NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 06:16 ast
04:16 msk

Предприятия будут спасать от кризиса
Тимур Кулибаев выразил надежду на активное сотрудничество со стороны бизнеса и объединений предприятий, упомянув, в частности, что новые документы были переданы на экспертизу в НЭПК "Союз Атамекен". Также глава ФНБ уверил общественность в важности оздоровления конкурентоспособных предприятий
03.05.2011 / экономика

Амирлан ХАН-АЛИЕВ, www.better.kz, 29 апреля

28 апреля текущего года в Алматы прошел "Круглый стол", в ходе которого представители госорганов и предприниматели обсудили программу посткризисного восстановления (оздоровления) конкурентоспособных предприятий. На встрече присутствовали председатель правления ФНБ "Самрук-Казына" Тимур Кулибаев, глава Национального банка Григорий Марченко, председатель НЭПК "Союз Атамекен" Азат Перуашев и другие госслужащие, бизнесмены и общественные деятели. Был обсужден опыт успешного восстановления банковской системы, а также представлены те инструменты, которые правительство намерено применить для спасения компаний реального сектора экономики.



Организаторы мероприятия четко обозначили повод для встречи. Вследствие кризисных явлений в мировой экономике в настоящее время часть конкурентоспособных предприятий испытывают затруднения с погашением и обслуживанием кредитов и облигационных займов, что создает риски банкротства, неисполнения обязательств перед кредиторами, инвесторами и контрагентами, неисполнения налоговых обязательств, негативно сказывается на ссудном портфеле банков. В свою очередь, ухудшение качества активов банков приводит к росту объемов создаваемых провизий, убытков, давления на капитал и, как следствие, к сокращению возможности кредитования реального сектора, что в итоге сдерживает рост экономики. В связи с этим в своем выступлении на XIII съезде НДП "Нур Отан" 11 февраля 2011 года президент Назарбаев отметил проблемы реального и финансового секторов, и поручил правительству совместно с Национальным банком разработать программу посткризисного восстановления.
Программа потскризисного восстановления экономики предполагает две части – оздоровление конкурентоспособных предприятий и оздоровление финансовой системы. Программа затронет конкурентоспособные предприятия, задолженность которых превышает 4,5 миллиарда тенге. Те, чья задолженность составляет менее данной суммы, смогут воспользоваться господдержкой в рамках программы "Дорожная карта бизнеса 2020". Действие программы оздоровления рассчитано на 2011–2016 годы. Источником финансирования станет республиканский бюджет на срок реализации, в том числе на 2011 год уже выделено 8,765 млрд. тенге. По предварительной оценке, при самом пессимистичном сценарии, при котором все потенциальные участники примут участие в программе, и все планы оздоровления будут иметь максимальные сроки (5 лет), оздоровление потребует субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, расходы могут составить до 145,404 млрд. тенге, – таковы данные правительства.
Тимур Кулибаев выразил надежду на активное сотрудничество со стороны бизнеса и объединений предприятий, упомянув, в частности, что новые документы были переданы на экспертизу в НЭПК "Союз Атамекен". Также глава ФНБ уверил общественность в важности оздоровления конкурентоспособных предприятий. "По поручению главы государства были разработаны программные документы правительства и финансового сектора по оздоровлению экономики, помощи предприятиям. Это Программа посткризисного восстановления, утвержденная постановлением правительства от 4 марта 2011 года, и Концепция улучшения качества активов банков второго уровня, одобренная 11 марта. Для реализации этих документов ведется работа по внесению изменений и дополнений в ряд законов, в частности, "О государственных закупках", "О банкротстве", "О налогах", "О банках", "О бюджете". В правительстве работу планируется завершить в течение второго квартала и, по сообщению министра финансов Жамишева, график выдерживается. Президент поручил разработать и принять данные программы, исходя из чрезвычайной важности поддержки обрабатывающих предприятий, выпускающих технологическую продукцию высокой добавленной стоимости. Фактически, в этом и заключается курс на поддержку реального сектора экономики", – отметил г-н Кулибаев.
Григорий Марченко в свою очередь пояснил, что в связи с передачей ему полномочий АФН и РФЦА, Нацбанк станет более активно заниматься решением проблем предприятий реального сектора. Одну из проблем глава Нацбанка тут же и озвучил: "Национальный банк уже несколько лет проводит ежеквартальный мониторинг предприятий реального сектора, порядка 2.200 предприятий из всех областей страны дают свою оценку ситуации по валютному рынку, по ситуации с кредитами. То есть, насколько легко получить кредит, сколько из тех, кто за ним обращался, реально получили кредит, по каким ставкам, как эти ставки изменяются, и там получается картина очень интересная. И эта картина не всегда такая, как нам рассказывают банки, и не всегда такая, как рассказывают объединения предпринимателей", – сказал г-н Марченко.
Как известно, в течение полутора лет Нацбанк и правительство занимались реструктуризацией внешнего долга банков второго уровня, и, по мнению Григория Марченко, часть этого опыта может быть использована для оздоровления предприятий. Однако глава Нацбанка предостерег от слепого копирования банковского опыта. "Я хочу представителей реального сектора сразу предупредить, потому что очень много было разговоров: "давайте сделаем также для предприятий". Бывшие акционеры трех проблемных банков своих акций лишились, весь менеджмент был заменен, на целый ряд граждан возбуждены уголовные дела. Поэтому брать целиком этот опыт реструктуризации за основу в реальном секторе было бы, наверное, неправильно, потому что тогда последствия могут быть непредсказуемы для отдельных менеджеров предприятий. Но в целом, это показывает и мировой опыт, реструктурировать долг без изменения менеджмента в принципе нереально, потому что ни один кредитор на это не согласится", – подчеркнул главный банкир страны.
Тем не менее, опыт реструктуризации оказал значительное и крайне положительное влияние на защиту казахстанской экономики от последствий кризиса. Марченко напомнил основные этапы вывода из кризиса банковской системы, в частности, касающиеся трех проблемных банков. В конце 2008 года – начале 2009 года были разработаны и осуществлены меры казахстанского антикризисного пакета, проведено вливание капитала в крупнейшие банки и введены инструменты фонда "Самрук-Казына", направленные на поддержание капитала. Назначен новый состав руководящих работников проблемных банков, приглашены независимые советники для формирования стратегии реструктуризации банковского сектора. В итоге, отметил глава Нацбанка, достигнуты впечатляющие результаты, наиболее наглядно выраженные в цифрах. Так инфляция (в годовом выражении) снизилась с 18,2% в 2008 году до 7,8% в 2011. Объем операций в платежной системе (с начала года) возрос с 124,9 трлн. тенге (2008 г.) до 187,7 трлн. тенге (в 2011 г.). Высоколиквидные активы банков (% от совокупных активов) составили соответственно 14,1% и 21,1%, а объем активов банков, размещенных в Национальном банке, вырос с 9,1 млрд. долл. до 9,4 млрд. долл. И, наконец, внешний долг банковской системы Казахстана уменьшился с 41,6 млрд. долл. на момент начала кризиса до 20,0 млрд. долл. в текущем году.
О некоторых новых параметрах программы оздоровления конкурентоспособных предприятий рассказал зампред Нацбанка Данияр Акишев. Напомнив, что Фонд стрессовых активов, созданный при ФНБ "Самрук-Казына", так и не приступил к непосредственному осуществлению своих функций и не выпустил облигаций для выкупа активов, в итоге, средства ФСА были размещены на срочных депозитах и решили конкретные проблемы одного из проектов. Однако правительство намерено предпринять вторую попытку создания такой мощной структуры. "Предлагается вновь создать Фонд стрессовых активов, мы его называем ФСА–2, который будет существовать на тех же принципах, но есть ряд нюансов. Предполагается, что эта компания будет создана Национальным банком, и соответственно, ее финансовые возможности и ресурсы будут выше. Мы хотим ограничить срок функционирования компании до 5 лет, это срок, в течение которого, исходя из международного опыта, она должна решить проблемы. ФСА–2 не будет заниматься кредитами, залоговым обеспечением которых выступает недвижимость, для этого будет создан другой механизм", – пояснил г-н Акишев.
Он также напомнил, что число предприятий, которые смогут воспользоваться программой оздоровления, ограничен, как и сроки подачи заявки. Всего, как предполагается, ею смогут воспользоваться 50–70 предприятий, чьи критерии соответствуют заявленным и они в действительности являются системообразующими конкурентоспособными бизнесами.
Председатель НЭПК "Союз Атамекен" Азат Перуашев, выступая от лица казахстанских предпринимателей, подчеркнул положительную оценку идей правительства. "Необходимо отметить, что в целом, принятие Программы и Концепции оцениваются бизнес-сообществом положительно, учитывая и тот факт, что ряд важных предложений НЭП в них был реализован. Национальная экономическая палата также поддерживает подготовленные Минфином проекты поправок в законодательство, где в значительной мере учтены наши позиции", – сказал г-н Перуашев. Однако у "Атамекена" уже разработан ряд предложений, часть из которых была представлена на "круглом столе". Например, в указанной Программе предусмотрено привлечение Минфином консалтинговых компаний для осуществления мониторинга реализации планов оздоровления участников, оплата услуг которых будет составлять 2,685 млрд. тенге, что, по мнению Перуашева, не соответствует пожеланиям бизнесменов и прямой выгоде реализации документа. "Считаем, что прямой необходимости в привлечении таких компаний нет, так как структура Министерства финансов РК – Комитет по работе с несостоятельными должниками и его территориальные подразделения осуществляют такую работу. Так согласно требованию п. 25 статьи 10–2 Закона "О банкротстве", в компетенцию государственного уполномоченного органа входит осуществление мониторинга, в том числе путем истребования у должника информации и документов, относящихся к его финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, эта работа уже проводится", – указал председатель НЭПК.
Кроме того, у "Атамекена" имеются предложения относительно применения Концепции по улучшению качества активов банков второго уровня, разработанной АФН. Азат Перуашев подчеркнул необходимость плотно увязать ее с правительственной Программой оздоровления предприятий, без чего эффективность обоих документов может оказаться сниженной. Также он указал, что "разработанная АФН концепция не в полной мере учитывает тенденции и международный опыт оздоровления компаний, и в частности, те предложения, которые были разработаны Комитетом по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов совместно с экспертами Всемирного банка, имеющими опыт в данной отрасли".
"Мы постараемся обобщить те предложения, которые выносят бизнес-сообщества, и будем совместно с Министерством финансов вырабатывать единую позицию. Совместный промежуточный продукт, думаю, будет готов примерно к середине года", – сказал в заключение Тимур Кулибаев.

