NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 16:33 ast
14:33 msk

Идея национализации части пенсионной системы выглядит весьма спорной
Кайрат Келимбетов в недавнем интервью журналу "Эксперт-Казахстан" высказался по поводу текущей ситуации с пенсионными фондами и возможного роста роли государства в этой сфере. По его словам, "в целом... сейчас мы имеем очень грустный опыт развития финансового сектора…"
17.11.2010 / экономика

Николай ДРОЗД, "Панорама", 12 ноября

Председатель правления ФНБ "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов в недавнем интервью журналу "Эксперт-Казахстан" высказался по поводу текущей ситуации с пенсионными фондами и возможного роста роли государства в этой сфере. По его словам, "в целом... сейчас мы имеем очень грустный опыт развития финансового сектора. Мы видим, как пенсионные фонды вкладывались в акции тех или иных средних предприятий и практически потеряли свои инвестиции. В результате чего была сложная ситуация, и мы... помимо банков и нацкомпаний еще были вынуждены спасать пенсионные фонды. Вообще, если считать вместе с ГНПФ, то сейчас в государственных руках 40% всех пенсионных фондов. И думаю, что будущее - за консолидацией пенсионных активов в руках государства и, возможно, под эгидой, например, фонда "Самрук-Казына". Сегодня управляющие компании пенсионных фондов - это такие хорошие зажиточные посреднические организации, которые покупают государственные ценные бумаги и больше ничего не делают. Поскольку государство прямо гарантировало в законе доходность не ниже инфляции по пенсионным деньгам и сегодня уже из бюджета эти выплаты идут, то почему мы не должны задуматься над этим вопросом. Если у нас под госконтролем по факту 40% активов пенсионной системы, то мы можем иметь и 50, 60, 70%. Поверьте, население больше верит госструктурам. Что касается надежности сбережений - не меняется идеология. Люди накапливают деньги, но ими могли бы более эффективно управлять госорганизации. Пример Нацбанка, где один департамент управляет не 13 млрд долларов, которые во всех пенсионных фондах, а 55 млрд долларов, которые в Нацфонде, плюс золотовалютные резервы".
В случае реализации модели г-на Келимбетова, речь может идти об очень серьезных изменениях на пенсионном рынке, который изначально формировался как конкурентное поле частных структур. До недавнего времени пребывание государства в ГНПФ позиционировалось как временное - до приватизации, одним из вероятных участников которой назывался ЕБРР. Собственно, в какой-то момент он перестал называться Государственным накопительным пенсионным фондом и стал НПФ "ГНПФ" именно, как считалось, из-за порочности идеи конкуренции государственных и частных игроков на пенсионном рынке. Идея о том, что вложения в государственные фонды могут обладать каким-то дополнительным уровнем гарантий и защиты, несомненно, может упасть на крайне благодатную почву (достаточно вспомнить, насколько неохотно и медленно так называемые "молчуны" в российской пенсионной системе делали выбор в пользу негосударственных фондов и переходили из единого госфонда в частные). В реальности размер гарантий со стороны государства для вкладчиков госфондов вряд ли будет большим, поскольку оно гарантирует уровень накоплений не ниже, чем пенсионные отчисления плюс инфляция при выходе на пенсию и вряд ли что-то еще дополнительно. Люди, выбирающие государственные фонды в надежде, что власти обо всем позаботятся, могут стать жертвами своеобразного "оптического обмана". Требования к капитализации и определенному уровню доходности - не ниже чем скорректированный уровень средневзвешенной доходности за 5 лет минус 30 процентов - распространяются на все НПФ. И весьма вероятно, что одной из первых проблем, с которой столкнется "Самрук-Казына" как акционер нескольких или одного объединенного государственного фонда, станет необходимость периодической дополнительной капитализации, которая связана в том числе и с ежемесячным увеличением размеров пенсионных накоплений.
Вообще, минусы огосударствления накопительной пенсионной системы могут быть далеко не столь эфемерны как плюсы. Главным из них, с точки зрения вкладчика, является снижение возможностей выбора, поскольку вряд ли формирование нескольких фондов с разной инвестиционной стратегией, которое в протовиде существует на рынке уже сейчас, будет легким делом для государства с его бюрократией. Очевидно, государственные фонды в своей инвестиционной политике будут тяготеть к консерватизму, что, возможно, и оправданно в нынешней ситуации, когда, несмотря на снижение лимитов инвестирования в государственные ценные бумаги со стороны АФН, по факту доля инвестированных в них пенсионных активов увеличивается, превысив на 1 октября 36,6% (на 1 сентября было 35,9%). Невозможно при создании модели, вероятно, рассчитанной на длительную перспективу, исходить из консервации нынешней ситуации. Ведь все же рано или поздно настанут времена роста рынка и необходимости рисковать для фондов. В этой ситуации главным риском для крупных негосударственных НПФ будет наличие чрезмерных вложений внутри финансовой группы или в аффилированные компании. Этот риск без труда может отслеживаться регулятором, хотя опыт нынешнего кризиса и показывает, что вкладчики фондов, акционеры которых допустили дефолт или прибегли к реструктуризации, понесли определенные потери, потому что фонды инвестировали внутри групп, хотя и в рамках лимита. Для государственных фондов риски могут быть связаны, например, с более ярко выраженным конфликтом интересов вкладчиков и менеджмента, который традиционно хуже мотивируем и контролируем в госструктурах. Если по отношению к НПФ, которые будут принадлежать "Самрук-Казыне", будет применена та же регуляторная логика, что и в целом к рынку, то, по идее, они должны быть ограничены 10-процентным лимитом на вложения в бумаги компаний и институтов, входящих в ФНБ, что представляется довольно жестоким подходом, учитывая вес последнего в казахстанской экономике. Если же такого ограничения не будет, конфликт интересов может возникать уже на уровне фонда, который будет одной рукой эмитировать ценные бумаги, а другой покупать их. Понятно, что будут выработаны какие-то корпоративные процедуры, препятствующие этому, но не факт, что они окажутся эффективными в рамках вертикали, например, когда понадобится профинансировать отдельные политически значимые проекты, в частности в рамках ФИИР.
В целом идея национализации части пенсионной системы, возможно, выглядит для кого-то более легким выходом из нынешней ситуации, когда низкая доходность и дефицит инструментов НПФ остаются одним из самых важных стимулов для развития внутреннего фондового рынка и на повестке дня стоит необходимость проведения внутренних IPO национальных компаний и их быстрого институционального развития. (Справедливости ради следует отметить, что в том же интервью г-н Келимбетов назвал первую кандидатуру нацкомпании, которая может совершить IPO в интересах пенсионных фондов, - KEGOC). Ссылка на опыт самостоятельного управления Нацбанком средствами Национального фонда также вряд ли на 100% удачна, поскольку первый в минимальной степени управляет пакетом акций, привлекая для этого внешних управляющих из крупных международных инвестиционных банков, при том, что мандатом предусматривается инвестирование в акции высокорейтинговых эмитентов. Что же говорить о пенсионных деньгах, которые должны быть длинными инвестиционными ресурсами для национальной экономики, в том числе (когда-нибудь) для компаний второго эшелона, и при инвестировании которых необходимы именно здравый смысл и чутье частного сектора. Решением для повышения эффективности пенсионной системы может стать какая-то более совершенная мотивация акционеров и управляющих в зависимости от результатов работы фонда, но вряд ли усиление роли государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
28 ноября состоялось 24-е заседание Правления Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции 30.11.2010
Компания GSM Казахстан/Kcell запустила 3G в Алматы и Астане 30.11.2010
АФН: О проведении встречи по урегулированию проблемных вопросов участников ипотечного кредитования 30.11.2010
НК "КазМунайГаз" сообщает об итогах деятельности за 10 месяцев 2010 года 30.11.2010
Одобрено еще 11 проектов по второму направлению "Дорожной карты бизнеса-2020" 30.11.2010
Вниманию вкладчиков АО "НПФ "Казахмыс" 30.11.2010
Независимый директор БТА допускает возможность продажи банка другому инвестору, помимо Сбербанка 30.11.2010
Харьковский Турбоатом сообщил о победе в тендере на модернизацию Экибастузской ГРЭС-1 в Казахстане 30.11.2010
Вступление Казахстана в Таможенный союз не повлияло на показатели инфляции 29.11.2010
Малоимущим могут выдать продовольственные карточки 29.11.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz