www.kmg.kz, 2 марта
2 марта в г. Алматы состоялась встреча руководства The Rompetrol Group с представителями ведущих деловых СМИ. Толеген Бозжанов, управляющий директор по развитию бизнеса АО НК "КазМунайГаз" и председатель Совета Директоров The Rompetrol Group, Садуохас Мералиев, генеральный директор The Rompetrol Group, и Дмитрий Григорьев, заместитель генерального директора по финансам группы The Rompetrol Group, представили журналистам анализ текущего состояния и перспективы развития компании. Как сообщалось ранее, приобретение The Rompetrol Group было осуществлено в 2007 году дочерней компанией НК КМГ – АО "КазМунайГаз" – переработка и маркетинг" в соответствии с поручениями Главы государства и Правительства Республики Казахстан по выходу казахстанских национальных компаний на международные рынки. Данное приобретение обеспечило НК КМГ доступ к стабильному и растущему европейскому рынку для реализации казахстанских энергоресурсов. Таким образом, НК КМГ получил возможность выхода на 12 европейских рынков с населением более 300 млн. человек. При этом рынок Румынии является в наибольшей степени привлекательным и географически наиболее приближенным к Казахстану рынком Европы. Стоимость приобретения 100% пакета акций группы The Rompetrol Group составила 1,750 млн. долл. США и была определена в результате детального анализа с привлечением международных экспертов, таких как ABN AMRO, PriceWaterHouseCoopers, Norton Rose, Wolf Theiss, Purving&Gertz, ENW, ERM. Инвестиционный банк ABN AMRO выпустил официальное заключение о "справедливости сделки" (fairness opinion), утвержденное кредитным комитетом банка. Негативные последствия мирового финансового кризиса отразились на деятельности и результатах The Rompetrol Group, так же как и на показателях других крупных компаний. В 2007 году на момент приобретения The Rompetrol Group, когда фаза активного экономического роста сменилась падением всех макроэкономических показателей, маржа на нефтепереработку снизилась с 12 долларов в докризисный период до 2-3 долларов за баррель. В 2008 и 2009 годах маржа на нефтепереработку оставалась на том же низком уровне. Только в начале 2010 года был отмечен постепенный рост, связанный с началом выхода из кризисного периода. В 2009 году в рамках реализации антикризисной программы общее сокращение издержек по The Rompetrol Group составило 180 млн. долл. США. В 2010 году расходы были сокращены на 30 млн. долл. США, в планах на 2011 год оптимизировать еще порядка 90 млн. долл. США. Ожидается, что в результате принятых мер, общие издержки снизятся с 872 млн. долл. США до 600 млн. долл. США. Итогом реализации данной программы стало не только сохранение структуры основных активов The Rompetrol Group в условиях мирового кризиса, но и завершение программы модернизации НПЗ – Petromidia, целью которой являлось соответствие стандартам Евро 5 и улучшение корзины получаемых нефтепродуктов в сторону увеличения объемов дизельного топлива и средних дистиллятов, пользующихся повышенным спросом на европейских рынках. На сегодняшний день нефтеперерабатывающие и нефтехимические мощности The Rompetrol Group являются наиболее современными и оснащенными в Восточной и Центральной Европе. Согласно исследованиям компании Solomon Associates, Inc., The Rompetrol Group входит в первые 40 НПЗ Европы по показателям эффективности и затрат на нефтепереработку и значительно превышает аналогичные показатели казахстанских НПЗ. С начала 2011 года мировые рынки нефти и нефтепродуктов демонстрируют положительную динамику экономического роста, что оказывает непосредственное влияние на уровень маржи на нефтепродукты. Данный факт положительно отразился и на результатах The Rompetrol Group: в январе 2011 года The Rompetrol Group уже показал положительный чистый результат. Стратегическое управление НК КМГ сосредоточено на продолжении оздоровления финансово-экономической ситуации в The Rompetrol Group. Учитывая период эксплуатации нефтеперерабатывающих активов и их капиталоемкость, The Rompetrol Group играет важную роль в долгосрочной стратегии АО НК "КазМунайГаз", которая предполагает обеспечение рынков для увеличивающихся объемов экспорта энергоресурсов из Казахстана. Поэтому приоритеты менеджмента компании можно условно разделить на три этапа. В краткосрочной перспективе основным приоритетом The Rompetrol Group является завершение программы модернизации НПЗ Petromidia с целью улучшения корзины выпускаемых нефтепродуктов и, следовательно, повышению конкурентоспособности и выходу на положительные экономические результаты. В среднесрочной перспективе основным приоритетом является увеличение доли рынка в основных европейских странах присутствия с целью повышения объемов реализуемых нефтепродуктов и улучшения экономических показателей. В долгосрочной перспективе, когда объемы экспорта нефти из Казахстана значительно увеличатся, The Rompetrol Group должен послужить надежной платформой для дальнейшего развития стабильной базы реализации казахстанских энергоресурсов на европейских рынках. |