NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 03:52 ast
01:52 msk

Мажилис: вопросы развития исламских финансов
Существующие механизмы регистрации права собственности делают предоставление Банком корпоративной мурабаха неконкурентным по сравнению с традиционными банками
11.03.2011 / экономика

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 10 марта

Вопросы развития исламских финансов в рамках Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения РК рассмотрены сегодня в Мажилисе. Этой теме был посвящен семинар с участием депутатов Мажилиса, Министерства финансов, АФ и Агентства РФЦА г. Алматы (регулирование деятельности регионального финансового центра).
На заседании председательствовала глава Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжан Карагусова.
На семинаре выступили: председатель Агентсва РФЦА Аркен Арыстанов, а также – председатель Ассоциации развития исламских финансов, советник по исламским финансам вице-премьера – министра индустрии и новых технологий Ерлан Байдаулет (тема – "Особенности выпуска суверенных и корпоративных сукук (исламских облигаций). И наряду с этим – финансовый директор, член правления AL HiLaL Bank в Казахстане Айдын Таиров (тема – "Актуальные вопросы развития исламского банкинга"):

Уважаемые депутаты,
Как известно, ровно год назад в рамках межгосударственного соглашения, подписанного Правительствами Казахстана и Абу Даби АО Исламский банк "Аль Хилал" получил лицензию на проведение банковских операций АФН. За короткий промежуток времени были сделаны определенные достижения. В Казахстане сейчас 39 банков второго уровня, и мы являемся 31-м банком из 39 по размеру активов (6,810,153 тыс. тенге) и 26-м банком из 39 по размеру капитала (6,015,155 тыс. тенге)
Коротко о самом банке. Акционером нашего Банка является Правительство Абу Даби в лице Al Hilal PJSC. Наш Акционер принят решение прийти в Казахстан в разгар финансового кризиса№В то время ситуация могла стать лучше либо могла значительно ухудшиться. Но несмотря на это наш Акционер, Правительство Абу Даби, не заинтересовано в краткосрочных целях. Они нацелены на долгосрочные отношения с Казахстаном. Как Вы знаете, Казахстан и ОАЭ имеют братские отношения длительное время и наш Банк является результатам таких ценных отношений. В настоящий момент Банк представлен филиалом в Астане и головным офисом в Алмате. В ближайшее время планируется открыть филиал в Шымкенте и Алматы. Объем кредитного портфеля составляет примерно 35 млн долларов. Основные источники финансирования собственный капитал банка и депозиты головного банка. Банк действует по законодательству РК и принципам Шарита, контроль, за выполнением которых осуществляет Совет по Шариату (независимый орган Банка). Основные продукты Банка – товарная мурабаха (финансирование торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита), иджара (лизинг), исламские инвестиционные депозиты и операции вакала.
Год назад при составление Бизнес-Плана Банк планировал к концу года иметь портфель в размере 250 млн долларов. Позвольте мне рассказать о проблемах (объективных и субъективных), с которыми наш банк столкнулся при достижении поставленных планов. Среди объективных причин можно назвать существенное улучшение экономической ситуации в казахстанском банковском секторе благодаря государственной поддержке банковского сектора и благоприятной конъюнктуры на основные статьи экспорта. Как известно, исламское финансирование планировалось как альтернативный резервный источник финансирования для экономики Казахстан в разгар кризиса.
Среди субъективных причин хотел бы отметить необходимость дополнительного совершенствования законодательства в особенности налогового и банковского с целью гармонизации условий деятельности для традиционных и исламских банков. Как известно, деятельность исламских банков регулируется сводом поправок в Гражданский, Налоговый Кодексы, Банковское законодательство, и прочие нормативные документы, вступившие в силу в марте 2009 года. Стоит отметить, что экспертами и законодателями была проделана огромная работа, учитывая отсутствие практики исламского финансирования в Казахстане. В настоящий момент, учитывая реальную практику, связанную с осуществлением исламских банковских продуктов мы видим необходимость дальнейшего усовершенствования законодательной базы.
Среди законодательных нормативных документов требующих усовершенствования можно выделить три основных направления:
• Совершенствование банковского и налогового законодательства, направленного на гармонизацию режимов для традиционных и исламских банков
• Упрощение процесса регистрации сделок по исламскому финансированию
• Совершенствование нормативных документов АФН и НБРК с учетом специфики деятельности исламских банков.
В частности, в закон о банках необходимо внести изменения регламентирующие операции вакала и товарная мурабаха. К сожалению, на момент разработки нормативных актов по исламскому финансированию не были учтены все исламские банковские продукты. Отсутствие четких прописанных определений в законодательных актах по данным операциям ведет к неправильной трактовке операций в налоговом и бухгалтерском учете, и создают значительные налоговые риски для банка и его заемщиков.
Некоторые продукты исламского финансирования (так называемая корпоративная Мурабаха) требуют регистрации на имя Банка активов, приобретаемых Банком для последующей продажи своим клиентам. Для возможности реализации Банком таких продуктов необходимо исключить Банк из требования по регистрации права собственности на активы, приобретаемые Банком для дальнейшей реализации своим клиентам, поскольку существующие механизмы регистрации права собственности делают предоставление Банком корпоративной мурабаха неконкурентным по сравнению с традиционными банками.
По вопросу совершенствования нормативных документов АФН и НБРК необходимо значительная доработка документов, касающихся вопросов пруденциального регулирования и отчетности Исламских Банков. Учет и отчетность исламских банков согласно нормативным документам НБРК и АФН сильно отличается от стандартов применяемым к традиционным банкам. В большой степени это связано со спецификой исламских инвестиционных депозитов и активов, финансируемых за их счет. Как известно, согласно принципов Шариата и законодательных требований риски и прибыль по исламским инвестиционным депозитам несет вкладчик Банка. Соответственно согласно требованиям МСФО, АОФИ банк не может учитывать данные депозиты на балансе банка, в свою очередь забалансовый учет активов и обязательств банка сильно отличаются от традиционных банков.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 5 июня 2006 года "О региональном финансовом центре города Алматы""
№п/пОбозначение статей действующего ЗаконаДействующая редакцияПредлагаемая редакцияОбоснование необходимости внесения поправок в Закон Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан от 5 июня 2006 года "О региональном финансовом центре города Алматы"
1.Статья 5,пункт 1Статья 5. Задачи и функции уполномоченного органа1. Основными задачами уполномоченного органа являются:1) осуществление государственных полномочий, определенных настоящим Законом;2) дальнейшее развитие финансового центра.3) отсутствуют.Статья 5. Задачи и функции уполномоченного органа1. Основными задачами уполномоченного органа являются:1) осуществление государственных полномочий, определенных настоящим Законом;2) дальнейшее развитие финансового центра;3) развитие рынка исламского финансирования.Вносится в целях реализации задач, предусмотренных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 (к 2020 году отечественный фондовый рынок станет региональным центром исламского банкинга среди стран СНГ и Центральной Азии).
2.Статья 5,пункт 22. Функциями уполномоченного органа являются:…12) – 15) отсутствуют;2. Функциями уполномоченного органа являются:…12) обеспечение формирования и реализации государственной политики в области исламского финансирования;13) координация деятельности государственных органов по развитию рынка исламского финансирования;14) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам деятельности советов по принципам исламского финансирования;15) оказание методологической помощи организациям, осуществляющим деятельность в соответствии с принципами исламского финансирования.Наделение Агентства указанными функциями позволит: успешной реализации задач по становлению отечественного фондового рынка региональным центром исламского банкинга среди стран СНГ и Центральной Азии; привлечению в экономику Казахстана альтернативных источников финансирования; развитию фондового рынка с широким спектром представленных на нем финансовых инструментов; созданию необходимых условий для развития конкурентоспособного финансового центра города Алматы, соответствующего международным стандартам, и его вхождения в группу десяти ведущих финансовых центров Азии; выработке единой позиции заинтересованных государственных органов по определению направлений развития рынка исламского финансирования; своевременному реагированию и устранению проблемных вопросов в деятельности субъектов рынка исламского финансирования; построению делового сотрудничества с национальными и международными исламскими организациями, путем проведения и участия в различных мероприятиях (форумах, конференциях и т.д.).
3.Статья 6Статья 6. Полномочия уполномоченного органа В целях реализации своих задач и функций уполномоченный орган обладает следующими полномочиями:…13) – 15) отсутствуют;Статья 6. Полномочия уполномоченного органа В целях реализации своих задач и функций уполномоченный орган обладает следующими полномочиями:…13) вырабатывать рекомендации и предложения по развитию рынка исламского финансирования;14) организовывать и принимать участие в разработке мероприятий по вопросам развития рынка исламского финансирования;15) создавать экспертные советы (комиссии) при уполномоченном органе по вопросам развития рынка исламского финансирования.См. обоснование позиции 2 Таблицы.
4.Статья 11Статья 11. Участники финансового центра1. Участниками финансового центра являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, обладающие:1) свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, выданным уполномоченным органом, либо свидетельством об аккредитации в качестве участника финансового центра;2) лицензией на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, выданной уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.2. Участниками финансового центра не являются:1) банки;2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами;3) накопительные пенсионные фонды.3. Участники финансового центра вправе осуществлять иные виды деятельности с учетом условий и порядка совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, устанавливаемых нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.4. Участники финансового центра вправе заключать сделки с финансовыми инструментами:1) на специальной торговой площадке финансового центра;2) на фондовых биржах, в том числе иностранных;3) на неорганизованном рынке ценных бумаг.5. Обязательным условием государственной регистрации участника финансового центра и (или) аккредитации в качестве участника финансового центра уполномоченным органом является наличие постоянно действующего органа юридического лица на территории города Алматы.Статья 11. Участники финансового центра1. Участниками финансового центра являются следующие юридические лица, обладающие свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, выданным уполномоченным органом, либо свидетельством об аккредитации в качестве участника финансового центра:1) профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности и (или) деятельности по управлению инвестиционным портфелем;2) исламские банки, имеющие лицензию уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на проведение банковских операций;3) акционерный инвестиционный фонд, осуществляющий инвестирование активов фонда с соблюдением принципов исламского финансирования.2. Участниками финансового центра не являются:1) банки, за исключением исламских банков;2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами;3) накопительные пенсионные фонды.3. Участники финансового центра, указанные в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, вправе осуществлять иные виды деятельности с учетом условий и порядка совмещения видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, устанавливаемых нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.4. Участники финансового центра вправе заключать сделки с финансовыми инструментами:1) на специальной торговой площадке финансового центра;2) на фондовых биржах, в том числе иностранных;3) на неорганизованном рынке ценных бумаг.5. Обязательным условием государственной регистрации участника финансового центра и (или) аккредитации в качестве участника финансового центра уполномоченным органом является наличие постоянно действующего органа юридического лица на территории города Алматы.Вносится в целях расширения состава участников РФЦА. На сегодняшний день участниками РФЦА являются исключительно брокерские и (или) дилерские организации. В настоящее время банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами, а также накопительные пенсионные фонды, не вправе быть участниками РФЦА. Вместе с тем, в целях более динамичного и эффективного развития РФЦА, а также активизации интеграционных процессов на рынке ценных бумаг, предлагается расширить круг участников РФЦА. Расширение круга участников позволит привлечь в РФЦА эмитентов и инвесторов, что будет способствовать притоку капитала и финансовых инструментов, тем самым, повысит ликвидность, являющуюся неотъемлемой для успеха рынков капитала.

------

АФН Казахстана против открытия "исламских окон" в обычных банках
www.islamnews.ru, 10 марта

Агентство Казахстана по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями (АФН) сегодня выступает против открытия "исламских окон" в обычных коммерческих банках. Об этом сообщил председатель Агентства по регулированию деятельности финансового центра города Алматы Аркен Арыстанов.
"Потому что они считают, что наши коммерческие банки очень хитрые, и они (в случая открытия исламских окон) будут, используя исламское финансирование, кредитовать свои спекулятивные операции. Они говорят, мы не сможем за этим уследить, это уже проблема регулятора", – отметил Арыстанов в ходе семинара по вопросам развития исламских финансов в Мажилисе парламента РК.
По его словам, на сегодня в западных странах широко распространена практика открытия "исламских окон" в обычных коммерческих банках, и самыми крупными подобными банками являются английские и американские.
"У них менталитет другой. Поэтому АФН предлагает ради чистоты эксперимента создать отдельные банки, а в будущем вернуться к этой идее", – передает слова Арыстанова агентство "КазИнформ".
Как напоминает "Аш-Шамс Капитал", Центральный банк Катара в начале февраля запретил обычным банкам предоставлять исламские финансовые услуги, дав срок до конца 2011 года для закрытия их "исламских окон". Данный шаг явился новой попыткой привнести больше прозрачности и улучшить управление исламской финансовой отраслью, оценивающейся в 1 трлн.долл., которая подверглась критике за зеркальное копирование традиционных финансов и отсутствие должного наблюдения за соответствием исламскому закону.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Казахстан намерен до 2015г постепенно повышать стоимость газа на внутреннем рынке до цен в РФ 31.03.2011
Российский реактор, предлагаемый Казахстану для строительства АЭС, самый безопасный в мире 31.03.2011
В Казахстане под ИЖС роздано почти 322 тыс. земучастков 31.03.2011
"КазМунайГаз" и "Статойл" подписали Соглашение о Принципах по блоку "Абай" в казахстанском секторе Каспийского моря 31.03.2011
Акимат Алматы намерен перевести автотранспорт города на газ 31.03.2011
О реализации опциона по простым акциям АО "Народный Банк Казахстана" 31.03.2011
Запуск газоперерабатывающего завода "Казахойл Актобе" перенесен на конец года 31.03.2011
Первый казахстанский планшетный компьютер будет стоить от 500 долларов США 31.03.2011
Кыргызстан признал факт несанкционированного отбора казахстанского газа 31.03.2011
В 2010 году в Казахстане добыто 17 тыс. 700 тонн урана 30.03.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz