www.atameken-kz.com, 1 марта
25 февраля 2011 года Министерством образования и науки Республики Казахстан совместно с Ассоциацией высших учебных заведений РК и Национальной Экономической Палатой "Союз "Атамекен" на базе Алматинского университета энергетики и связи проведен Республиканский семинар по вопросам подготовки кадров с участием работодателей. В работе семинара приняли участие около 100 представителей высших учебных заведений, промышленных предприятий-заказчиков специалистов, Департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан, Национальной Экономической Палаты Казахстана "Союз "Атамекен", Ассоциации высших учебных заведений Республики Казахстан. На семинаре были заслушаны и обсуждены доклады на темы: "Современная система подготовки кадров с высшим образованием с участием работодателей", "Пути взаимодействия рынка труда и рынка образования", "Международный опыт участия работодателей в подготовке инженерных кадров", "Трудоустройство и карьера – стратегическая цель образовательного процесса", "Пути совершенствования подготовки кадров в связи с переходом на многоуровневую подготовку кадров", а также поделились опытом участия работодателей в деле подготовки специалистов. Участники семинара отметили, что к традиционным формам участия работодателей в подготовке кадров с высшим образованием за последние годы прибавились новые виды: создание Корпоративных университетов, вузовских филиалов и учебных полигонов на предприятиях-заказчиках, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров. Вместе с тем, с переходом на рельсы рыночной экономики и внедрением многоуровневой системы образования взаимодействие высшей школы и заказчиков кадров претерпели существенные изменения. Серьезные трудности возникли в вопросах организации производственных практик, имеют место оторванность образовательных программ от требований рынка труда, потребностей производства, ожиданий работодателей. Работодатели не в полной мере учитывают изменения в квалификационных уровнях выпускников бакалавриата, не имеют информации о назначении профильного направления магистратуры, что объективно снижает их участие в вопросе подготовки кадров. Участники Республиканского семинара констатируют, что в целях обеспечения проектов форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны высококвалифицированными специалистами, владеющими современными знаниями, инновационными технологиями производства, креативным мышлением, необходимо объединение усилий высших учебных заведений и представителей рынка труда, пересмотреть содержание и технологии обучения в вузах, учитывать происходящие изменения в реальном секторе экономики и производстве, что должно найти свое отражение в новом формате взаимодействия рынка труда и рынка образования.
Республиканский семинар рекомендует: 1. Министерству образования и науки РК: 1) рассмотреть возможность создания национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров; 2) совместно с Национальной Экономической палатой "Союз "Атамекен" проработать вопросы: - разработки нормативно-правового акта, регламентирующего обязанности работодателей по предоставлению баз профессиональных практик; - вывода образовательной среды из под государственных закупок; - разработки профессиональных стандартов по специальностям "Туризм", "Электроэнергетика"; - создания рабочих групп и их обучения по разработке профессиональных стандартов. 2. Ректорам вузов: 1) совместно с работодателями: - сформулировать ключевые компетенции выпускников по уровням образования; - провести мониторинг потребностей в кадрах с высшим образованием в разрезе специальностей; - заключать договора о прохождении производственных практик и возможностью последующего трудоустройства выпускников. 2) привлекать работодателей в учебный процесс, к экспертизе образовательных программ, учебных программ дисциплин, программ производственных практик, написанию учебников и иных учебно-методических материалов; 3) разрабатывать государственные общеобязательные стандарты высшего и послевузовского образования нового поколения с участием работодателей; 3. Работодателям и представителям предприятий-заказчиков кадров: 1) принимать активное участие в разработке государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования с учетом мирового опыта; 2) создавать профессиональные сообщества и ассоциации, предметом деятельности которых станет присвоение квалификации выпускникам высших учебных заведений; 3) начать подготовительную работу по разработке профессиональных стандартов и формированию национальной квалификационной системы; 4) широко поддерживать государственно-частное партнерство в деле подготовки кадров: оснащение вузов современным оборудованием, целевая подготовка специалистов, повышение квалификации кадров, совместные научные исследования, внедрение научных разработок в производство. |