вводится льготный режим. Он будет действовать до подписания соответствующих документов по единому экономическому пространству, то есть до 1 июля 2011 года. Может быть, правительство изменит период, когда будут действовать льготные таможенные пошлины на импорт автомобилей. А может быть, отодвинет сроки введения стандарта Евро-3 хотя бы на полгода. Однако последнее маловероятно. Ведь правительство дало добро на введение экостандарта еще в 2007 году, когда подписало социальное постановление.
НЕСТАНДАРТНЫЙ БЕНЗИН Желание у нас по-прежнему опережает действие. Правительство заявило о переходе на стандарт Евро-3. Да, автомобилям на границе поставят заслон. А как же быть с бензином? Он у нас что, тоже с 1 января 2011 года, как по волшебству, станет подходить под новые требования? - Мы сейчас продаем топливо, которое соответствует стандарту Евро-2, – сообщили в компании "Гелиос". – Бензин стандарта Евро-2 через нашу сеть заправок реализуется с августа нынешнего года. Топливо мы поставляем с павлодарского НПЗ. Не знаю, планируется ли там переход на Евро-3. Но перед этим, скорее всего, будет переоборудование нефтеперерабатывающего завода. Успеют ли три наших нефтеперерабатывающих завода перестроиться за два месяца? По информации национальной компании "КазМунайГаз", на реконструкцию атырауского НПЗ надо больше двух миллиардов долларов. На переоборудование шымкентского и павлодарского НПЗ – по миллиарду долларов. Это при том, что технико-экономическое обоснование для одного завода уже разработано. И вот недавно стало известно, что с переоборудованием спешить не будут. - Комплексный план по модернизации наших НПЗ предусматривает переход на Евро-3 и 4 в 2014-2016 годах, – передает слова председателя Комитета технического регулирования и метрологии Габита Мухамбетова информагентство "Казинформ". – Мы в этом плане опаздываем. Но Министерство нефти и газа поставило конкретные задачи перед НПЗ: "Либо вы будете производить безопасную продукцию, либо будете вывозить товар за территорию Таможенного союза". Получается, правительство поспешило сделать громкое заявление. А последствия не просчитало. |