-----

Бизнес и банки решили гармонизировать отношения. Государство будет помогать тем предприятиям, которые возвращают средства

Алевтина ДОНСКИХ, "Казахстанская правда", 29 апреля

В скором времени ФНБ "Самрук-Казына" рассмотрит вопрос о том, какие возможности есть для финансового оздоровления и поддержки индустриальных проектов. Речь идет о тех средствах, которые были предоставлены в кризисный период банкам второго уровня и которые теперь будут высвобождаться. Это намерение фонда председатель правления ФНБ "Самрук-Казына", председатель президиума НЭПК "Атамекен" Тимур Кулибаев подтвердил в ходе заседания "круглого стола", посвященного обсуждению программ посткризисного восстановления (оздоровления) конкурентоспособных предприятий. Таковых два: один пакет предложений был подготовлен НЭПК "Союз "Атамекен", второй – Советом по финансовой стабильности. Задача заседания "круглого стола" – свести воедино предложения и бизнеса, и банковского сообщества, и властей, состыковать их и сдвинуть с тем, чтобы с 1 июля они начали работать.
Диалог представителей государственной власти, бизнеса, банков второго уровня, финансовых регуляторов был инициирован Национальной экономической палатой Казахстана "Союз "Атамекен" и Ассоциацией финансистов Казахстана.
– Сделать это необходимо оперативно, поскольку все в них взаимосвязано. С одной стороны, предприятия являются клиентами банков, с другой – нашей надеждой и опорой на то, что с этими компаниями мы будем двигать индустриализацию. Поэтому понятно, что необходимо гармонизировать все наши отношения, – обозначил главную цель Т. Кулибаев.
Он перечислил также те шаги, которые уже делает фонд по гармонизации отношений предпринимательства и финансовых институтов, подконтрольных ФНБ. В частности, институты развития ожидает серьезная чистка и пересмотр формата их работы. Есть намерение "расчистить Инвестиционный фонд Казахстана, чтобы он мог выступать в качестве соинвестора по проектам, создать комфортные условия для предприятий". Также есть намерение разобраться с портфелем БРК, очистить его от "левых" проектов с тем, чтобы была большая возможность кредитовать по новым проектам предприятия.
– Мы хотим поднять прозрачность процедур в БРК, чтобы он реально заработал на вопросы интенсификации экономики, поэтому мы предлагаем бизнесменам приходить со своими проектами в Банк развития Казахстана, – заявил Т. Кулибаев. – Мы хотим упростить процедуры внутри банка, сделать их понятными, внятными, хотим задействовать все возможности Инвестиционного фонда и других институтов развития. Это позволит нам быстро рассматривать те проекты, с которыми в структуры нашего финансово-инвестиционного блока будут обращаться бизнесмены, и быстро принимать по ним решения. По крайней мере, в рамках Банка развития Казахстана будет работать такой принцип: мы будем помогать тем предприятиям, которые бьются, которые хотят выжить, которые при этом возвращают средства. С теми бизнесменами, которые "левачат", которые не платят по долгам, мы будем работать в законном порядке.
Большая часть диалога была посвящена "плохим" кредитам, которые пока не может вернуть реальный сектор. И здесь ключевым был аспект возможности их реструктуризации. Как отметил председатель Национального банка Григорий Марченко, при решении этого вопроса отчасти могут быть использованы опыт и принципы реструктуризации казахстанских банков, которые признаны мировым сообществом как наиболее успешные в минувший кризис. Одна из причин успешной реструктуризации долгов казахстанских банков и согласия на эти условия иностранных кредиторов в том, что кредиторы примут участие в возврате активов в будущем на принципах 50 на 50. Подход к вопросу реструктуризации "плохих долгов" предприятий может быть тот же: справедливость в распределении убытков и прибыли компаний и их кредиторов, считает глава Нацбанка.
Данияр Акишев, заместитель председателя НБ РК, представил информацию о том, как планируется выстраивать работу фонда "плохих" кредитов, который еще в проекте именуют ФСА-2 – Фонд стрессовых активов. Предложения бизнеса озвучил на встрече председатель НЭПК "Союз "Атамекен" Азат Перуашев. Участники дискуссии сошлись на том, что все предложения, в том числе по решению неурегулированных проблем налогообложения, должны быть сведены воедино и внесены в законодательство уже к 1 июля текущего года. Двигаться нужно быстро. Потому что времени на раскачку просто нет.

-----

Посткризисное развитие ставит новые задачи
Николай Лимов, "Известия-Казахстан", 29 апреля

Круглый стол, посвященный обсуждению "Программы посткризисного восстановления (оздоровления) конкурентоспособных предприятий", прошел вчера в Алматы. Представители финансового сектора и руководители крупных системообразующих предприятий обсудили перспективы и возможные сложности реализации уже одобренного правительством Казахстана документа. Открывая заседание, председатель правления фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" Тимур Кулибаев подчеркнул, что ожидает от участников встречи предложений, которые можно будет учесть при разработке дополнений в отечественное законодательство для успешной реализации программы.
Как известно, ее инициатором выступил глава государства Нурсултан Назарбаев. Главной целью программы является оздоровление конкурентоспособных предприятий, задолженность которых превышает 4,5 миллиарда тенге. Иные предприятия, чьи долги меньше этой суммы, могут воспользоваться господдержкой в рамках "Дорожной карты бизнеса-2020". Ожидается, что восстановиться в рамках действия данной программы смогут 30-50 экономически важных предприятий. Другим направлением программы является помощь банкам второго уровня, чей кредитный портфель значительно ухудшился во время кризиса. Предполагается, что поддержка банкам будет оказана за счет выкупа неработающих активов через аналог созданного ранее, но так и не заработавшего Фонда стрессовых активов. Новый фининститут получил название Фонда проблемных кредитов (ФПК).
Говоря о реструктуризации долга крупными предприятиями, председатель правления Нацбанка Григорий Марченко привел в пример опыт реструктуризации внешнего долга рядом отечественных банков. Тогда внешний долг банковского сектора, эквивалентный на докризисный момент примерно 50 процентам ВВП страны, был уменьшен до 13 процентов. Рассказав о механизмах реструктуризации долга, главный банкир страны отметил, что некоторые примененные тогда меры могут пригодиться и для оздоровления крупных предприятий страны, имеющих большие долги. При этом Григорий Марченко подчеркнул, что в некоторых случаях вполне возможна замена менеджмента компании на других управленцев, как это произошло в ряде казахстанских банков, не сумевших самостоятельно выбраться из сложной ситуации. Глава Нацбанка также отметил, что оздоровление предприятий должно осуществляться совместными усилиями кредиторов, собственников и государства. Важно, чтобы кредиторы, участвующие в распределении прибыли в более успешное время для предприятия, брали на себя и часть издержек, связанных с потерями. Разумно, что господдержка будет предоставляться в объеме, соизмеримом с помощью, оказываемой предприятию его кредиторами и собственниками.
О предполагаемых мерах для оздоровления банковской сферы подробно рассказал зампред Нацбанка Данияр Акишев. Значительную часть своего выступления он посвятил возможной деятельности создаваемого при непосредственном участии Нацбанка Фонда проблемных кредитов. Хотя Нацбанк и является его учредителем, активного участия в его оперативном управлении принимать он не будет. Эти функции на себя возьмут независимые компании, отобранные на конкурсной основе. Также Нацбанк не возьмет на себя и функции оценки проблемных кредитов. Это должны будут делать независимые оценщики. Датой начала работы фонда Данияр Акишев назвал 1 июля при условии, что до этого времени в налоговое законодательство будут внесены соответствующие поправки. Чуть раньше в своем выступлении председательствующий на заседании Тимур Кулибаев отметил, что согласно сообщениям из Минфина работа для внесения поправок в законодательные акты республики идет по графику.
Данияр Акишев подчеркнул, что фонд создается предположительно на пять лет. ФПК не будет заниматься выкупом проблемных кредитов, связанных обеспечением в виде недвижимости. Говоря о фондировании создаваемой организации, Акишев подчеркнул, что основным источником средств станут выпускаемые ФПК облигации. Практически в равных долях они будут выпущены для выкупа пенсионными фондами, банками второго уровня и Нацбанком. При этом днем ранее на он-лайн-конференции Григорий Марченко отметил: Нацбанк готов выкупить свою долю при условии, что свои доли полностью выкупят НПФ и БВУ. Банкир также назвал предполагаемый объем проблемных кредитов. По оценке Нацбанка, он составляет примерно 300 миллиардов тенге.
Прием "Программы посткризисного восстановления конкурентоспособных предприятий", по словам председателя национальной экономической палаты "Союз Атамекен" Азата Перуашева, в целом бизнес-сообществом оценивается положительно. При этом Перуашев подчеркнул, что ряд важных предложений, внесенных ранее экономической палатой, был реализован. В частности, в программу проектов был включен Банк развития Казахстана. Поддерживает НЭП и подготовленные Минфином проекты поправок в законодательство, в которых учтены позиции бизнеса. Вместе с тем Азат Перуашев отметил и ряд существенных издержек, мешающих успешному запуску программы. Он обратил внимание присутствующих на то, что некоторые банки в преддверии начала действия программы выставляют предприятиям требования о конвертации начисленного вознаграждения в сумму основного долга по кредитам. Это, по словам главы НЭП, затруднит возможности предпринимателей использовать программу для максимального облегчения долговой нагрузки.

-----

Программы правительства и финрегулятора по снижению долговой нагрузки на предприятия и решению проблемы токсичных активов не вызывают существенных возражений

Николай ДРОЗД, "Панорама", 29 апреля

Вчера в алматинском отеле "Достык" состоялся круглый стол "Программы посткризисного восстановления конкурентоспособных предприятий", собравший весьма представительный состав участников. Очевидно, сверхзадача подобных обсуждений, состоящая в максимальной гармонизации позиций бизнеса и финансового сектора, была осуществлена, насколько это возможно, с учетом разницы интересов.
Модерировавший дискуссию председатель правления ФНБ "Самрук-Казына", председатель президиума НЭП "Атамекен" Тимур КУЛИБАЕВ, открывая встречу, отметил, что бизнес достаточно хорошо знает принятую в начале марта правительственную программу оздоровления, которая обсуждалась в рамках палаты, и хуже концепцию решения проблем с токсичными активами финансового сектора, подготовленную регуляторами. Предпринимателям было бы интересно узнать об этом подробнее и провести откровенное обсуждение с участием аналитиков. Г-н Кулибаев также подчеркнул приоритетность диверсификации экономики в соответствии с поручениями главы государства, отметив, что этому подчинено все, что делается в индустриальной сфере, в том числе программы оздоровления компаний.
Председатель Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО презентовал (главным образом, вероятно, для присутствовавших промышленников) результаты реструктуризации внешней задолженности трех банков, актуализировав их сравнениями с ситуацией с долговой нагрузкой компаний из реального сектора. При этом г-н Марченко оговорился, что здесь следует быть осторожным с параллелями, поскольку реструктуризация в банках закончилась утратой контроля над ними собственниками, потерей работы менеджерами и возбуждением уголовных дел. Повторение этого в реальном секторе вряд ли то, к чему следует стремиться. Главный банкир страны также подчеркнул, что уровень внешней задолженности банковской системы снизился с 50% до 13% от ВВП на две трети благодаря выплатам банков и лишь на треть благодаря реструктуризации. Из $30 млрд, на которые сократился внешний долг БВУ, $20 млрд пришлось на выплаты, продолжавшие осуществляться, несмотря на все сложности. Г-н Марченко отметил чрезмерную зависимость от внешнего фондирования накануне кризиса: в Альянс Банке доля обязательств перед нерезидентами составляла 72%, в трех других крупных банках – более 60%, несколько более консервативными были Народный и ЦентрКредит, на которых в результате меньше всего сказался кризис. Слишком высокий уровень заимствований, по оценкам докладчика, почти всегда приводит к слишком быстрым темпам кредитования и к тому, что деньги получают не совсем качественные заемщики. Ограничения в плане внешних заимствований не были введены вовремя, хотя, если бы это было сделано начиная с 1 июля 2006 года, результат мог бы быть иным. При этом выплаты по внешнему долгу, приходившиеся на 2007 и 2008 годы, превышали $16 млрд в год. Несколько банков находились, по словам г-на Марченко, примерно в одинаковом положении, но по их действиям, которые существенно отличались друг от друга, можно создавать "специальный кейс" . Он также отметил ответственность, проявленную в той ситуации акционерами и руководством Казкоммерцбанка, оперативно релизовавшего и рефинансировавшего свои внешние активы. Главбанкир подчеркнул объективность данной оценки, поскольку тогда "мы были конкурентами" (он занимал пост председателя правления Народного банка).
Примерно такой же, как ситуация с внешним долгом у банков, является ситуация с долговой нагрузкой компаний реального сектора, некоторые из них развивались лишь за счет заемного капитала, без собственных средств, в то время как необходим значительно больший консерватизм. Планирующаяся очистка балансов банков может иметь большое значение для экономики, так как высвобождающиеся средства будут направлены на активизацию кредитования.
Концепцию Фонда стрессовых активов-2, или Фонда плохих кредитов, не связанных с недвижимостью, на круглом столе представил заместитель председателя Нацбанка Данияр АКИШЕВ. Интересными были сообщенные им подробности, касающиеся фондирования. Нацбанк не намерен напрямую финансировать выкуп проблемных активов, а хотел бы как в можно большей степени задействовать средства финансовых институтов, обладающих в нынешней ситуации избыточной ликвидностью. Фонд выпустит несколько траншей облигаций, обладающих разным старшинством и приоритетностью, наиболее защищенные бумаги будут предложены пенсионным фондам. Обсуждения, предварительно проводимые с НПФ, показали, что для них этот инструмент может быть интересен либо в случае, если будет предложена высокая доходность, либо под определенные гарантии. Второй группой инвесторов станут банки, причем не обязательно те, которые будут продавать активы фонду. Г-н Акишев подчеркнул, что, хотя фонд будет дочерней организацией Нацбанка, тот постарается как можно дальше дистанцироваться от управления им, такой была рекомендация и аудиторов из "большой четверки". Будут привлечены профессиональные управляющие, которые будут определяться и с методологией определения дисконтов при выкупе активов. Одним из принципов может стать установление связи между величиной дисконта и требованиями к участникам реструктуризации, например в части предоставляемой информации и других параметров. По словам г-на Акишева, международный опыт свидетельствует о том, что деятельность Фонда стрессовых активов может быть результативной, но совершенно бессмысленно ставить задачу очистить балансы очень быстро. Согласно мировой практике, на это может понадобиться как минимум пять дет.
Председатель комитета финнадзора Нацбанка Куат КОЖАХМЕТОВ рассказал еще об одной готовящейся возможности, связанной с созданием специализированных организаций по управлению токсичными активами. Предполагается, что такие организации могут быть 4 типов – управляющие активами, относящимися к уже достроенному жилью и коммерческой недвижимости; недостроенному жилью и коммерческой недвижимости; земельным участкам; управляющие токсичными активами, не связанными с недвижимостью, но по каким-то причинам не попадающими в компетенцию ФСА-2.
Здесь также планируется привлечение частных инвесторов и возможен выпуск специальных облигаций, которые могут конвертироваться в капитал предприятий с высокой долговой нагрузкой. Одной из проблем является решение всех возникающих налоговых проблем, на что вроде бы получено принципиальное согласие правительства, причем необходимые изменения будут внесены уже в срок до 1 июля.
Представлявший правительственную программу, предполагающую субсидирование процентных ставок для заемщиков, директор департамента Минфина Бахытбек ТАШЕНОВ отметил, что целью должно стать сохранение жизнеспособности 30-50 компаний, которые государство рассчитывает задействовать в ходе программы индустриализации. Речь идет о крупных предприятиях, объем долга которых превышает Т4,5 млрд. Одной из важнейших задач является также сохранение не менее 70% рабочих мест. Государство разрабатывает специальные критерии для определения системообразующих компаний.
По замечанию председателя совета Ассоциации финансистов Серика АХАНОВА, крайне важно именно определение на прозрачной основе перечня предприятий, которые попадают в ту или иную программу, чтобы они сами хорошо понимали свою перспективу. Определение конкретики, связанной с возможными участниками, сразу переведет ситуацию на другой уровень. На сей раз заемщики и банки не вступали в сколько-нибудь ожесточенную прямую полемику друг с другом, хотя в то же время нельзя сказать, что "они выкурили трубку мира".
Возражения НЭП "Атамекен" касаются, в частности, выкупа активов по стоимости уставного капитала, да еще со значительным дисконтом, что не отражает реальную стоимость компаний. По их мнению, собственный менеджмент и сам мог бы осуществить реструктуризацию на таких условиях. Кроме того, сомнение предпринимателей вызывает и необходимость обязательного согласия кредитора на участие в программе оздоровления . Что касается правительственной программы, то объединение работодателей хотело бы, чтобы субсидирование ставок распространялось и на начисленные до начала его действия проценты по кредитам, а также выступает против ограничения субсидирования 7%.
Председатель правления Народного банка Умут ШАЯХМЕТОВА подчеркнула, в свою очередь, что банк максимально двигался навстречу заемщикам, осуществляя реструктуризации на индивидуальной основе и не меняя условия финансирования по программам с участием государства даже после возвращения средств. Народный не инициировал ни одного процесса банкротства заемщиков из реального сектора. В то же время г-жа Шаяхметова отметила важность кредо, которое должно быть общим для всех – взятые в долг деньги необходимо возвращать. Часть заемщиков начинают считать меры поддержки со стороны государства и банков чем-то само собой разумеющимся, и это способно привести к снижению их конкурентоспособности. Предлагаемые программы заслуживают поддержки при полном решении всех налоговых, регуляторных и административных проблем, причем важно, чтобы это было сделано до 1 июля.
Подведший итоги дискуссии, причем сделавший это, по его словам, уже не как председатель НЭП "Атамекен", а как глава "Самрук-Казыны", г-н Кулибаев отметил, что средства, которые будут получаться фондом в результате выкупа финансовых активов и возвращения заимствований будут использоваться, прежде всего, на индустриализацию и оздоровление предприятий. Он также поддержал возможность большего участия институтов развития в лице Инвестиционного фонда, "Казына Кэпитал Менеджмент" и БРК в судьбе предприятий, которым не хватает "экьюти". Баланс БРК будет в короткие сроки очищен от неэффективных вложений, и он будет готов играть более активную роль в дальнейшем и совершенствовать свои внутренние процедуры, связанные с принятием решений.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
О проведении I Международной инновационной школы и круглого стола "Энергия, химия и вода" 31.05.2011
Инфляцию в Казахстане можно снизить как минимум вдвое 31.05.2011
Открытый вопрос 31.05.2011
При содействии KAZNEX INVEST АО "Актюбрентген" выходит на европейский рынок 31.05.2011
Национальная компания "КазМунайГаз" и компания Carbon Limits AS подписали Меморандум о взаимопонимании 31.05.2011
В Китай по центральноазиатскому газопроводу поступило 10 млрд. кубометров газа 31.05.2011
В Казахстане запущен новый исламский финансовый инструмент 31.05.2011
Во благо пассажиров 31.05.2011
В Казахстане до конца текущего года планируется завершить строительство нескольких энергообъектов 30.05.2011
В Агентстве РК по защите конкуренции проведено заседание Правления 30.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz