Казахстан занимает одно из лидирующих мест в мире по экспорту муки (в количественном выражении). Вместе с тем, начиная с 2011 года, эксперты прогнозируют резкий спад экспорта казахстанской муки на внешние рынки. Так, начиная с октября 2010 года, произошло снижение экспорта муки с 179,8 тыс. тонн до 161,2 тыс. тонн. В этом году падение экспорта продолжилось – до 117,7 тыс. тонн( данные по состоянию на март 2011г.) Парадокс ситуации состоит в том, что Казахстан экспортирует муки больше, чем потребляет. В 2010 году при общем объеме производства в 3,7 млн. тонн муки экспорт составил 2,2 млн. тонн. По словам управляющего директора Национального агентства по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" Газизы Шахановой, больше половины мукомольных предприятий в стране простаивает по причине отсутствия рынков сбыта продукции. Хотя в 2011 году наблюдается не только запуск, в том числе и ранее заявленных, мельничных мощностей, но и планирование новых, отмечает г-жа Шаханова. Стоит отметить, что с июля по декабрь 2010 года в России действовал запрет на экспорт зерна и муки. В течение этого времени российские мукомолы работали на склад, что давало казахстанским экспортерам исключительные возможности для сбыта продукции на внешних рынках. Конкуренция отсутствовала, мировые цены на зерно росли. Все это привело к резкому росту внутренних цен, практически до уровня мировых. – В 2010 году зарубежные покупатели из стран Центральной Азии и Азербайджана были готовы приобрести казахстанское зерно и муку по любой цене. Между тем, казахстанские экспортеры стремились продать продукцию по максимально высокой цене, что в итоге отразилось на высоких экспортных ценах, – рассказывает Газиза Шаханова. – Но с учетом того, что Россия в 2011 году отменила запрет и начала вывозить намолоченные запасы муки по гораздо меньшим ценам (даже с учетом транспортировки), казахстанская мука стала неконкурентоспособной. По данным KAZNEX INVEST, сейчас наблюдается потеря внешних рынков, традиционно закрепившихся за Казахстаном. К примеру, Узбекистан месяц назад повысил акцизный налог с 10% до 15% на ввоз казахстанской муки. Это автоматически привело к тому, что экспорт отечественной муки в эту республику стал неконкурентоспособным по ценовым показателям. Стоимость тонны муки 1 сорта с транспортировкой до ст. Сарыагаш (Казахстан-Узбекистан) составляет 448 долл. США за тонну. С учетом акцизного налога продажная стоимость составит 515 долл. США, в то время как внутренняя стоимость муки в Узбекистане – 500 долл. США за тонну (информация по состоянию на конец января 2011 г.). Привлекательный ранее для казахстанских экспортеров рынок Афганистана также стал труднодоступным по причине активизации пакистанских экспортеров, а также высоких цен, диктуемых казахстанскими мукомолами (также в свое время закупивших зерно по мировым ценам). Традиционный рынок сбыта казахстанской продукции зернопереработки – Иран – прогнозирует в этом году хороший сбор урожая в 10 млн.тонн, что закрывает его потребности в зерне и муке. Вместе с тем мука казахстанского качества всегда пользовалась спросом в этой стране. По словам г-жи Шахановой, агентство "KAZNEX INVEST" прорабатывает вопрос об экспорте в этом направлении. Такие перспективные с точки зрения объемов рынка страны как Индонезия, Малайзия, Южная Корея также являются труднодоступными рынками для отечественных экспортеров. Мука в случае транспортировки в Юго-Восточную Азию становится неконкурентоспособной по цене из-за высоких транспортных издержек. К тому же существуют сложности транзита пшеницы через территорию Китая, на территории которого согласно тамошним требованиям перевозить зерно и муку необходимо в герметичных железнодорожных контейнерах. "Конечно, первопричина сложившейся ситуации в отсутствии прогнозирования баланса производства и потребления на этом рынке. Нельзя позволять отвлекать финансовые ресурсы на строительство новых мельниц при крайней переизбыточности рынка, – комментирует Газиза Шаханова. – Вторая причина – в нашем нежелании развивать глубокую переработку зерна и превалировании сиюминутных желаний обогатиться на стандартной схеме 90-х "купить-продать". Безусловно, в такой ситуации сильной должна быть торговая политика страны, когда, так называемые, традиционные торговые партнеры вводят защитные барьеры и "конъюнктурят", в ответ должны заступаться наши сильные переговорщики". |