Рысты АЛИБЕКОВА, "Казахстанская правда", 4 марта
Покупая любой товар, будь то продукты питания, мебель или автомобили, мы не задумываемся о том, какова в них доля казахстанского содержания. И, признаемся, не всегда при выборе товаров отдаем предпочтение отечественным. Между тем развитие казахстанского содержания, которое в свете последних интеграционных процессов все чаще определяют как местное (от англ. Local content), – один из важнейших показателей экономического благополучия страны. Увеличение казахстанского содержания свидетельствует о росте производства, укреплении позиций национальной индустрии. На его повышение были нацелены политика импортозамещения, кластерного развития, Стратегия индустриального развития, а с прошлого года – Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития. Об изменениях в политике развития местного содержания – беседа нашего корреспондента с директором департамента местного содержания Министерства индустрии и новых технологий Сериком КАМЕЛИ. – Прежде чем вникнуть в проблемы развития отечественного производства, нужно было ответить на главный вопрос: что производить? – Да, требовалось проведение детального анализа, маркетинга, чтобы товаропроизводитель имел представление о том, какая продукция сегодня наиболее востребована. Взяв данные за 5 лет (2004–2009 годы), мы вывели 281 товарную позицию, по которой доля импорта наиболее высока. Причем мы определили не только самые востребованные товары, но и их потенциальных отечественных производителей. Скажем, в нефтяной отрасли существует серьезная потребность в устьевом оборудовании, только в 2010 году составившая сумму более 741 млн. тенге. А в горно-металлургической отрасли крайне востребованы, например, буровые станки, перфораторы. – Тем самым вы подали сигнал отечественным товаропроизводителям: вот та продукция, выпуск которой гарантирует им сбыт. Каков следующий шаг? – В рамках действующей программы "Дорожная карта бизнеса-2020" промышленные предприятия получают поддержку в виде субсидирования процентной ставки, гарантирования и других мер. Наряду с этим разрабатываются программа "Производительность-2020", проект Закона об индустриальной политике, где также предусматриваются различные льготы и преференции. Благодаря изменениям, внесенным в законодательство о развитии казахстанского содержания, недрах и недропользовании, в 2010-м доля продукции отечественных предприятий в закупках государственных органов составила более 70%. Объем закупок компаний-недропользователей у отечественных производителей превысил 1,7 триллиона тенге, или 64,3%. Для экономического стимулирования товаропроизводителей мы прорабатываем механизм заключения долгосрочных контрактов, а также просчитываем эффект от их реализации. Предприятия, в которых участвует государство, воспринимают эти нововведения положительно. А у иностранных инвесторов возникают вопросы. Они выражают готовность приобретать отечественный товар, но в том случае, если он идентичен импортируемому. Особо стоит вопрос качества продукции. Скажем, европейские компании следуют европейским стандартам, американские – американским. Но отечественный производитель не имеет возможности выпускать товар, соответствующий стандартам всех стран. Поэтому актуальной представляется систематизация всех стандартов, принятие единого стандарта, отвечающего условиям работы и Таможенного союза, и Единого экономического пространства, и Евросоюза, и США. – В конце прошлого года Правительством была утверждена Программа развития казахстанского содержания на 2010–2014 годы. Какие нормы в ней прописаны? – Целью программы является создание условий для устойчивого развития отечественного производства конкурентоспособных товаров, работ и услуг, а также продвижения их на внутреннем рынке. В данной программе мы четко установили целевые индикаторы. Так, к 2014 году планируется увеличить долю казсодержания государственных органов, системообразующих предприятий, фонда "Самрук-Казына", национальных холдингов и компаний в закупках товаров – до 60%, а работ и услуг – до 90%. В отношении недропользователей к заданному сроку намечается достичь данного показателя по товарам – до 16% и работам и услугам – до 85%. Это объясняется спецификой отраслей: для налаживания ряда производств необходимо либо разработать, либо приобрести определенные новые технологии. Стоит отметить, что большой потенциал для отечественных производителей кроется в сфере недропользования, особенно с началом освоения Кашагана, вводом третьей очереди ТШО. Уверен, что мы достигнем всех намеченных в документе результатов. – И все же для крупных компаний, заказчиков требования по соблюдению условий местного содержания, прямо скажем, как лишняя обуза... – Проблем развития местного содержания, действительно, остается немало. Так, в некоторых контрактах на недропользование отсутствуют цифровые обязательства по казсодержанию. А раз норма отсутствует, недропользователь не заинтересован покупать у отечественного производителя товар в большом количестве. В этой связи мы работаем над заключением дополнительных соглашений с недропользователями с указанием конкретной доли казсодержания. Кроме того, некоторые монополисты, доминанты рынка не получают сертификаты СТ-КZ, дабы не нести дополнительные затраты. Получается, что заказчик, приобретая у них товар, судя по документам, не покупал его у отечественного производителя. Поэтому мы будем пересматривать правила выдачи сертификатов СТ-КZ в части их упрощения для таких субъектов. К сожалению, на сегодня единая методика расчета казсодержания является очень громоздкой и затруднительной. По этой причине для ее расчета компаниям приходится создавать отдельные структурные подразделения, набирать сотрудников. В этом году мы планируем пересмотреть эту методику, облегчив и упростив ее. Вместе с тем в целях развития отечественного производства мы планируем создать проектно-консалтинговые компании с участием мировых лидеров. Это позволит уже на стадии проектирования закладывать отечественный товар, отечественную работу или услугу. Все проекты, которые будут разрабатываться или утверждаться в строительной, градостроительной сфере или в недропользовании, мы намечаем проверять на долю местного содержания. И при необходимости рекомендовать отечественных товаропроизводителей, зарегистрированных в нашем реестре. – На открытость и прозрачность закупок огромное влияние оказывает использование информационных технологий... – Бесспорно, это одна из форм поддержки производителей – обеспечение прямого доступа к информации, прозрачность закупочного процесса и его высокая технологичность. Это интернет-портал "Казахстанское содержание", на котором любой заказчик может посмотреть информацию об отечественных товаропроизводителях Казахстана и "Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию и их производителях". Эти интернет-ресурсы – информационные мосты для поставщиков и производителей. На портале "Казахстанское содержание" автоматически указывается доля казсодержания в товаре, а также содержатся данные об объявлениях, планах закупок госорганов, нацкомпаний, недропользователей. На сегодня на нем зарегистрировано более 800 производителей и 17 тысяч потребителей, есть данные о закупках 97 системообразующих, 9 национальных компаний, 5 социально-предпринимательских корпораций и 2 концессионеров, что облегчает работу по мониторингу и повышает отчетность. Касательно второй системы "Реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию и их производителях", то здесь на сегодня насчитывается 10 030 поставщиков и 400 компаний-заказчиков. Следует отметить, что число участников постоянно растет. Если в середине 2010 года здесь было зарегистрировано 60% недропользователей, то на сегодня – почти 100%. Лишь семь компаний нефтегазового сектора пока не числятся в реестре. Ежедневно на этом ресурсе – более тысячи посетителей. С начала 2010-го в реестре недропользователями было опубликовано более 7 тысяч объявлений о закупе товаров, работ и услуг. Это заметно повлияло на повышение предоставления отчетности о приобретенных товарах, работах и услугах и выражается в конкретных цифрах. По итогам 2010 года были предоставлены отчеты от 202 компаний – недропользователей горнорудного сектора, что вдвое выше аналогичного показателя предыдущего года. – По Закону "О развитии казахстанского содержания" предусматривается ответственность за нарушения условий развития местного содержания. Какие меры на практике применяются? – В части госзакупок аудит на соблюдение законодательства о казсодержании проводят Комитет финансового контроля Минфина и его территориальные подразделения. Закон "О развитии казсодержания" вступил в силу год назад. И уже сегодня мы видим, в каких направлениях допускаются нарушения. Самое распространенное из них – непредоставление отечественным товаропроизводителям условной скидки в размере 20%. В ближайшее время мы планируем провести большую проверку среди предприятий, в первую очередь добывающих углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые, на предмет соблюдения условий казсодержания. Ее итоги будут объявлены до конца года.
|