NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 10:11 ast
08:11 msk

"Эффективное управление государственным имуществом – залог конкурентоспособности государства"
Круглый стол решил главную задачу – определил болевые точки в управлении государственными активами и регулировании государственного сектора, очертил правовые и организационные мероприятия, необходимые для повышения эффективности управления государственными активами
27.12.2010 / экономика

Пресс-служба МЭРТ, 24 декабря

9 декабря 2010 года в здании Soluxe Hotel Astana (Пекин-Палас) прошел Круглый стол на тему: "Эффективное управление государственным имуществом – залог конкурентоспособности государства".
Организаторы Круглого стола: Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан и Комитет по экономической и региональной политике Сената Парламента Республики Казахстан при содействии Германского общества по техническому сотрудничеству в рамках года Германии в Казахстане.
В работе Круглого стола приняли участие более 80 представителей со стороны государственных структур, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, а также эксперты Германского общества по техническому сотрудничеству, другие зарубежные и отечественные эксперты.
В ходе Круглого стола обсуждены положения законопроекта "О государственном имуществе", проблемные вопросы политики управления государственным имуществом, международный правовой опыт в области управления государственной собственностью. Участникам Круглого стола была презентована система "Реестр государственных предприятий и учреждений, юридических лиц с участием государства в уставном капитале", на основе которого в дальнейшем будет формироваться единый Реестр государственного имущества.
Организаторы Круглого стола отмечают, что удовлетворены проделанной работой, Круглый стол решил главную задачу – определил болевые точки в управлении государственными активами и регулировании государственного сектора, очертил правовые и организационные мероприятия, необходимые для повышения эффективности управления государственными активами.
Участниками Круглого стола выражена единое мнение о том, что законопроект "О государственном имуществе" даст новый импульс в повышении конкурентноспособности Казахстана, которое выражено в Резолюции Круглого стола.

-----

Доклад на тему: Основные положения проекта Закона "О государственном имуществе"
Сулейменов Майдан Кунтуарович, представитель ТОО "Юридическая фирма "Заңгер", доктор юридических наук, профессор НИИ частного права, академик Академии наук РК

Проект Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе" (далее – проект Закона) разработан во исполнение пункта 15 Перспективного плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008-2009 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2007 года № 79.
Основаниями для разработки проекта Закона послужили пункт 4.1 Раздела X Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735, Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006 года "Об утверждении программы управления государственными активами на 2006-2008 годы", пункт 47 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года № 319, а также Постановление Парламента Республики Казахстан от 19 июня 2007 года № 93-III ПРК "Об отчетах Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год".
Концепция законопроекта основана на поручении Главы государства, озвученного на открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва, где он сказал: "Меняющаяся роль государства в современных экономических условиях требует выработки новых подходов к проблемам эффективного управления государственными активами. Их надо воплотить в форму законов. В частности, нужен отдельный закон "Об управлении государственными активами". Он должен стать базовым законом, регламентирующим четкие правовые основы, принципы и положения управления государственными активами".
В соответствии с данным поручением и концепцией законопроекта предпринята попытка выстроить систему, которая определяет правовой режим государственного имущества, правовые основы управления государственным имуществом, в том числе имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами и принадлежащими государству акциями и долями в уставном капитале, сферу влияния государства на национальные холдинги, национальные компании и стратегические объекты. Законопроект направлен на обеспечение эффективного осуществления государством прав как собственника и обладателя иных прав на государственное имущество; четкое разграничение компетенции государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом, и повышение ответственности этих органов и их руководителей за проведение политики государства в сфере управления государственным имуществом; установление правовых основ корпоративного управления государственным имуществом через национальные холдинги и национальные компании, определение их четкого взаимодействия с государственными органами и их ответственности за обеспечение проведения политики государства в сфере управления государственным имуществом.
Сразу обращаю Ваше внимание на то, что название законопроекта в течении его разработки было изменено. Почему о государственном имуществе, а не государственных активах, как предусмотрено Планом законопроектных работ 2008 года. Межведомственная комиссия по законотворческой деятельности, отмечая равнозначность этих понятии, рекомендовала использовать термин "имущество" с точки зрения юридической техники, так как понятие "активы государства" употребляются Бюджетным кодексом, а понятие "государственное имущество" Гражданским кодексом и другими нормативными актами.
При разработке законопроекта проведена систематизация законодательства в сфере имущественных отношений с участием государства. Большинство норм Законопроекта будут иметь прямое действие.
При разработке проекта Закона о государственном имуществе был учтен имеющийся положительный международный опыт, а также опыт иностранных государств по различным аспектам правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления государством прав на государственное имущество, а также отношений по контролю за его эффективным использованием.
Концепция Закона о государственном имуществе. Задачами Закона о государственном имуществе являются:
1. Впервые на уровне законодательного акта дан исчерпывающий перечень государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом, их компетенция и механизм взаимодействия. Ответственность государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом, определена через их компетенцию, предусматриваемую в проекте закона. Данное положение потребовало объединение в одном законе норм об управлении единым предметом – государственным имуществом, в том числе закрепленных в настоящее время в других законах, регулирующих управление государственными активами, за исключением норм о бюджете и Национальном фонде, природных ресурсах, банковских активах и других, в отношении которых разработаны новые законопроекты (Бюджетный кодекс, Закон о недрах и недропользовании), а также Земельного, Водного, Лесного кодексов, других законов о природных ресурсах, законов о банках, страховании и других, где особенности правового регулирования делают невозможным их включение в Закон о государственном имуществе.
Необходимость объединения в одном законодательном акте всех норм о государственном имуществе обусловлена задачами повышения эффективности управления государственным имуществом через установление перечня государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом, установления их компетенции, разработки механизма взаимодействия между государственными органами при управлении государственным имуществом, установления единых критериев управления государственным имуществом в различных отраслях экономики, единых правил управления различными видами государственного имущества. В настоящее время компетенция одних и тех же государственных органов при управлении различными видами имущества или в различных отраслях экономики бессистемно закреплена в нормативных правовых актах разного уровня, к тому же без учета компетенции этих органов при управлении другими видами имущества, что создает сложности при правоприменении. Например, компетенция отраслевого министерства по управлению государственными предприятиями предусмотрена Законом о государственном предприятии, по управлению государственным пакетом акций – в Постановлениях Правительства, по управлению имуществом, находящимся в оперативном управлении – в Положениях об этих государственных органах и т.д. И это создает сложности как по управлению государственным имуществом, так и по учету и контролю за эффективностью управления государственным имуществом, так как принципы управления государственными предприятиями ничем не должны отличаться от принципов управления государственным пакетом акций или управления государственным имуществом, находящимся в оперативном управлении.
Создание единых подходов и критериев управления государственным имуществом должно существенно повысить как эффективность управления государственным имуществом, так и эффективность учета государственного имущества и контроля за управлением государственным имуществом.
2. Законопроектом установлены общие правила, применяемые к государственному имуществу в различных секторах экономики. Однако специфика регулирования государственного имущества в каждой сфере экономики или при осуществлении отдельных видов деятельности определяется отдельными законами (о транспорте, о железнодорожных перевозках, об автомобильных дорогах, о государственном материальном резерве, о государственном архиве и другие). Общим для управления государственным имуществом являются полномочия отраслевого министерства, уполномоченного органа по государственному имуществу и уполномоченного органа по государственному планированию, а также механизм взаимодействия этих органов, которые и закрепляются законопроектом.
3. Законопроект связал положения о государственном имуществе с Гражданским кодексом, из которого вытекают положения Закона. Понятие "государственное имущество" в проекте напрямую связано с гражданско-правовым понятием имущества, благодаря чему нормы ГК оказываются применимыми к нормам о государственном имуществе.
4. Законопроектом подняты на законодательный уровень правовые нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства и других подзаконных актах, которые в соответствии с подпунктами 1) и 3) пункта 3 статьи 61 Конституции должны регулироваться законами. В частности, в связи с принятием Закона на утрату будет поставлено ряд постановлений Правительства и внесены изменения более 10 подзаконных нормативных правовых актов.
5. Законопроектом систематизирована компетенция Правительства и государственных органов (республиканских и местных).
Законопроектом предлагается двухуровневая система управления государственным имуществом и механизм взаимодействия между государственными органами, в том числе впервые на законодательном уровне закреплена компетенция местных исполнительных органов и маслихатов:
– на центральном уровне – Правительство, уполномоченный орган по государственному планированию, уполномоченный орган по государственному имуществу и отраслевые государственные органы, осуществляющие функции органа управления. В настоящее время механизм взаимодействия этих органов при управлении государственным имуществом в целом на единых принципах не закреплен ни в одном нормативном правовом акте. Имеются лишь отдельные нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие этих органов при управлении отдельными видами имущества.
– областной уровень и районный – маслихаты и акиматы областей (городов республиканского значения, столицы), акиматы района (городов областного значения), местные уполномоченные органы по исполнению бюджета и управлению государственным имуществом, местные уполномоченные органы соответствующих отраслей.
Необходимо особо отметить, что в настоящее время существует существенный пробел по правовому регулированию управления коммунальным имуществом на законодательном уровне, в том числе по взаимодействию областного и районного уровня управления коммунальным имуществом. Законопроект восполняет этот пробел.
6. Определены все основания приобретения, прекращения и предоставления в пользование госимущества, в том числе введены нормы о национализации, реквизиции, принудительном возмездном отчуждении земельного участка или иной недвижимости, а также отчуждении государственного имущества.
7. Новое, что вводит законопроект – это на законодательном уровне закрепляет понятие "государственное юридическое лицо". На наш взгляд, это является важным моментом. Государственными юридическими лицами являются только государственные предприятия и учреждения.
Для государственных предприятий были пересмотрены сферы деятельности, усилена ответственность руководителей предприятий за результаты управления государственным имуществом.
В отношении государственных учреждений новшеством является разделение их в имущественных отношениях на учреждения и государственные органы. Если Закон "Об административных процедурах" направлен на установление административных процедур для государственных органов, то законопроект указывает в каких случаях, они могут выступать в имущественных отношениях.
8. Особое место в законопроекте занимают вопросы регулирования деятельности акционерных обществ с участием государства, в том числе национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и товариществ с ограниченной ответственностью.
Что нового предусматривается в части управления принадлежащими государству акциями и долями в АО и ТОО?
1) на законодательном уровне определяется порядок передачи государственного имущества в оплату размещаемых акций;
2) вводится классификация акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью на контролируемые и неконтролируемые государством АО и ТОО в зависимости от количества голосующих акций (долей), принадлежащих государству.
Вопросы управления акционерными обществами основываются на статье 34 Закона "Об акционерных обществах", которая будет поставлена на утрату в связи с принятием законопроекта. Система управления АО (ТОО) оставлена без изменений. На базе указанной статьи разработана целая глава по участию государства в акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях.
Вводятся жесткие требования к менеджерам данных компаний со стороны государства:
- на законодательном уровне определяется обязанность национальной компании обеспечить проведение государственной политики в сфере управления государственным имуществом в определенной отрасли экономики;
- усилена компетенция Совета директоров национальной компании и национального управляющего холдинга, национального холдинга в отношении крупных сделок.
Введен механизм управление национальными управляющими холдингами, национальными холдингами. Координация деятельности национальных управляющих холдингов и национальных холдингов будет осуществляться через создаваемые при Правительстве РК специализированные советы по корпоративному управлению.
Внедрение принципов корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства ставит одной из задач введение государственного планирования, что также предусмотрено законопроектом.
В качестве критериев оценки деятельности контролируемых акционерных обществ выступают целевые показатели стратегии развития и планов развития, которые разрабатываются в целях реализации данных стратегий. Законопроектом предусматривается механизм оценки результатов деятельности контролируемых акционерных обществ советами директоров и государственными органами, осуществляющими функции акционера.
Необходимо отметить, что положения законопроекта касающиеся деятельности национальных управляющих холдингов будут распространяться на национальный управляющий холдинг, которым является Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", если иное не будет предусмотрено в законе о Фонде.
9. Установлено правовое регулирование стратегических объектов и приоритетного права государства на приобретение стратегического объекта при его отчуждении собственником. В настоящее время процедура реализации приоритетного права государства на приобретение стратегических объектов не определена на законодательном уровне, хотя это имеет отношение к режиму собственности и компетенции государственных органов.
10. В проекте закона определяется состав государственного имущества, предусмотрены все основания и порядки его приобретения в государственную собственность, владения, пользования, отчуждения, контроль и учет государственного имущества.
В настоящее время в государстве отсутствует цельная картина собственных активов и обязательств. Для того чтобы иметь такую картину необходимо проведение реформы всей системы учета и отчетности в государственном секторе существующего бухгалтерского учета на МСФО по методу начисления. По мере формирования Единого реестра государственного имущества, предусмотренного законопроектом в течение двух лет, будет сформирован Баланс Активов и Пассивов государства.
Таким образом, исходя из концепции законопроекта, следует отметить следующие новые положения:
1. Определено понятие государственного имущества и управление государственным имуществом, понятие прав государства на государственное имущество (право государственной собственности и иные гражданские права).
2. Определен состав государственного имущества, проведено четкое разграничение республиканских и коммунальных активов.
3. Определена компетенция Правительства и государственных органов (республиканских и местных).
4. Определен полный перечень оснований приобретения и прекращения прав на государственное имущество, а также предоставления государственного имущества в пользование гражданам и негосударственным юридическим лицам.
5. Впервые предусмотрены нормы о реквизиции, порядок реквизиции и возмещения стоимости реквизированного имущества.
6. Впервые предусмотрен институт национализации имущества, порядок национализации, возмещение стоимости национализируемого имущества.
7. Отчуждение государственного имущества осуществляется в виде приватизации и иных видов отчуждения (передача имущественного вклада в уставный капитал ТОО или в оплату акций АО, отчуждение жилищ, земельных участков и другие).
8. Разработаны общие положения о государственных юридических лицах, нормы о правовом статусе государственных учреждений, в том числе государственных органов. Нормы ГК о государственных предприятиях и государственных учреждениях поставлены на утрату.
9. При сохранении общих положений, установленных законами об АО и ТОО, определены особенности АО и ТОО с участием государства в зависимости от того, какими они являются: контролируемые государством или с недоминирующей долей государства.
10. Определено взаимодействие государственных органов, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний в управлении государственным имуществом, в том числе по планированию их деятельности.
11. Законодательно закреплен порядок реализации приоритетного права государства на покупку стратегического объекта при его отчуждении, обременения стратегических объектов, принадлежащих гражданам и негосударственным юридическим лицам, правами третьих лиц либо их отчуждениея.
12. Разработана система учета государственного имущества, предполагается введение реестра государственного имущества.
Под управлением государственным имуществом в проекте понимается осуществление государством (Республикой Казахстан или административно-территориальной единицей) права государственной собственности и иных имущественных прав (статья 4 проекта).
Данное определение построено аналогично определению, данному Конституционным Советом РК в постановлении от 17 марта 1999 года № 4/2 применительно к праву собственности: "Юридическое содержание нормы "организует управление государственной собственностью" означает наделение Правительства Республики полномочиями владеть, пользоваться и распоряжаться государственной собственностью".
Имущественные права государства – права государства, включающие в себя:
а) право государственной собственности;
б) иные вещные права государства (сервитуты, аренда, безвозмездное пользование имуществом и другие);
в) обязательственные права (права требования) государства;
г) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие государству;
д) наследственные права;
е) иные гражданские права на государственные активы, предусмотренные законодательными актами (подпункт 2) статьи 1 проекта).
Таким образом, понятие "имущественные права государства" шире, чем понятие "Право государственной собственности", так как оно включает в себя, помимо права государственной собственности, и другие гражданские права (обязательственное, исключительное, наследственное).
Предмет регулирования. Проект Закона определяет: 1) права и обязанности государства в сфере управления государственным имуществом, устанавливает порядок осуществления прав государства в отношении государственного имущества, включая осуществление права государственной собственности, порядок приобретения и прекращения прав на государственное имущество, а также владение и (или) пользование им гражданами и негосударственными юридическими лицами; 2) порядок управления имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, акциями акционерных обществ и долями в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, относящимися к государственному имуществу, и иным имуществом, составляющим государственные активы; 3) особенности правового режима имущества, имеющего стратегическое значение (стратегических объектов).
В зависимости от вида государственного имущества (республиканское и коммунальное) субъектами управления республиканским имуществом является Республика Казахстан, коммунальным имуществом – административно-территориальная единица.
От имени Республики Казахстан республиканским имуществом управляет Правительство РК, от имени административно-территориальной единицы коммунальным имуществом управляет местный исполнительный орган.
В проекте Закона впервые в едином нормативном правовом акте детально расписана компетенция государственных органов по управлению государственным имуществом.
В проекте установлены определенные ограничения в отношении организационно-правовых форм юридических лиц, которые могут учреждать государство, а также национальные холдинги, национальные компании или иные контролируемые АО и ТОО.
Государство может выступать учредителем государственных юридических лиц и юридических лиц с участием государства в форме АО и ТОО.
Это же правило применяется к национальным холдингам, национальным компаниям или иным контролируемым государством или национальным холдингом АО или ТОО.
Участие в некоммерческих организациях не ограничивается.
В силу того, что проект Закона основан на понятии имущества как объекта гражданских прав, в проекте рассматриваются вопросы приобретения и прекращения прав на имущество, а также передачи имущества во временное владение и (или) пользование.
В проекте систематизированы все основания приобретения государством прав на имущество, которые в настоящее время предусмотрены различными правовыми актами, в том числе ГК РК, Земельные кодексом, Бюджетным кодексом, Законами о государственных предприятиях, о некоммерческих организациях и других.
В отдельные параграфы выделены такие важные основания приобретения государством имущества как изъятие имущества для государственных нужд: реквизиция имущества, национализация имущества и принудительное возмездное отчуждение земельного участка или иной недвижимости.

Процедура реквизиции (Глава 4).
Процедура реквизиции:
- реквизиция имущества при чрезвычайных ситуациях осуществляется на условиях временного изъятия имущества с условием оплаты пользования реквизируемым имуществом и возмещения убытков, вызванных временным изъятием имущества, в полном объеме;
- общее руководство и обеспечение реквизиции при чрезвычайных ситуациях осуществляется, в зависимости от вида (объектовые, местные, региональные и глобальные) и классификации чрезвычайных ситуаций, установленным Правительством Республики Казахстан, уполномоченным органом, руководящим мероприятиями по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- реквизиция имущества осуществляется на основании решения местного исполнительного органа области (города республиканского значения или столицы), района (города областного значения).
Особенности реквизиции имущества для нужд обороны (в период действия военного положения или в военное время) предусматриваются в статьях 48-53 законопроекта.

Национализация (глава 5)
Национализация является исключительным случаем (исключительной формой) отчуждения имущества, находящегося в собственности граждан и негосударственных юридических лиц, и осуществляется только после полного исчерпания всех иных возможных форм отчуждения имущества, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан. Национализация может быть осуществлена на основании закона Республики Казахстан о национализации в общественных интересах в целях обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан с соблюдением надлежащего законного порядка, без дискриминации при условии предварительного и равноценного возмещения Республикой Казахстан рыночной стоимости национализируемого имущества и других убытков, с соблюдением гласности процедуры национализации.
Принудительное отчуждения земельного участка или иной недвижимости в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд (глава 6)
Законопроект закрепляет принципы принудительного отчуждения земельного участка или иной недвижимости в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд
Принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд является исключительным случаем отчуждения имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, и может быть осуществлено только при невозможности использования всех иных возможных случаев отчуждения имущества, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан и законамиРеспублики Казахстан.
Не допускается принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд при наличии иного (альтернативного) способа удовлетворения государственных нужд.
Не может быть признано изъятием имущества для государственных нужд изъятие имущества, преследующее коммерческие цели негосударственных юридических лиц и цели удовлетворения негосударственных интересов, либо иное изъятие имущества, не вытекающее из целей осуществления государственных функций и не преследующее общественно значимые цели. В этих случаях отчуждение имущества допускается по соглашению между собственником имущества и лицом, преследующим коммерческие цели, на основании договора купли-продажи имущества между ними.
Принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд допускается только в том объеме, в каком это необходимо для удовлетворения государственных нужд.
Невыполнение указанных принципов является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Законопроект предусматривает процедуру принудительного отчуждения земельного участка или иной недвижимости в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в виде издания соответственно постановления Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, подлежащего обязательному опубликованию, обязательному в установленный срок письменному извещению собственника имущества, подлежащего принудительному отчуждению, а также осуществлению принудительного отчуждения при несогласии на это собственника только в судебном порядке, в ходе осуществления которого должно быть определена исключительность случая отчуждения имущества, то есть невозможность использования всех иных возможных случаев отчуждения имущества, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан и законами Республики Казахстан, отсутствия альтернативного способа удовлетворения государственных нужд, общественно значимые цели изъятия и соответствие объемов изъятия потребностям государственных нужд.
В главе 9 систематизированы все основания прекращения прав на государственное имущество, предусмотренное действующим законодательством, в том числе ГК РК, Земельным кодексом РК, Бюджетным кодексом, Законом "О приватизации", Законом РК "О государственном предприятии", Законом РК от 16 января 2001 года "О некоммерческих организациях", Законом РК от 27 ноября 2000 года "О государственном материальном резерве" и др.
В указанной главе по вопросам прекращения прав на государственное имущество содержится ряд новых положений. В частности, сформулировано новое положение, запрещающее отказ от прав на государственное имущество. Предусмотрены нормы об обращении взыскания на государственное имущество по обязательствам государства.
Отдельной главой 10 выделено отчуждение государственного имущества.
Приватизация – отчуждение государством госимущества гражданам, негосударственным юридическим лицам в рамках специальных процедур, установленных настоящим Законом, или в порядке, им определяемом.
Приватизация осуществляется в следующих видах:
1) продажа на торгах;
2) прямая адресная продажа.
Иные способы отчуждения проводятся без конкурсных торгов. Это:
1) передача имущества в качестве имущественного вклада в уставный капитал ТОО либо в оплату приобретения акций АО;
2) отчуждение земельных участков;
3) отчуждение имущества, закрепленного за Национальным Банком РК;
4) отчуждение имущества, поступившего в состав государственного имущества по отдельным основаниям;
5) безвозмездная передача в собственность религиозным объединениям культовых (молитвенных) зданий и иного имущества культового назначения;
6) передача государственного натурного гранта в частную собственность;
7) безвозмездная передача государственного имущества в собственность субъектам малого предпринимательства;
8) отчуждение имущества, которое не может принадлежать государству, и имущества, поступившего в состав государственного имущества по отдельным основаниям.
Государственные юридические лица (глава 11). К государственным юридическим лицам относятся государственные предприятия (на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления) и государственные учреждения. В проекте разработаны нормы о государственных учреждениях, в том числе о государственных органах, являющихся государственными учреждениями.
Особенности управления национальной компанией, акционером которой является государство (глава 12).
Законопроект конкретизирует орган управления национального холдинга, принимающий решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания АО. Так, совет директоров национального холдинга принимает решения по наиболее важным вопросам, относящимся к исключительной компетенции единственного акционера национальной компании (приведен перечень таких вопросов).
Проектом Закона регулируются планирование деятельности национальных холдингов, национальных компаний, акции которых принадлежат национальному холдингу, а также национальных компаний, акционером которых является государство, а также планирование деятельности контролируемых государством АО (за исключением национальных холдингов и национальных компаний) и ТОО.
Отдельный раздел проекта Закона посвящен ограничению прав на имущество, имеющее стратегическое значение (стратегические объекты), принадлежащее гражданам и негосударственным юридическим лицам (главы 12 и 13). Путем включения в проект Закона соответствующих норм отношения по обременению и приобретению стратегических объектов, в отличие от подхода действующего законодательства, предполагается урегулировать на законодательном уровне. Признание имущества стратегическим объектом влечет за собой возникновение следующих правовых последствий: 1) возникновение приоритетного права на приобретение стратегического объекта, под которым понимается приоритетное перед третьими лицами право Республики Казахстан на выкуп стратегических объектов по рыночной стоимости у гражданина или юридического лица, которому принадлежит стратегический объект, в случае, когда такое лицо намеревается совершить сделку по отчуждению стратегического объекта, а также в случае обращения взыскания на стратегический объект или отчуждения стратегического объекта в составе конкурсной (ликвидационной) массы; 2) государственный мониторинг стратегических объектов в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан о государственном мониторинге.
Для обеспечения эффективности контроля за использованием государственных активов проектом Закона предусматриваются общие положения по учету государственного имущества, оценке и дальнейшему использованию имущества, перешедшего в состав государственного. В частности, проект Закона содержит положения, детально регламентирующие состав, порядок формирования и ведения реестра государственного имущества (главы 14, 15 и 16).
Проект Закона определяет виды учета государственного имущества. Так, единый централизованный учет государственного имущества в форме реестра осуществляет уполномоченный орган по государственному имуществу. Ведомственный учет государственного имущества осуществляют уполномоченные органы соответствующей отрасли, предоставляющие сведения об объектах учета в реестр государственного имущества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. По видам государственного имущества осуществляется раздельный учет республиканского и коммунального имущества, а по уровням местного государственного управления – раздельный учет областного и районного имущества. Местный учет государственного имущества осуществляют местные исполнительные органы для представления в реестр государственного имущества, за исключением случаев, предусмотренных проектом Закона о государственном имуществе.
Объектом учета и наблюдения для целей ведения реестра государственного имущества является любое государственное имущество. Ранее осуществлялся учет только некоторых видов государственного имущества и на простой вопрос о том, что именно принадлежит государству, нельзя было дать точного ответа.
Принятие Закона приведет к следующим правовым и социально-экономическим последствиям: 1) создание законодательной базы, определяющей четкие правовые основы, принципы и положения управления государственным имуществом; 2) усиление контроля за АО и ТОО с участием государства; 3) государственное регулирование и контроль за деятельностью национальных холдингов, национальных управляющих компаний и национальных компаний; 4) увеличение доходной части бюджета за счет увеличения прибыли, полученной в результате повышения эффективности управления государственным имуществом; 5) введение системы полного учета государственного имущества на постоянной основе и формирование реестра государственного имущества и др.
Принятие Закона потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного имущества.

------

Резолюция
круглого стола "Эффективное управление государственным имуществом – залог конкурентоспособности государства"

9 декабря 2010 года, г. Астана

Участники круглого стола – депутаты Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, руководители и представители государственных органов, а также зарубежные и отечественные эксперты, обсудив актуальные вопросы, связанные с эффективным управлением государственным имуществом в Республике Казахстан полагает возможным официально озвучить следующее.
Республикой Казахстан первым на постсоветском пространстве предпринята попытка систематизировать правовую базу в отношении государственной собственности, с принятием законопроекта "О государственном имуществе" процесс формирования государства как эффективного собственника получит достойное продолжение.
Законопроект станет базовым законом, регламентирующим четкие правовые основы, принципы и положения управления государственным имуществом и будет направлен на построение системы управления государственным имуществом с момента приобретения государством имущественных прав до момента их прекращения.
В законопроекте детально и в полном объеме регламентированы процедуры приобретения государством имущественных прав в процессе изъятия имущества для государственных нужд при реквизиции, национализации, принудительном отчуждении земельного участка или иной недвижимости в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Во-вторых, законопроект систематизировал процедуры управления государственным имуществом, то есть реализацию государством триады прав – на владение, пользование и распоряжение государственным имуществом.
Определена компетенция государственных органов по управлению государственным имуществом по всем уровням, определены особенности управления государственными предприятиями, акционерными обществами с государственным участием, национальными компаниями, государственными холдингами.
Процедурно расписаны нормы по вопросам:
- владения и пользования государственным имуществом, общие положения о которых содержатся в Гражданском кодексе, а процедуры предусмотрены в законопроекте, в том числе по вопросам имущественного найма, доверительного управления, безвозмездного пользования государственным имуществом;
- осуществления государством прав на имущество государственных юридических лиц;
- осуществления государством прав на принадлежащие государству акции акционерных обществ и доли в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью.
- детализирован порядок наделения государственным имуществом районного уровня управления, что позволит в будущем заложить хорошие правовые основы для местного государственного управления и самоуправления.
- на уровне законодательного акта закреплен порядок реализации приоритетного права государства на покупку стратегического объекта при его отчуждении.
В третьих, систематизированы все основания прекращения прав на государственное имущество, которые в настоящее время предусмотрены в различных законодательных актах – в Гражданском кодексе, Земельном кодексе, в законах "О приватизации", "О государственных предприятиях" и др.
Государство обязано обеспечить формирование благоприятной среды для развития конкурентоспособности в рамках глобальной экономики. То есть, чтобы быть конкурентоспособным, Казахстан должен обеспечить стабильную макроэкономическую политику, гарантировать право собственности, высокий уровень инвестирования и сбережений, исключить влияние коррупции.
Принятие законопроекта положительно отразится на социально-экономическом развитии государства, а также дает задел по дальнейшему совершенствованию законодательной базы управления государственным имуществом.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан – ОИК: состояние и перспективы взаимодействия 31.12.2010
Добыто впрок, переработано – на совесть 31.12.2010
На конец 2010 года количество интернет-пользователей в Казахстане составляет 4,3 млн. человек 31.12.2010
Валовой внешний долг Казахстана за 9 месяцев снизился на 0,4% 31.12.2010
Недропользователям предоставлен выбор 31.12.2010
Государство поддержит перспективы 31.12.2010
Предновогодняя акция протеста 31.12.2010
"Казмортрансфлоту" присвоен рейтинг GAMMA на уровне GAMMA-4+ 31.12.2010
Активы казахстанских банков в ноябре сократились на 1,5% 30.12.2010
Евразийский банк развития сообщил о расширении сотрудничества с социально-предпринимательскими корпорациями Казахстана 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz