Дмитрий Тимофеев, "Лада", 24 мая
С 1 июля 2011 года заканчивается срок льготных таможенных пошлин на легковые автомобили для физических лиц. Потом величина таможенных пошлин составит 25-30% от стоимости ввозимых автомобилей в зависимости от объема двигателя. Но пока действуют старые пошлины, жители Казахстана стремятся приобрести авто подешевле. Приморский Актау с начала этого года превратился в один из главных пунктов ввоза подержанных машин в нашу страну. Географическое положение и наличие морского порта спровоцировало настоящий автомобильный бум. По Каспийскому морю везут автомобили из Объединенных Арабских Эмиратов и из Грузии. Но именно Грузия манит казахстанцев, мечтающих стать автовладельцами. Эта страна стала транзитным государством для экспорта машин из США и Евросоюза в Армению, Азербайджан и Казахстан. Установив льготные пошлины на ввоз подержанных авто, Грузия зарабатывает большие деньги. Вот данные с одного из интернет-сайтов: Грузия привлекательна особенно тем, что там очень дешевые растаможка и регистрация. Так, растаможка автомашины в Грузии составляет 5% от стоимости, в Азербайджане – 25%, в Армении- 32%. Автомобиль в Грузии можно зарегистрировать и получить номер за 15-20 минут, заплатив всего $40. Кроме этого, грузинская сторона обеспечивает все необходимые документы для импорта и последующего экспорта. Прикупив иномарку в Грузии, наши соотечественники проезжают Азербайджан и морским путем из порта Баку попадают в Актау. Массовый ввоз автомашин создал немало проблем, как таможенникам, так и для работников морпорта. Не так давно мне удалось оказаться на причале в момент, когда из Баку пришли два парома с автомобилями из Грузии. Пообщавшись с нашими гражданами, я услышал много интересного о проблемах доставки автомобилей. Поговорил и с работниками таможенного поста "Морпорт Актау". Думаю, что многим будет интересно, ведь еще есть месяц, чтобы отправиться в грузинский автошопинг. Первый разговор на паромном терминале с жителем Астаны, Кабылом Байкеновым. Он говорит: да, поехал в Грузию, чтобы купить машину дешевле, чем в Казахстане. Кабыл приобрел "Фольксваген Гольф-4". В Грузии он стоит примерно 5-6 тысяч долларов, а в РК уже в районе 9-10 тысяч американских денег. Разница в 2 раза и привлекает наших граждан. Правда, не все представляют трудности, с которыми придется столкнуться при доставке своей покупки на родину. По словам Кабыла, машины попадают в Грузию так же морским путем, а именно в порт Поти. Однако центрами продаж стали город Рустави и сам Тбилиси. Дорога от места покупки до порта Баку составляет около 500 километров. И не везде дорога гладкая. "Хочу отметить, что в Грузии все было четко, как в настоящей европейской цивилизованной стране. В Азербайджане были проблемы. Проблемы по дороге с госавтоинспекцией, были определенные проблемы на пароме. Все казахстанцы исправно – где что надо – все платили, я думаю это неорганизованность азербайджанских властей. Нам еще повезло, что быстро отплыли, а до нас, говорят, люди по 5-6 дней ждали парома", – рассказывает Кабыл. Менее сдержан Валерий Руденко из Алматы. С восьмидесятых годов прошлого века он работает водителем-дальнобойщиком. По просьбе сына перегонял автомобиль из Грузии и говорит, что такого бардака не видел ни в одной стране, где бывал ранее. "Только заехали из Грузии в Азербайджан, первый таможенный переход – с нас всю кровь выпили. По 150 долларов просили за каждую машину. По Азербайджану едешь – каждый пост: 20, 30, 40, 50 долларов заряжают. Что это за беспредел!? Заехали в Баку – и начинается: это давка, взяточничество и вымогательство. За паром заплатили 380 долларов за машину, за пассажирское место в каюте 120 долларов. Некоторые ребята, имея билеты, по 100 долларов платили там же, на портовой таможне до 200 долларов доходило. А чтобы заехать на корабль тоже 100 долларов. Это уму непостижимо!!! Я по всему миру ездил, но такого бесчинства нигде не видел!" – негодует Валерий Федорович. И на самом пароме пассажиров устраивало далеко не все. Пачка сигарет марки "КЕНТ" за 7 долларов оказалась многим не по карману. Пища отвратительная, посуда грязная, как для бомжей каких-то, жалуются люди. "В каютах ни матраса, ни одеяла, грязища, руки нечем помыть…" – говорит дальнобойщик Валерий. Но, несмотря на тяготы и лишения, народ везет автомобили пачками. Практически ежедневно в порт Актау приходят корабли с автомашинами. С нового года начался буквально ажиотаж. С начала этого года таможенники провели анализ ситуации. По их данным, в прошлом году было завезено 261 единица автотранспорта. А в этом году с 1 января было завезено более 7000 автомашин. Увеличение произошло в тридцатикратном размере. Видя такую ситуацию, руководство Департамента таможенного контроля по Мангистауской области, по согласованию с Комитетом таможенного контроля РК, открыло в конце марта месяца в морском порту Актау дополнительный пункт таможенного оформления. Этот шаг значительно облегчил гражданам растаможку автомобиля. Рассказывает начальник таможенного поста "Морпорт Актау", Ерсайын Алимбаев: "После сбора всех необходимых документов оформление одной автомашины занимает примерно 15-20 минут. Раньше, например, при ввозе автомобиля приходилось растамаживать путем декларирования. Для этого обязательно нужно было нанимать брокера, который собирал все документы. По льготному режиму, каждый может это сделать сам, не прибегая к помощи посредника и не неся дополнительные расходы. Получается большой выигрыш и во времени, и в финансовых затратах". Ажиотаж закончится сам собой в июле. Тогда новые иномарки станут стоить гораздо дороже, чем сегодня. Вступят в действие единые пошлины Таможенного союза. Казахстанцам придется пересесть на "Жигули" и "Волги". Первого июля с опаской ждут и на городском авторынке Актау. Не секрет, что перепродажа машин из Грузии стала бизнесом для многих жителей нашего города. Говорит автодилер Женис: "Ничего хорошего мы не ждем. В данный момент люди зарабатывают на этом. Все в страхе сейчас. Чьи интересы защищаем – непонятно. На этом рынке человек 200 кормят свои семьи". Видимо, через месяц этим людям придется искать другой источник дохода. Зато вздохнут с облегчением в таможне, морском порту и казахстанском посольства в Азербайджане. Кто успел прикупить машину, будут еще долго вспоминать свой вояж в Грузию и дорожные приключения в Азербайджане. Благодаря автомобильному буму, тысячи казахстанцев побывали в нелегком, но увлекательном путешествии, пересекли Каспийское море на пароме Баку-Актау. А те, кто не успел стать автовладельцем до 1 июля, пополнят ряды "поклонников" российского автопрома. |