Выписка из постановления №35 от 22 октября 2010 года "О результатах контроля эффективности налогового и таможенного администрирования в учреждениях и организациях Южно-Казахстанской области в 2009-2010 годах, а также на соответствие использования средств целевых трансфертов на развитие, выделенных области, законодательству Республики Казахстан"
1. Министерству финансов Республики Казахстан до 1 февраля 2011 года: 1) провести проверку в Налоговом департаменте по ЮКО по выявленным фактам низкой эффективности налоговых проверок в ТОО "Кас-Мунай" и "Базис-А"; 2) организовать проведение налоговой проверки в ТОО "ТПК Торп" на предмет сокрытия доходов по взаиморасчетам с ТОО "Кас-Мунай" и полноты уплаты налогов в бюджет; 3) рассмотреть обоснованность оплаты стоимости разработки ПСД, предусмотренной в сводном сметном расчете на строительство объектов здравоохранения и образования, за счет выделяемых из республиканского бюджета целевых трансфертов на развитие.
2. Агентству Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2011 года внести изменения и дополнения в Строительные нормы и правила по объектам социальной сферы, предусматривающие удешевление их стоимости. Предусмотреть в нормативных правовых актах норму, ограничивающую заключение с одним поставщиком договоров на строителъно-монтажные работы, разработку ПСД, а также организацию авторского и технического надзора за ходом строительства.
3. Комитету по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан до 1 декабря 2010 года провести служебное расследование по фактам отсутствия у Департамента по исполнению судебных актов по Южно-Казахстанской области изъятой и переданной ему в июне 2010 года партии одежды общей стоимостью 0,6 млн.тенге, а также уничтожения продуктов питания на сумму 0,8 млн.тенге.
4. Акиму Южно-Казахстанской области до 1 февраля 2011 года принять необходимые меры по: 1) устранению нарушений, выявленных Счетным комитетом в ходе контроля и отраженных в актах, а также рассмотрению ответственности должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при расходовании средств целевых трансфертов на развитие; 2) исполнению подрядными организациями не выполненных ими ранее объемов строительных работ в соответствии с договорными обязательствами на общую сумму 56,4 млн.тенге, предъявлению им штрафных санкций за несвоевременное исполнение договорных обязательств, а также возврату средств, использованных на корректировку ПСД за счет целевых трансфертов на развитие в общей сумме 165,9 млн.тенге с перечислением их в доход республиканского бюджета согласно приложению; 3) исполнению решений судов по обращению в доход государства признанного бесхозяйным имущества; 4) передаче на балансы эксплуатирующих организаций принятых в эксплуатацию объектов строительства, постановке на баланс отдела ЖКХ г. Шымкент приобретенных за счет бюджетных средств квартир; 5) проведению служебных проверок по фактам: передачи без подтверждающих документов отделом строительства г. Шымкент в ТОО "КазTechEuroBuilding" 10 квартир в сданном в эксплуатацию в 2009 году 40-квартирном жилом доме № 5 в мкр. "Нурсат"; несвоевременной сдачи в эксплуатацию центральной районной больницы на 150 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену в селе Абай Сарыагашского района и противотуберкулезной больницы в п. Аксукент Сайрамского района. По результатам принять необходимые решения. 6) вводу в эксплуатацию в 2010 году областной детской больницы на 300 коек с поликлиникой на 240 посещений в смену в г. Шымкент.
* * *
Заключение по результатам контроля полноты и своевременности поступлений налогов и других обязательных платежей в республиканский бюджет, эффективности налогового и таможенного администрирования, а также соответствия использования средств республиканского бюджета (целевых трансфертов) законодательству Республики Казахстан в учреждениях и организациях Южно-Казахстанской области в 2009-2010 годах (основные положения)
Цель контроля Определение полноты и своевременности поступлений налогов и других обязательных платежей в республиканский бюджет, эффективность налогового и таможенного администрирования, а также соответствие использования средств республиканского бюджета (целевых трансфертов) законодательству Республики Казахстан
Предмет контроля Республиканские бюджетные программы 004 "Целевые трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры", 005 "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения и областному бюджету Алматинской области и бюджету города Алматы для и бюджету города Алматы для сейсмоусиления объектов здравоохранения", 009 "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры в соответствии с программой "Нурлы-кеш", 011 "Целевые трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на строительство и (или) приобретение жилья государственного жилищного фонда", 012 "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на строительство и реконструкцию объектов образования и областному бюджету Алматинской области и бюджету города Алматы для сейсмоусиления объектов образования", 015 "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы для индустриально-инновационной инфраструктуры" и 017 "Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на развитие системы водоснабжения"
Объекты контроля Государственные учреждения: "Налоговый департамент по Южно-Казахстанской области Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан", "Департамент таможенного контроля по Южно-Казахстанской области Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан", "Управление финансов Южно-Казахстанской области", "Налоговое управление по г. Шымкенту", "Управление экономики и бюджетного планирования Южно-Казахстанской области", "Управление строительства Южно-Казахстанской области", "Управление предпринимательства и промышленности Южно-Казахстанской области", "Отдел строительства города Шымкента", "Ордабасинский районный отдел строительства, архитектуры и градостроительства", "Отдел строительства Толебийского района", "Отдел строительства Сайрамского района", "Отдел строительства, архитектуры и градостроительства Тюлькубасского района", "Отдел архитектуры и градостроительства города Кентау", "Отдел строительства Сарыагашского района", "Дирекция специальной экономической зоны "Онтустiк"
Период, охваченный контролем 2009 и первое полугодие 2010 года
В ходе контроля установлено: 1. Результаты контрольного мероприятия в учреждениях и организациях Южно-Казахстанской области показали наличие отдельных недостатков и неиспользованных возможностей в эффективном налоговом и таможенном администрировании; установлены факты использования бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов на общую сумму 645,7 млн.тенге, из которых в ходе контроля восстановлено по учету Отдела строительства г. Шымкента в сумме 0,467 млн.тенге. 2. Налоговым департаментом по Южно-Казахстанской области не на должном уровне проводится работа по снижению переплаты налогов (КПН и НДС) и недоимки. Так, на 1 января 2010 года при поступлениях в республиканский бюджет налогов и других обязательных платежей в общей сумме 45,8 млрд. тенге переплата по КПН и НДС составила 38,5 млрд. тенге, а недоимка - 14,8 млрд. тенге (на 1 июля 2010 года - 20,3 млрд. тенге). Вследствие неэффективного администрирования налогов и других обязательных платежей взыскано 0,8 млрд. тенге или 3,5 % от доначисленных по результатам проверок (23,1 млрд. тенге). При этом большинство налоговых проверок завершались с нулевыми результатами или незначительными доначислениями. Из республиканского бюджета экспортерам, имеющим минимальную налоговую нагрузку (менее 1 %), возмещен НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, порядка 1,0 млрд. тенге. Инвестиции из республиканского бюджета в экономику региона на строительство школ, больниц не дают мультипликативного эффекта в виде увеличения поступления местных налогов, занятости населения и создания новых производств. Налоговыми органами контроль за налогоплательщиками осуществляется не на должном уровне. В результате в местный бюджет недопоступили за 2009 год, по оценке Счетного комитета, только от 33 налогоплательщиков порядка 1,0 млрд. тенге индивидуального подоходного и социального налогов. 3. Действующий механизм взыскания в бюджет задолженности по таможенным платежам, образовавшейся по результатам проверок по Южно-Казахстанской области по состоянию на 1 сентября 2010 года в сумме 410,3 млн.тенге, не предусматривает эффективных принудительных мер к таким должникам. Местными исполнительными органами не исполняются отдельные решения судов по обращению в доход государства признанного бесхозяйным имущества в установленные законодательством Республики Казахстан сроки. Так, не реализованы и не обращены в доход государства признанные в 2009 году решениями судов бесхозяйными 16 единиц автотранспортных средств с общей таможенной стоимостью 6,7 млн.тенге. Установлены факты реализации Администратором судов по Южно-Казахстанской области меди, стали высшего сорта, одежды и парфюмерии по стоимости, значительно ниже таможенной, всего на общую сумму 11,3 млн.тенге, утери и уничтожения товаров (продукты питания) на сумму 0,8 млн.тенге без создания соответствующей комиссии и заключения органов санитарно-эпидемического надзора. Отсутствует изъятая таможенным органом и переданная в июне 2010 года Администратору судов по Южно-Казахстанской области партия одежды с общей таможенной стоимостью 0,6 млн.тенге. 4. В 2010 году одной из причин увеличения бюджетных ассигнований бюджету Южно-Казахстанской области явилось включение в расходы республиканского бюджета продолжения финансирования инвестиционных проектов, реализация которых была начата в предыдущие годы, и своевременно не завершена. Так, в 2010 году продолжено финансирование проблемных объектов (долгостроев) социальной сферы, строительство которых было начато еще в 2003-2007 годы и осталось незавершенным ввиду недостаточного финансирования и неэффективности действий заказчиков, осуществлявших координацию и реализацию этих проектов в указанный период, что привело к удорожанию ПСД этих объектов и соответственно увеличению расходов республиканского бюджета на общую сумму 3 724,5 млн.тенге. Таким образом, на протяжении ряда лет в республиканский бюджет включались инвестиционные проекты, не обеспеченные финансированием, что, в конечном счете, привело к увеличению расходов республиканского бюджета. При произведенном секвестировании расходов по строительству в Южно-Казахстанской области по четырем объектам здравоохранения некоторым подрядным организациям уже была произведена оплата на общую сумму 257,3 млн.тенге за выполненные объемы работ и разработку ПС Д. На строительство профильного технического лицея на 360 учащихся с общежитием на 180 мест в селе Шаян, Байдибекского района сметной стоимостью 2 533,8 млн.тенге, в расходах республиканского бюджета на 2009-2010 годы утвержден лимит финансирования на общую сумму 673,1 млн.тенге. Между тем, продолжение финансирование строительства в расходах республиканского бюджета на 2011 год на оставшуюся сумму стоимости строительства 1 860,7 млн.тенге не предусмотрено. 5. Включение в стоимость заключенных с подрядчиками договоров на строительство объектов затрат на разработку ПСД и ее экспертизу, а также осуществление технического и авторского надзора за ходом строительства приводит службы технического надзора и генпроектировщика в зависимость от подрядчика. Управлением строительства и его городскими (районными) отделами строительства заключались договоры на строительство объектов здравоохранения, образования и др. при отсутствии утвержденной в установленном порядке ПСД и госэкспертизы по рабочим проектам. Несмотря на выявленные в рабочих проектах при строительстве объектов недостатки и просчеты при проектировании, повлиявшими на корректировки сметной стоимости строительства в сторону увеличения, штрафные санкции к проектировщикам не предъявлялись. В результате некачественной разработки типовых проектов ПСД (заказчик - Министерство образования и науки РК) на строительство школ в рамках проекта "Строительство 100 школ и 100 больниц" возникла необходимость корректировки ПСД по 13-ти объектам, что привело к удорожанию стоимости проектов на сумму 1 808,5 млн.тенге и несвоевременному освоению бюджетных средств 1370,5 млн.тенге. Общая стоимость 13-ти объектов образования увеличилась на 10 процентов от первоначальной стоимости. 6. Управлением и Отделами строительства области практикуется оплата расходов на разработку ПСД и ее экспертизу в рамках заключаемых договор на выполнение подрядных работ на строительство объектов здравоохранения, образования и инженернойкоммуникационной инфраструктуры. 7. При некачественно выполненных строительных работах на сумму 42,3 млн.тенге в августе 2010 года приняты в эксплуатацию средние школы на 1200 ученических мест в поселке Турлан г. Шымкент и в микрорайоне "Самал" г. Ленгер. В не принятой в эксплуатацию неполной средней школе им. Толеби на 250 мест в селе Оймаут Сайрамского района с 1 сентября 2010 года началось обучение 112 учеников. В двух средних школах области из-за отсутствия в их штате должностей врача-стоматолога не эксплуатируется с момента приобретения стоматологическое и иное оборудование на общую сумму 1,5 млн.тенге. 8. При действующей в селе Ащыколь Сарыагашского района и отремонтированной в 2010 году средней школе постройки 1991 года с загруженностью на 85 процентов без соответствующего обоснования здесь же начато в 2008 году строительство новой средней школы сметной стоимостью 410,2 млн.тенге, которое продолжается свыше двух лет при нормативе строительства 8 месяцев. 9. Строительство двух поликлиник в г. Шымкенте было начато в 2008 году без заключений государственной экспертизы при еще не утвержденных рабочих проектах повторного применения. Управлением строительства оплачены подрядчикам расходы на привязку рабочих проектов, не предусмотренных паспортом программы в общей сумме 53,4 млн.тенге. В связи с просчетами генпроектировщика в локальной смете на строительство поликлиники № 6 не произведено уменьшение на 20,5 млн.тенге стоимости мед оборудования При этом заказчиком проплачено подрядчику 118,8 млн.тенге при не проведенном монтаже и пусконаладочных работах медоборудования. 10. Из-за не обеспечения строящейся с 2005 года областной детской больницы на 300 коек в г. Шымкенте (затрачено-5569,5 млн.тенге) электроснабжением (свыше 1400 кВт), не могут быть завершены работы по пусконаладке медицинского технологического оборудования, продувке вентиляционной системы и др. работы. По оценке Счетного комитета ввод в 2010 году этой больницы в эксплуатацию проблематичен. 11. Построенная ТОО "Ю и К" в 2009 году центральная районная больница на 150 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену в селе Абай Сарыагашского района общей стоимостью 2 183,1 млн.тенге из-за отсутствия оплаченного Управлением строительства для оснащения некоторых видов медицинского оборудования стоимостью 31,6 млн.тенге, не включенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, зарегистрированных и разрешенных к применению на территории в Республике Казахстан, до настоящего времени не сдана в эксплуатацию, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств. 12. В нарушение условий договора Отделом строительства г. Шымкента переданы ТОО "КазTechEuroBuilding" (подрядчик) 10 квартир в построенном 40 квартирном жилом доме в мкр. "Нурсат" с бюджетными затратами в сумме 158,0 млн.тенге. В течение 2008-2009 годов ТОО "КазTechEuroBuilding" использовало перечисленные Отделом строительства г. Шымкента в 2008 году средства в сумме 561,6 млн.тенге при не поставки им жилья площадью 8 872,4 кв.м, которое фактически получено только в 2009-2010, при этом меньше на 32,4 кв.м на сумму 2,1 млн.тенге. Штрафные санкции в сумме 11,1 млн.тенге товариществу за неисполнение условий договоров не предъявлялись. 13. В 2009 году Отделом строительства г. Шымкента заключен договор на приобретение в г. Шымкенте у ИП "Мырзабаева Х.С." жилья общей площадью 1 587,0 кв.м., по которому перечислено 100,0 млн.тенге. Переданные в Отдел ЖКХ г. Шымкента лишь 9 августа 2010 года эти квартиры в органах юстиции на нового собственника (Отдел ЖКХ) не зарегистрированы, на баланс в коммунальную собственность не приняты. Член Счетного комитета Зинаида Загоскина, "Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета", 2010, IV квартал |