NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 20:53 ast
18:53 msk

Карта бита
Все больше казахстанцев недовольны обслуживанием пластиковыми картами
15.12.2010 / экономика

Алексей ХРАМКОВ, "Литер", 15 декабря

Огромные очереди у банкоматов, совершенно непонятные комиссионные и отсутствие мелких купюр – вот две основные проблемы, с которыми ежемесячно приходится сталкиваться казахстанским владельцам зарплатных или же пенсионных пластиковых карточек.
Только в той рекламе про бабулю, которая и в магазин успела, и за пенсией, все замечательно. На деле же все по-другому.
– Пенсия и без того маленькая – я получаю 19800 тенге, – говорит алматинка Анна Тимохина, – считаю каждую копейку, так еще и банкомат не выдает ее полностью. В тех, что поблизости от меня, минимальная купюра – 1000 тенге. Восемьсот остается до следующего месяца. И их никак не снимешь. Ни один банкомат не то что двести, даже пятьсот тенге выдавать не хочет.
Такая проблема беспокоит не только пенсионеров. Бывает так, что остался совсем без наличных, но есть пластиковая карта, где остатка от зарплаты как раз хватит на такси. Но не снимешь эту сумму никак. Хотя еще год назад это сделать было можно. В банках это объясняют просто:
– Дело в том, что в случае загрузки банкомата мелкими купюрами финучреждению приходится чаще проводить инкассацию, поскольку сумма загрузки уменьшается, – отметил в этой связи заместитель начальника отдела карточного обслуживания одного из казахстанских банков Антон Ким. – Это влечет за собой, во-первых, дополнительные расходы, а во-вторых, вызывает недовольство отдельных групп клиентов, если к выдаче идут мелкие купюры. Раньше мы старались загружать "мелочью" каждый четвертый банкомат, как правило, вблизи филиалов. Однако спрос на такие купюры был настолько мал, что мы перестали делать и это. Сейчас большая часть наших клиентов приспособилась использовать невыдаваемый остаток на оплату коммунальных или иных электронных платежей.
Еще одна проблема, будоражащая умы "пластиковых" казахстанцев, – это очереди. С 1 по 10 число каждого месяца к банкоматам не пробиться. Нельзя ли увеличить сеть? Почему не ставят больше банкоматов? Журналистские запросы с такой тематикой мы направили сразу в несколько крупнейших казахстанских банков. Ответ получили пока только из одного.
– Приезжающих в Казахстан иностранцев многое удивляет. В том числе очереди в банкоматы. Зачем снимать наличные, если можно расплатиться картой? Но это у них "пластик" принимают везде. У нас пока иначе.
Пару месяцев назад, гуляя по небольшому китайскому городку Урумчи, на- брел на сувенирный магазинчик. Купить решил пару магнитов в подарок друзьям по сорок юаней каждый. По традиции купюр меньше ста долларов не нашлось. А у продавщицы, естественно, не было сдачи. Хозяйка магазинчика сама заметила у меня в портмоне (видимо, научена опытом) пластиковую карту. У меня спокойно ее приняли.
Я задумался: почему у нас иначе? Вспомнилась смешная история, произошедшая не так давно в Астане. Двери магазина были щедро украшены наклейками с логотипами нескольких платежных систем, поэтому я без всяких сомнений протянул пластиковую карту кассирше. После нескольких попыток подключить POS-терминал она позвала администратора. Вместе они долго запихивали в терминал карточку разными сторонами, нажимали кнопки, звонили кому-то из коллег. Наконец терминал вроде заработал и выплюнул чек. Но радость моя была преждевременной, так как кассир заявила, что платеж не прошел. Я предложил позвонить в обслуживающий банк. Недобро посмотрев на меня, продавцы заявили, что у меня на карте нет денег и что в банк нужно звонить мне, а не им.
В общем, ушел без покупки, без чека и с испорченным настроением. Почувствуйте, как говорится, разницу. Зачем нам пластиковые карты, если и продавцу, и покупателю они доставляют одни лишь неудобства? Поэтому в наших городах в дни зарплат к банкоматам выстраиваются огромные очереди. Люди снимают наличные. Причина очевидна: редко в каком магазине удается без проблем расплатиться пластиковой картой. Да и не привык наш народ еще к такой возможности. По старинке как-то проще.
Понятно, что банки вовсю, как говорится, несут культуру в массы и стараются подключить к эквайрингу (оплата платежной картой) как можно больше магазинов и других торговых точек. В принципе, от организации требуется только согласие на подписание договора. Все остальное банк сделает сам: привезет и подключит POS-терминал, обучит сотрудников работе с ним, будет консультировать в дальнейшем.
Здесь-то мы и подходим к основной теме этой статьи. То, что было написано абзацем ранее, – выдержки из жизнеутверждающего банковского пресс-релиза. А теперь немного из жизни.
Каков интерес банка в актуализации электронных операций? Интерес банка – в получении комиссии с проводимых через терминал платежей. Надо сказать, что размер комиссии оговаривается индивидуально с каждым клиентом (магазином) и зависит от его оборота. В среднем комиссия банков составляет от 1,5 до 4 процентов. Если у магазина нет такой статистики, банк при определении ставки будет ориентироваться на аналогичные торговые точки.
Но вот ведь беда: из всех казахстанских банков карточки выпускают активно лишь 15. Но и между собой они не могут договориться.
Больше того, все, что касается операций с этими самыми картами, сокрыто от потребителей таким мраком… Никакой открытой информации о доходах банков от комиссий по картам найти невозможно. Если говорить конкретно, то каждому из нас – владельцу пластиковой карточки – приходится принимать решение индивидуально, в какой банкомат обратиться в каждом отдельном случае.
– В окрестностях рынка "Сарыарка" нет банкоматов Народного банка. Поэтому решил прибегнуть к услугам имеющегося банкомата БТА, – рассказывает один из наших читателей. – Специально взял квитанцию по завершении транзакции. В графе "Коммиссионные" значился ноль. Однако через пару часов, обратившись в банкомат Народного банка, узнал, что с моей карточки сверх прочего было снято еще три тысячи тенге – ровно 10 процентов от суммы, взятой из банкомата БТА. Удивило одно – почему в квитанции об этом не было сказано ни слова?
С этой претензией мы обратились в БТА. Однако по сей день сколько-нибудь внятного ответа не получили. Сначала от одного специалиста мы услышали о компьютерном сбое. Второй специалист заявил, что это проделки "карточных" мошенников. По телефону сказали и вовсе: "А что вы хотите? Такие правила". То есть десять процентов "штрафа" за две секунды стали равноценны месяцу ломбардного заклада. Не перебор ли?

комментарий
Владимир ЦЕЙКО, аналитик:
– Наше агентство по финнадзору и Национальный банк, конечно, делают многое для развития финансового рынка страны. Однако очень важный элемент пропускают. Сейчас в нашей стране намереваются наладить эквайринг (расчеты пластиковыми картами). В этом плане большие комиссионные за обналичку вполне оправданны. Но ведь человек должен знать, что обналичка дорога из первоисточника, а не окольными путями. То есть банкомат должен сообщать до снятия суммы, а не после, сколько берется за эту услугу. В магазинах такая же ситуация. Мало того что нередко нас обманывают продавцы супермаркетов, так еще и банк вносит свою лепту.
Пока на этом рынке не будет абсолютной честности, о развитии эквайринга в Казахстане говорить не приходится.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан – ОИК: состояние и перспективы взаимодействия 31.12.2010
Добыто впрок, переработано – на совесть 31.12.2010
На конец 2010 года количество интернет-пользователей в Казахстане составляет 4,3 млн. человек 31.12.2010
Валовой внешний долг Казахстана за 9 месяцев снизился на 0,4% 31.12.2010
Недропользователям предоставлен выбор 31.12.2010
Государство поддержит перспективы 31.12.2010
Предновогодняя акция протеста 31.12.2010
"Казмортрансфлоту" присвоен рейтинг GAMMA на уровне GAMMA-4+ 31.12.2010
Активы казахстанских банков в ноябре сократились на 1,5% 30.12.2010
Евразийский банк развития сообщил о расширении сотрудничества с социально-предпринимательскими корпорациями Казахстана 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz