NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Воскресенье 18.08.2019 12:07 ast
09:07 msk

Добыто впрок, переработано – на совесть
Нефтегазовая отрасль республики вносит весомый индустриально-инновационный вклад в диверсификацию экономики
31.12.2010 / экономика

Светлана АНТОНЧЕВА, "Казахстанская правда", 31 декабря

Более 5 млрд. тонн "черного золота" и 3,7 трлн. кубометров голубого топлива – таковы подтвержденные и извлекаемые запасы Казахстана. Только прогнозная нефтедобыча, по оценке Министерства нефти и газа, в уходящем году составит 81 млн. тонн. Однако ее пик – впереди. К 2014-му этот показатель вырастет до 85 млн. (на 11,1% больше уровня 2009-го), а через 10 лет составит около 130 млн. тонн с возможностью экспорта не менее 80–100 млн. тонн ежегодно! При этом, что примечательно, достигается не только значительный прирост добычи, но также увеличиваются объемы переработки и перевозки углеводородов. Так, набирает обороты диверсификация транспортных направлений: еще в 2009-м введен в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк – Кумколь – участник маршрута Казахстан – Китай и компонент полной интеграции нефтепроводной системы страны. В том же году начал функционировать и газопровод Казахстан – Китай. 2010-й, в свою очередь, ознаменован принятием окончательного решения об инвестировании по проекту расширения механической мощности Каспийского трубопроводного консорциума и запуском магистрального газопровода Бейнеу – Шымкент. Последний получил "путевку в жизнь" 21 декабря в ходе презентации 80 объектов Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Из 43 млрд. долларов, предназначенных на осуществление планов ФИИРа, на энергетику приходится 7, а на нефтегазовую промышленность – 13 млрд. (это обусловлено "доминантой" сектора в структуре национальной экономики). В числе приоритетных – проекты по реконструкции и модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов, формированию первого интегрированного нефтехимического комплекса, производству ароматических углеводородов и дорожного битума, обеспечению газом южных регионов Казахстана, развитию нефтетранспортной системы... Новая индустриализация стала главной приметой уходящего года, и сегодня, подводя его итоги, мы расскажем о достижениях нефтянки и газовой отрасли в рамках ГП ФИИР.

Безусловная привлекательность
– Наличие ресурсов – это хорошо. Но их еще надо добыть. Гарантия своевременной добычи – вопрос социально-привлекательных условий для инвестирования в нефтегазовый сектор. Для справки, за период с 1995 по 2010 год в него было вложено почти 104 миллиарда долларов иностранных и внутренних инвестиций, – подчеркнул министр нефти и газа Сауат Мынбаев, выступая минувшей осенью на международной конференции KAZENERGY.
Развитие углеводородного сектора Казахстана потому и устойчиво, что больший объем добычи обеспечивает частный сектор и международные нефтяные компании. Лишь за 9 месяцев 2010-го "извлечено" около 60 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат. Основной прирост приходится на ТОО "СП "Тенгизшевройл", "Buzachi Operating ltd", АО "Мангистаумунайгаз", АО "СНПС-АйДанмунай", АО "Тургай Петролеум", "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.".
Общая "доля" НК "КазМунайГаз" в добыче – порядка 24%, но нацкомпания при этом покрывает 80% перевозки нефти, практически весь объем транспортировки газа и порядка 75% нефтепереработки.

"Заводной" модерн ПФИИР
С января по сентябрь нефтеперерабатывающие заводы республики "освоили" 10,5 млн. тонн нефти, произвели 2,3 млн. тонн бензина, 3,2 млн. – дизельного топлива, 2,8 млн. – мазута и 0,4 млн. тонн авиакеросина.
Как известно, в Казахстане "под крылом" АО "КМГ" функционируют три НПЗ. Так, Атырауский "старожил" был введен в эксплуатацию в 1945-м и "занимается" тяжелой нефтью месторождений Западного региона с высоким содержанием парафина. С середины 60 до 80-х годов прошлого столетия здесь осуществлено большое "перевооружение" всех технологических установок, благодаря чему мощности достигли 4,3 млн. тонн в год.
Павлодарский нефтехимический ("запитанный" на смеси западносибирской сырой нефти, поступающей по нефтепроводу Омск – Павлодар) основан в 1978-м, а Шымкентский – самый молодой – 23 года назад. ТОО "Петро Казахстан Ойл Продактс" (ПКОП) получает нефть с Кумкольского месторождения (80%) и из Западной Сибири (20%).
Суммарная проектная мощность "тройки" составляет 14,5 млн. тонн в год (по первичной переработке), а производимая продукция соответствуют стандартам Евро-2.
В уходящем году в Правительстве был утвержден Стратегический план Министерства нефти и газа на 2010–2014 годы, согласно которому в этот срок будет проведена модернизация мощностей трех НПЗ.
– Ее осуществление позволит заменить морально и физически изношенное оборудование, увеличить глубину переработки, производство авиатоплива, улучшить качество бензина и дизеля по уровню содержания серы, уменьшить вредное воздействие на окружающую среду и довести качество нефтепродуктов до стандартов Евро-3, 4, – констатировал вице-министр нефти и газа Ляззат Киинов.
Реконструкция АНПЗ включает строительство первого в стране интегрированного нефтехимического комплекса по производству ароматических углеводородов стоимостью проекта более одного миллиарда долларов. EPC-контракт на условиях под ключ с китайской компанией Sinopec Engineering был подписан еще осенью 2009-го, а в июле года текущего заключено генеральное кредитное соглашение на финансирование проекта с Банком развития Казахстана (в рамках генерального кредитного соглашения с ЭксИм Банком Китая). Авансовый платеж в размере 312 млн. долларов прошел 30 сентября, и уже в октябре подрядчик приступил к строительно-монтажным работам. Срок ввода в эксплуатацию – декабрь 2013-го.
Помимо производственных целей проект направлен на улучшение экологической ситуации: извлечение бензола позволит сократить выбросы вредных веществ от автотранспорта на 36 тыс. тонн в год. То есть "модерн" НПЗ повлечет снижение содержания бензола в автомобильном бензине в 5 раз, ароматических углеводородов – в 1,3, серы – в 10 раз!
С учетом растущего спроса на высококачественные нефтепродукты и нынешнее техническое состояние Атырауского НПЗ параллельно на заводе претворяются в жизнь такие инвестиционные проекты, как реконструкция вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ и установки замедленного коксования. По утверждению специалистов, все это позволит уже с 1 января увеличить объем выпуска вакуумного газойля до 796 тыс. тонн, производства кокса – с 72 до 178 тыс. тонн и сократить выработку мазута на 898 тыс. тонн в год.
В 2011-м предприятие приступает к возведению комплекса глубокой переработки нефти (глубина возрастет с 50 до 84%) с перспективой улучшения качества продуктов до стандарта Евро-4 и даже Евро-5.
В целом завершение реконструкции и ввод новых установок на Атырауском НПЗ к 2015 году обеспечат ежегодные объемы переработки до 5,5 млн. тонн, производства высокооктанового бензина в количестве 1 млн. 433 тыс., выпуск авиатоплива – на 351 тыс., дизельного топлива – на 416 тыс. тонн. Появится и новое для нефтехимического сектора сырье – уже упомянутый бензол (133 тыс. тонн в год) и параксилол (496 тыс.).
ТОО "ПКОП" и ПНХЗ в свою очередь станут выдавать мощность до 6–7,5 млн. тонн в год (соответственно) с "углублением" переработки "черного золота" до 90%.
– Следует отметить, что приоритетное направление развития нефтепереработки – полное обеспечение потребностей республики качественными нефтепродуктами, соответствующими мировым стандартам, – комментирует Л. Киинов. – Для этого ежегодно Министерство нефти и газа утверждает графики переработки нефти на НПЗ и производства продукции и в целях обеспечения внутреннего рынка ГСМ постоянно увеличивает их объемы.
К 2015-му, по планам ведомства, общая переработка всех НПЗ составит до 17 млн. тонн в год и производство – до 15 млн. тонн, что полностью покроет объемы импортируемых ГСМ из России и других государств, обеспечит потребление внутреннего рынка, то есть энергетическую независимость страны.
Наращивание выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью позволит преумножить и собственный экспортный потенциал. Необходимо особо отметить, что в соответствии с Государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития РК реализация проектов по "модерну" на НПЗ – в приоритете.

Битумный. Инфраструктурный
В рамках ГП ФИИР группа компаний АО "ФНБ "Самрук-Казына" (НК "КазМунайГаз", АО "Kazakhstan Petrochemical Industries" и ТОО "Совместное предприятие "CASPI BITUM" (оператор) совместно с привлеченным инвестором в лице китайской корпорации CITIC Group реализует стратегический инвестиционный проект "Производство дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс". Общий бюджет – порядка 290 млн. долларов, в качестве сырья послужит нефть месторождений АО "Каражанбасмунай", а запуск предприятия запланирован в 2012 году.
Схема финансирования – 80% за счет привлечения кредита под корпоративную гарантию CITIC Group и 20% – средства участников СП на паритетной основе. В конце сентября 2010-го было подписано кредитное соглашение между СП и китайским банком на сумму 232 млн. долларов.
Проект предусматривает строительство завода с производственной мощностью 1 млн. тонн в год (дорожные битумы, в том числе модифицированный, – 406,4 тыс. тонн, керосино-дизельная фракция – 238 тыс. тонн, вакуумный газойль – 255,4 тыс. и смесь газойлей 259,4). Количество рабочих мест составит 1 200 человек, а при вводе будут созданы еще 325 вакансий.
В январе – мае 2010-го осуществлены проектно-изыскательские работы и апробированы технологии производства: так, лабораторные испытания образцов битумов на базе Фушуньского исследовательского института нефти и нефтехимии (КНР) и АО "КаздорНИИ" (РК) показали их соответствие установленным стандартам качества СТ РК 1373-2005 и 1225-2003.
В июне заключен договор на возведение завода между оператором проекта и консорциумом казахстанской и китайской компаний АО "НГСК "КазСтройСервис" и CITIC Construction на условиях под ключ, тогда же и дан старт масштабной стройке ФИИРа.
Подрядчик уже подготовил площадки, проводит работы по капитальному ремонту объектов общезаводского хозяйства... Предполагается, что в наступающем году удастся окончательно договориться с АО "Каражанбасмунай" о поставках сырья и прийти к соглашению с Министерством транспорта и коммуникаций о гарантированном закупе продукции.
К слову, проект реализуется в тесном контакте с Комитетом автомобильных дорог Минтранскома и научно-исследовательским институтом АО "КаздорНИИ". Он призван обеспечить потребность автодорожной отрасли на объектах строительства, а также при реконструкции и ремонте в высококачественном дорожном битуме. Ожидается, что Актауский завод внесет весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры Казахстана.

Газ для юга и на экспорт
В 2010 году общий объем добычи сырого газа в Казахстане планируется на уровне 37 млрд. кубометров, а производство газа товарного должно достигнуть 16 млрд. Общая протяженность отечественной магистральной газотранспортной системы – более 11 тыс. км, а максимальная производительность – 190 млрд. кубометров.
Существующая схема газопроводов в основном обслуживает транзитные потоки природного газа из Центральной Азии в европейскую часть России, Украину и в государства Закавказья. Отсутствие соединений между основными магистралями не позволяет обеспечить перераспределение газа между регионами нашей страны, поэтому юг страдает от его дефицита.
В 2009-м вступил в строй газопровод Казахстан – Китай мощностью 30 млрд. кубометров, который призван обеспечить транзит газа из Туркменистана через территорию Узбекистана и РК в КНР. Его строительство было начато в июле 2008-го. В апреле 2009-го в ходе официального визита Главы государства в КНР между НК "КазМунайГаз" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией подписано рамочное соглашение о расширении сотрудничества в нефтегазовой отрасли и содействии в получении займов в объеме 5 млрд. долларов, из которых ориентировочно 3 – предусмотрено для проекта строительства "Бейнеу – Шымкент". Его первый этап был завершен с опережением графика работ, в рекордные для международной практики сроки. Год назад Президент РК Нурсултан Назарбаев и Глава Китая Ху Цзиньтао осуществили пуск первой нитки первого участка.
Дальнейшее развитие проекта (до 40 млрд. м3 в год) будет реализовано в комплексе со строительством магистрального газопровода Бейнеу – Шымкент (объем инвестиций – более 500 млрд. тенге). Он был запущен при участии Главы государства 21 декабря текущего года. Основная цель – прямые поставки голубого топлива в "дефицитные" южные области республики. Хотя этот газопровод может выполнять и функции экспорта в Китай...
Маршрут проходит по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей и имеет следующие основные технические характеристики: пропускная способность – 5 млрд. м3 в год (первая очередь – 2010–2013) – будет постепенно доведена до 10 млрд. (вторая очередь – 2014–2019).
Длина – 1 487 км, диаметр – 1 016 мм (1 нитка). На период строительства привлекаются свыше 3 500 казахстанских специалистов, а ввод в эксплуатацию подразумевает создание около 500 постоянных рабочих мест.
Безусловно, самое главное то, что благодаря Бейнеу – Шымкент доступ к газоснабжению получают более 1,5 млн. человек!

Стратегический маршрут
Экспорт нефти и газового конденсата за 9 месяцев уходящего года составил 52,9 млн. тонн, в том числе по направлениям: Атырау – Самара – 11,3 млн. тонн, Оренбургский ГПЗ (конденсат) – 1,3, Каспийский трубопроводной консорциум (КТК) – 21,4, Атасу – Алашанькоу – 7,5, морской порт – 6,9, железная дорога – 4,6 млн. тонн. Для сравнения, экспортные характеристики в 2009-м были таковы: 27,5 млн. тонн – КТК, 17,5 – Атырау – Самара, более 6 ушло в Китай, свыше 11 – через порт Актау...
При прогнозируемом росте добычи казахстанской нефти, открытии новых месторождений на шельфе Каспия развитию нефтетранспортной инфраструктуры для перевозки углеводородного сырья на мировые рынки придается огромное значение. При планировании маршрутов экспорта Казахстан опирается на политику многовекторности и максимальной эффективности использования трубопроводных систем, на которые, как следует из статистики, приходится основной объем экспорта.
– Мы поддерживаем свою роль в качестве надежного, безопасного поставщика для обеспечения спроса на нефтепродукты, – заявил Премьер-Министр Карим Масимов, приветствуя гостей международного форума KAZENERGY осенью 2010-го. – Еще один важный момент: Казахстан полностью обязуется выполнять свою стратегию диверсификации экспортных каналов. В октябре 2009 года была сдана в эксплуатацию часть трубопровода Казахстан – Китай, соединяющая западные каспийские запасы Казахстана с китайскими рынками. Также налицо прогресс в Казахстанской Каспийской системе транспортировки, которая будет доставлять нашу нефть в Баку – Тбилиси – Джейхан. Кроме этого, важно развивать и существующий КТК.
15 декабря 2010 года в Москве акционерами консорциума было принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения КТК, что позволит весной наступающего года приступить к его претворению в жизнь. Он предусматривает увеличение пропускной способности нефтепровода с 28,2 до 67 млн. тонн нефти в год (из них 52,5 млн. тонн – отечественное "черное золото"). И предполагает строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (2 – на территории РК, 8 – в РФ), 6 резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88 км трубопровода на территории РК.
Стоимость проекта – 5,4 млрд. долларов, реализация намечена в три фазы с завершением в 2014–2015 годах. Гарантией финансирования и выхода на уровень рентабельности станет соглашение "ship-or-pay", согласно которому акционеры – добывающие компании – берут на себя обязательства по загрузке расширенных мощностей трубопровода. В случае недопоставок нефти в систему в оговоренных объемах они обязуются выплатить КТК сумму в размере не полученной консорциумом выручки.
Председатель правления АО "НК "КазМунайГаз" Кайргельды Кабылдин отметил исключительную важность расширения КТК:
– Это особенно актуально в свете принимаемых решений по дальнейшему увеличению добычи на таких месторождениях, как Тенгиз, и ряде других, а также еще раз подтверждает важность проекта КТК как одного из векторов развития экспортных маршрутов. Мы рады, что совместно с нашими российскими партнерами и международными нефтегазовыми компаниями нам удалось решить эту непростую задачу.
Генеральный директор Каспийского трубопроводного консорциума Николай Платонов подчеркнул, что проект принесет практическую пользу не только акционерам, но и тем регионам, по которым проходит трасса трубопровода: они получат новые вакансии, объемы заказов подрядных работ и поставок материалов. Только в Казахстане будет создано более 2 700 временных и 150 постоянных рабочих мест.
...Определенные возможности наращивания мощностей есть по всем другим действующим маршрутам. И перспективы здесь широкие: так, вторая фаза Кашагана "привязывается" к транскаспийскому направлению с выходом на трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан и отдельно на порты Черного моря...
Руководитель Кабмина Карим Масимов не раз акцентировал внимание на том, что при всей важности диверсификации как таковой и коммерческой целесообразности важнее всего – это понимание и ощущение инвестора, что ты желанный партнер в любом проекте.
– Правительство Казахстана будет фокусироваться на работе с нефтегазовой промышленностью для того, чтобы обеспечить самые высокие стандарты и должный баланс между сохранением экологии и достижением необходимых целей производства, – сказал в одном из своих выступлений Премьер.
Нефтегазовая промышленность по объективным причинам в ближайшее десятилетие, а может, и двадцать лет будет оставаться "хребтом" национальной экономики, локомотивом ее роста. Поэтому усилия государства направляются не только на наращивание физических объемов добычи, а в первую очередь на развитие производств по глубокой переработке, получение продукции с высокой добавленной стоимостью. То есть на превращение сырьевого сектора в высокотехнологичный.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан – ОИК: состояние и перспективы взаимодействия 31.12.2010
Добыто впрок, переработано – на совесть 31.12.2010
На конец 2010 года количество интернет-пользователей в Казахстане составляет 4,3 млн. человек 31.12.2010
Валовой внешний долг Казахстана за 9 месяцев снизился на 0,4% 31.12.2010
Недропользователям предоставлен выбор 31.12.2010
Государство поддержит перспективы 31.12.2010
Предновогодняя акция протеста 31.12.2010
"Казмортрансфлоту" присвоен рейтинг GAMMA на уровне GAMMA-4+ 31.12.2010
Активы казахстанских банков в ноябре сократились на 1,5% 30.12.2010
Евразийский банк развития сообщил о расширении сотрудничества с социально-предпринимательскими корпорациями Казахстана 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.08.19 Воскресенье
79. БИТИМБАЕВ Марат
74. МУКАТАЙ Ораз
74. САГИТОВ Абай
72. ГАРТМАН Владимиp
72. НУРУЛЫ Саламат
71. КОЙГЕЛЬДИЕВ Мамбет
71. ТУМАНОВ Бауыржан
68. СМАГУЛОВ Кайрат
67. ИВАНОВ Леонид
66. ЖУМАГУЛОВ Бакытжан
66. ЛЕФТЕР Виктор
65. АТЫГАЕВА Зекеш
63. САВАНКОВ Александр
62. ВЫБОРОВ Анатолий
61. СУЛТАНОВ Ахметжан
...>>>
19.08.19 Понедельник
93. БАЦУЛА Александр
73. АШИРОВ Амангельды
71. АНДРЮЩЕНКО Александр
71. ТУТКУШЕВ Бексултан
69. БУКАНОВ Сайран
68. БАЙТЛЕСОВ Каиртай
66. УСКЕНБАЕВА Раиса
65. ТОЙБАЕВ Аскар
64. БЕЛОВИЧ Александр
64. САТЖАНОВ Кенжебай
61. ЖАНАЙДАРОВ Искандер
60. БАЙГАЗИЕВ Бекет
57. АБИЛОВ Елубай
57. ЖАНБИРОВ Молдагали
56. КАРИМОВА Шолпан
...>>>
20.08.19 Вторник
81. АБИЛЬГАЗИН Карим
75. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
75. МЕДЕУОВ Есенгельды
73. ЕДРЕСОВ Каирлы
72. ШАЙМАНОВ Багдат
68. ЛИ Валерий
68. САТКАЛИЕВ Молдагали
67. АИПОВ Курмангалий
67. ШЕР Раиса
66. МУМИНОВ Талгат
65. БАЙМУРАТОВА Алтын
63. БОЛЫСБЕКОВ Марат
63. ФЕДОТОВ Виктор
62. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
62. УСКЕНБАЕВ Булат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz